Урок математики




Скачать 80.23 Kb.
НазваниеУрок математики
Дата публикации01.08.2013
Размер80.23 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Информатика > Урок
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило время, когда без него нельзя представить себе и общеобразовательную школу. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет учителей, использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок учащихся. Реализация всех этих задач возможна только при активном внедрении современных образовательных технологий, в том числе информационных.

Под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационные технологии характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые они содержат:

техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);

программная среда (набор программных средств);

предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.

Что же нужно, чтобы урок прошел с использованием ИКТ?

Во-первых, оборудование, как минимум один компьютер, в идеале – автоматизированное рабочее место преподавателя, несколько рабочих мест ученика, видеопроектор, интерактивная доска.

Во-вторых, учитель, который владеет навыками работы на компьютере, знаком с правилами работы с мультимедийным проектором, интерактивной доской.

В-третьих, компакт-диски с цифровыми образовательными продуктами.

Как показывает опыт, уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение ученика с учителем более содержательным, индивидуальным и деятельным. Использование ЭВМ на уроках математики экономит время, повышает мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса.

Параметры урока




Урок с использованием ИКТ


Традиционный урок




передача информации







учащиеся получают информацию более насыщено, наглядно







объяснение учителем, самостоятельное изучение параграфа по учебнику, использование таблиц

темп работы


каждый ученик работает в своем темпе, задания и мультимедийные средства учитывают индивидуальные особенности обучаемых, исходный уровень их знаний и умений

учитель использует темп работы, который подходит для большинства учеников в

классе

обратная связь с учеником

осуществляется в процессе объяснения, закрепления

текущий контроль







Опираясь на исследования ученых, можно выделить три основных формы использования компьютерных программ:

1) уроки с компьютерной поддержкой;

2) самостоятельная работа учащихся с программой;

3) дистанционное обучение (взаимодействие учителя и ученика через компьютерные сети).

На уроках с использованием ИКТ, также как и на других уроках, учителю приходится решать следующие задачи:

дидактическая (подготовка учебного материала урока, подбор компьютерной программы);

методическая (определить методы использования ИКТ в преподавании темы, анализ результатов урока, постановка следующей учебной цели);

организационная (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени);

учебная (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой).
Исходя из вышеперечисленных задач, можно сказать, что методика подготовки уроков с использованием компьютерных программ включает в себя следующие этапы:

постановка задачи учителем (анализ данных по конкретному классу, определение методов и форм работы с классом в целом и отдельными учениками);

самостоятельная работа учителя по разработке компьютерной программы или использованию готового цифрового образовательного ресурса;

использование подготовленной программы на различных этапах урока;

проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки;

внедрение программы для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время;

анализ урока с целью корректировки содержания следующего урока в этом классе, например, определить, что было не усвоено, и вернуться к этому позднее.
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.

Для подготовки и проведения уроков алгебры, геометрии, математики возможны следующие методы по использованию цифрового образовательного ресурса на уроке.

Изучение нового материала

1. Фронтальная работа с классом
Учитель объясняет материал, используя интерактивную доску или мультимедийную презентацию для демонстрации графиков, иллюстраций, алгоритмов. Такие презентации незаменимы на уроках геометрии особенно при решении стереометрических задачах, можно любую геометрическую фигуру с помощью интерактивной доски повернуть, выполнить дополнительные построения, задать ее в объеме, сделать чертеж на плоскости, показать решение задачи на построение. В алгебре при объяснении темы «Графики функции» можно наглядно показать движение графиков по оси абсцисс и оси ординат. В младших классах с помощью анимаций можно наглядно смоделировать ситуацию, описанную в задаче и т.д.

2. Самостоятельная работа учащихся с электронным изданием. Ученик получает от учителя:
1) план изучения нового материала;

2) промежуточные контрольные вопросы;

3) шаблон изучения темы для заполнения.

Ученик самостоятельно работает с электронным изданием

Отработка учебных навыков по теме

1. Фронтальный опрос. Учитель использует проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, ученики их озвучивают.

2. Самостоятельная работа учащихся с математическими тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике. Обучающие программы обеспечивают восприятие материала каждым учеником, так как каждый в своем темпе (что немаловажно), самостоятельно продвигается по учебному материалу. Не усвоив текущего материала, не перейдешь к следующему – компьютер не позволит. Учитель имеет возможность скорректировать работу ученика, помочь более слабым учащимся. Действия ученика при этом следующие:
1) самостоятельно или в паре решает задачу на компьютере;

2) повторяет решение, отключив подсказки;

3) решает аналогичную задачу в тетради и проверяет решение, вызвав «шпаргалку» на компьютере;

4) решает аналогичную задачу, предложенную учителем на оценку, или составляет сам аналогичную задачу и решет ее на оценку.

3. Занятия практикумы

1) ученики получают задания или вопросы по изучаемой теме, сформированные в виде 3-х блоков (по 4-5 вопроса в каждом) с разным уровнем сложности (на оценку «3», «4», «5»);

2) ученики выбирают уровень сложности и 30 минут готовятся по данным задачам, могут использовать электронные средства как помощь, при этом можно объединить в пары, группы для совместного решения;

3) в оставшееся время учитель выборочно дает каждому ученику 1-2 задания на выбранную оценку;

4) ученик предоставляет решение и получает оценку.

Самостоятельная работа учащихся

1. Работа с цифровыми образовательными ресурсами по устранению пробелов в знаниях (после пропуска уроков по болезни). В данном случае от учителя требуется составление плана работы ученика с электронным ресурсом и обычным учебником.

2. Самостоятельная домашняя работа учащихся по подготовке к контролирующим мероприятиям с использованием цифровых образовательных ресурсов.

3. Подготовка учащимися проектов.

Контроль знаний

Контроль знаний с использованием компьютерных тестов (компьютер выдает % выполнения задания, ошибки, оценки). В нашей школе учителя пользуются бесплатными программами из сети Интернет. Например, программа тренажер «Действия с обыкновенными дробями» (автор С.А. Ермолин), позволяет за короткое время объективно проверить знания учащихся по данной теме. Программа проста в эксплуатации, после каждого пройденного задания по этой программе учащиеся получают оценки. Используем программу «Конструктор тестов», которая позволяет учителю самому составить разноуровневые тесты по любой теме с использованием рисунков, графиков, схем. При проведении уроков используются обучающие программы, а также программное обеспечение для интерактивной доски SMARTBORD. Используем CD-диски: 1С:Репетитор «Математика», Алгебра 7-8, Алгебра 9, «Алгебра 10-11», «Стереометрия», «Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия» и др., пользуемся материалами, размещенными на образовательном портале г. Липецка, тестами на образовательном сайте www.ege.edu.ru, www.fipi.ru., материалами открытого сегмента Федеральной базы тестовых заданий. Сейчас в практику вошло репетиционное тестирование, предоставленное экзаменационным агентством «Единый экзамен» www.probaege.edu.ru, где представлены задания КИМов всех уровней. Агентство «Кенгуру» http://www.kenguru.sp.ru тоже предоставляет такую возможность. На уроке и вне его, при подготовке к ЕГЭ можно использовать интернет-ресурсы www.gotovkege.ru, www.egehelp.ru. На сайте www.fcior.ru во вкладке «Каталог» есть возможность пройти тестирование по различным образовательным модулям, на разных уровнях изучения.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать ожидаемые результаты обучения при использовании компьютера на уроках математики:

развитие межпредметных связей математики и информатики;

формирование компьютерной грамотности;

развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;

формирование информационной культуры, творческого стиля деятельности учащихся;

подготовка учащихся к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании.

реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами.

Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики iconУрок изобразительного искусства и математики «Пропорции человеческого тела»
Представляем вашему вниманию бинарный урок изобразительного искусства и математики. Урок проводят два учителя: учитель математики...

Урок математики iconУрок математики в 1 классе
Урок математики в 1 классе Составитель учитель начальных классов Баранова Ольга Александровна

Урок математики iconУрок математики в 3 классе по теме «Деление на две равные части, деление по два»
Урок математики в 3 в классе провела Е. В. Смола – учитель–дефектолог первой квалификационной категории

Урок математики iconУрок Смирнова Е. Ю. 3 «Математический аукцион»
Мбоу «сош №42 г. Чебоксары» прошел День математики, подготовленный учителями математики

Урок математики iconУрок математики в 7 классе
Автор проекта: учитель математики 2квалификационной категории Верхоценского филиала моу сатинской сош

Урок математики iconУрок математики в 5 классе (обобщающий)
Воспитание духовно-нравственных качеств, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по курсу математики 5 класса

Урок математики iconУрок математики в 5 классе по теме «Упрощение выражений»
Автор: Афиногенова Ирина Викторовна, учитель математики мбоу сош №13 г. Волжский Волгоградской обл

Урок математики iconУрок математики и информатики по теме «Алгоритмы»
Моу «Гимназия №1 им. В. Я. Шишкова» г. Бежецка Тверской области интегрированный урок математики и информатики по теме «Алгоритмы»...

Урок математики iconПлан проведения недели математики с 25 февраля по 3 марта 2013 года
Игра «Сто к одному» Кирилина Н. Н. Урок занимательной математики «Прогрессии вокруг нас»

Урок математики iconУрок математики в 4 классе в технологии деятельностного метода
Никифорова Татьяна Ильинична, учитель начальных классов маоу «сош №33 с углубленным изучением математики» Великого Новгорода


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru