Моу «Лицей г. Козьмодемьянска»




Скачать 91.92 Kb.
НазваниеМоу «Лицей г. Козьмодемьянска»
Дата публикации12.11.2013
Размер91.92 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
Апаласова Н.М.
учитель английского языка


МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»
Организация исследовательской деятельности как средство повышения мотивации школьников к изучению английского языка.
Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами.

(Н.И. Пирогов)

В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

Говорят, что настоящего исследователя отличает от всех других людей особого рода голод – к поиску, парадоксам и решениям! Уже расхожей в педагогике стала притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить!

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе.

Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Исследовательская деятельность учащихся осуществляется как на урок, так и во внеурочное время.

В урочной деятельности в качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); семинары (10-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.);;

Виды исследовательской деятельности на уроках английского языка

1. Метод проектов Представители групп готовят сообщения по теме: рассказывают о жизни в сельской местности в России и в Америке. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.

2. Лабораторные работы. В частности на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ.

Как составить правильно вопрос на английском языке?

Порядок слов в английском предложении.

3. Кейс-технологии

Формирование исследовательских навыков через метод проектов

Метод проектов является одним из востребованных методов при обучении школьников английскому языку. В ходе применения метода проектов в учебной деятельности можно добиться, прежде всего, не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию, умение работать с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

4. Структурирование содержательной части проекта;

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Формирование исследовательских личностных навыков через применение кейс-технологий.

В переводе с английского Case означает:

1. Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы студентов);

2. Ситуация, случай, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны изучаться студентами).

Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Разумеется, кейс-метод используют и при коммуникативно-ориентированном обучении языку, когда школьникам предлагают для анализа те или иные коммуникативные ситуации. При этом исследуется и анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики, механика обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Выявление происходит на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей: речи, памяти, логического мышления. Учитывается также готовность самих учащихся заниматься исследовательской деятельностью. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. Учитель совместно с учащимися определяет тему, подчеркивая тот факт, что в названии темы должна быть какая-то интрига, выбор, вопрос (к примеру, «Английский паб – это трактир или пивная?», «Скажи мне, кто ты, и я скажу тебе, кто ты» и т. д.) Список страноведческих тем для исследований обширен, поскольку учебники раскрывают лишь отдельные темы. Большей частью УМК написаны языком справочников, энциклопедий и грамматических справочников, сборников.. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Идет поиск нужной литературы, составляется план, определяются методы работы с литературой (методы анализа, сравнения, сопоставления, обобщения) и методика проведения эксперимента (методы опроса, анкетирования, математической обработки данных). Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). Учитель и ученик обсуждают вопросы оформления работы, использование технических наглядных средств при защите работы. В последнее время стала использоваться компьютерная презентация исследовательских работ (была подготовлена компьютерная презентация работы Алены Андреевой «Скажи мне, что ешь, и я скажу тебе, кто ты», также работы Кирилла Пузанкова «Английский паб - это трактир или пивная?» и т. д.

На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:

Работы должны быть выполнены самостоятельно.

Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.

Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.

Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.

Работа должна иметь практический и теоретический интерес. Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.

Немаловажное значение придается вопросу о том, как удержать внимание аудитории при выступлении. Затем работа представляется на школьную научно-практическую конференцию, где в качестве экспертов выступают преподаватели МарГТУ. После этого работа выставляется на городскую научно-практическую конференцию, затем - на республиканскую.

Исследовательская стратегия

Под исследовательской стратегией мы понимаем последовательность внутренних мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию исследовательского результата.

С точки зрения внутренней организации, учебное исследование школьника является целенаправленной деятельностью. Как и любая другая деятельность подобного рода, она связана со следующими составляющими:

  • внутренним представлением цели;

  • мотивацией;

  • критериями достижения цели и организацией процесса;

  • основными операциями и действиями, направленными на реализацию цели;

  • последовательность операций и действий;

  • контролем за исполнением операций и получением промежуточного результата;

  • коррекцией операций или представления цели;

  • критериями прекращения реализации действий;

  • фиксацией результата деятельности.

Требование к учителю
при организации учебно-исследовательской работы

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

· положительное отношение к ребенку;

про явление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

· признание права личности быть непохожей на других;

. предоставление права на свободу выбора;

. оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

. у чет индивидуально-психологических особенностей детей.

Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

По мнению учащихся, занятых проектной и исследовательской деятельность, этот вид работы интересен им потому, что они самостоятельны в генерировании идей, в решении проблем. В ходе работы над проектом над проектом учащиеся как самый интересный выделяют исследовательский этап; по тогам выполнения данных видов работ учащиеся стали оценивать выше свои возможности и способности. Отмечают, что лучше стали понимать учебный материал, и потому более успешны.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом и исследованием?» учащиеся чаще всего дают следующие ответы:

-«распределять правильно время»;

-«анализировать и систематизировать»;

-«достигать поставленной цели»;

-«взаимодействовать с любым партнером»;

-« более уверенно держать себя во время выступления».

На вопрос «Будете ли вы заниматься подобной деятельностью в дальнейшем?» почти все дают положительный ответ и отмечают, что следующую работу они постараются сделать более качественно.

Формирование исследовательских навыков на уроках обучения английскому языку, с моей точки зрения, способно помочь:

повысить мотивацию учащихся

увидеть практическое применение ИЯ в современном мире

повышает престиж знаний;

совершенствует навыки учебной работы;

развивает личность ученика;

формирует системность и глубину знаний;

обогащает социальный опыт

Научно-исследовательская работа в лицее - это один из самых позитивных экспериментов последних лет, и умелая ее организация способствует саморазвитию, самосовершенствованию личности ребенка, позволяет добиться стабильных результатов в обучении.

Литература

1. Брыкова О.В., Громова Т.В.

Проектная деятельность в учебном процессе

Москва, Чистые пруды, 2006

2. Гоман Ирина Германовна, учитель английского языка школы № 72, г. Новокузнецк Кемеровской области «Исследовательская работа на уроках английского языка

3. Стрельникова Т.Д.

Обучение с помощью кейс-технологий

Ж «Справочник заместителя директора школы» №4 2009

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconМоу дод «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска» за 2010-2011...
«Дом детского творчества г. Козьмодемьянска» основан в 1951г. Это учреждение со сложившимися традициями, своей многолетней историей,...

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconАктуальность программы. (Обоснование социального заказа программы)
Основная образовательная программа моу лицей является программой развития моу лицей. Ооп ООО разработана администрацией, Управляющим...

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconОбразовательной программы моу «Лицей №174» г. Зеленогорска на 2011...
Коллектив моу «Лицей №174», творческие группы педагогов, предметные кафедры и мо

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconО создании и полномочиях рабочей группы в рамках эксперимента по...
В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа моу лицей с. Долгоруково...

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconМалькова Анна Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» (моу «Лицей №1»), г. Петрозаводск

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconИспользование икт в преподавании изо и мхк
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 имени академика В. М. Глушкова (моу лицей №3), г. Шахты

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconУправление образования Чистопольского муниципального района Ресурсный...
Печатается по решению научно-методического совета моу «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей»
Рф «Об образовании», законодательством РФ в области образования (ст. 3 закона РФ «Об образовании»), требованиями «Типового положения...

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconМоу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию
Путь в профессию: Методические рекомендации для молодых преподавателей (по материалам публикаций периодических изданий) / Сост. Л....

Моу «Лицей г. Козьмодемьянска» iconО тчет о работе методического объединения учителей математики, физики,...
Отчет о работе методического объединения учителей математики, физики, информатики моу заволжский лицей


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru