«Создание сетевого информационного пространства педагога»




Скачать 114.48 Kb.
Название«Создание сетевого информационного пространства педагога»
Дата публикации24.11.2013
Размер114.48 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
Департамент образования администрации

Нижнеилимского муниципального района

МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №2»

Автор работы: Потапенко Галина Николаевна

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

и Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы.

г. Железногорск-Илимский

29.03. 2012 г.

Потапенко Галина Николаевна

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

и Интернет-ресурсов в учебном процессе.

(МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №2»)

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

C 2008 года тема моего самообразования «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы». На уроках я активно начала использовать компьютерные технологии; участвовала в районном фестивале конкурсе «Информационные технологии в образовании Приилимья – 2010», сертификат, диплом II степени; прошла краткосрочное обучение в областном ресурсном центре Иркутского ИПКРО по теме «Создание сетевого информационного пространства педагога».

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Но все-таки информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов, т.е. продуктов с использованием не только текста, но и графики, анимации, видео и звука. Это и энциклопедии из самых различных областей жизни, и обучающие программы, и презентации разнообразных мероприятий. Наибольший интерес вызывает создание презентаций (Microsoft Power Point).

Если учитель владеет определенными знаниями, навыками работы на компьютере, то ему не составит никакого труда создать презентацию материала, который ему необходимо дать на уроке. Особенно это актуально при работе со старшими классами, когда за 45 минут нужно успеть дать и лекционный материал, и опросить учащихся по изученной теме. Здесь учителя и выручает подготовленная им самим презентация данного материала.

Презентация предъявляет повышенные требования к творческим способностям автора, к его художественному вкусу. Показ презентации сопровождается объяснениями, комментариями учителя: он может приостановить показ “слайдов”, более подробно остановиться на важном материале, не показывать все “слайды” сразу и т.д. Такая форма проведения урока-лекции более эффективна, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, учит детей делать выводы.

Создание мультимедийной презентации самими учениками – это одна из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности. Можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Очень важно, чтобы проект имел личностно значимую цель для учащихся, которую они формулируют в виде проблемы. Решая ее, ученики определяют свою стратегию и тактику, распределяют время, привлекают необходимые ресурсы, в том числе информационные.

Кроме презентаций, ученики могут создавать, например, базы данных (группировку учебного материала). Такие задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, систематизировать полученные знания, расширить кругозор.

Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности.

Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке.

Использование информационных технологий дают возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся, а также является важнейшим условием повышения качества образования.

Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения. Создаются условия для поисковой и исследовательской деятельности учащихся, повышения познавательной активности на основе развития критического мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии), развития творческого мышления учащихся.

При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности - познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями.

На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков русского языка и литературы. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. Планирую создать банк презентаций для дальнейшего их использования.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока.

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

Итак, в своей практике я использую:

Уроки-лекции

Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока.

В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.

Урок анализа текста

На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.

В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста учебника. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио- иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста). («Песнь о Вещем Олеге – литература, 7 класс»)

Оформление презентации к уроку анализа текста должно быть более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста. Композиция презентации может отражать своеобразие композиции текста

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы. (Обучение способам сжатия текста при подготовке к ГИА в 9 классе)

Обобщающие уроки

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В средних и старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

умение работать в группе;

умение находить информацию в различных источниках;

коммуникативная компетентность;

осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.

Заочные путешествия по литературным местам.

Это один из дополнительных способов посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания  тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии мне необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить  информационное содержание экскурсии (сопроводительный текст).

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

Уроки развития речи.

На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, образное мышление, любознательность.

Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ:

-Составление предложений из слов, по картинке, по схеме, по опорным словам;

-Составление текста, рассказа по вопросам;

-Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.

-Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.

-Рассказ по цепочке.

-Сочинение по картинам.

-Изложение.

Использование игр на уроках.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Необходимыми условиями являются знание особенностей детей, настрой педагога, четко поставленные цели и умение учителя контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться».

В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений, приёмами риторики, культурой речи, умению принимать разные точки зрения.

Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.

В дидактической и методической литературе по использованию игр в учебном процессе выделяют две группы:

- малые дидактические игры;

- ролевые игры.

Особой популярностью пользуются у ребят игры "Четвёртый лишний”, "Рассыпанное предложение”, «Самый умный» и др.

Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно,

  • выделять главное в информационном сообщении.

В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании любого предмета помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Мы дополняем и сочетаем традиционные методы преподавания с новыми методами, использующими информационные технологии, применяем индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваем их способности, а также объективно оцениваем качество знаний каждого ребенка. Таким образом, эта тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности.

Список используемой литературы, Интернет – ресурсов.

  1. tsgalcova.narod.ru›stranici/vse/uroki/fgos.htm.

  2. http://kaznacheeva.ucoz.net/index/koncepcija_pedagogicheskoj_dejatelnosti/0-5

  3. http://school-prib.ucoz.ru/publ/kak_sdelat_urok_russkogo_jazyka_ehffektivnym_i_interesnym/1-1-0-8.

  4. Кашникова Е.В. "Педагогическая целесообразность использования ИКТ на уроках гуманитарного цикла".

  5. Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. – www.edu.

  6. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

  7. Потапова С.В. Применение ИКТ на уроках развития речи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconКонкурс «Интернет проектов работников образования» (сайты, блоги)
...

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconПрограмма создания и реализации внутреннего и внешнего информационного пространства цбс 11 с
Развитие справочно-библиографического информационного обслуживания пользователей библиотек

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconО создании школьного сайта
С целью развития единого образовательного информационного пространства школы, презентации достижений учащихся и педагогического коллектива,...

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconПояснительная записка. Сайта моу «сош №2» г. Колпашево. Цель создания...
Цель создания Сайта оу: формирование единого информационного образовательного пространства

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconЗадачами мозгового штурма являются: включение в работу всех членов группы
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает...

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconПрограмма развития мбоу лицей с. Долгоруково на 2013-2018 годы «Создание...
Создание единого образовательного и воспитательного пространства как основы перехода

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconТема : «Достижение устойчивых изменений в работе школы по применению...
Необходим качественно усовершенствованный и активный переход на новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных...

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconПлан мероприятий по реализации проекта «Создание структ урно-функциональной...
План мероприятий по реализации проекта «Создание структурно-функциональной модели сетевого взаимодействия субъектов инновационной...

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconКонцепция сетевого информационного взаимодействия студентов и учащихся...
Заместитель директора по информационным образовательным ресурсам, д т н., профессор

«Создание сетевого информационного пространства педагога» iconАнализ работы школы молодого педагога в моу дод цют. 2010 2011 учебный год
Цель: Создание педагогических условий эффективного развития профессиональной компетентности педагога


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru