Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф




Скачать 75.21 Kb.
НазваниеДидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф
Дата публикации30.10.2013
Размер75.21 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
Дидактические игры
Выступление на заседании ШМО учителей физики и информатики

Учитель: Ялалова Ф.Ф.
В детские годы ведущим видом деятельности является игровая. Возвращаясь к ней в подростковом возрасте, мы даем учащимся возможность снять излишнее напряжение во время урока и повысить свою стрессоустойчивость. Важен и тот фактор, что игровая обстановка повышает инициативность, создает позитивный фон для усвоения или закрепления материала, а значит способствует усилению мотивации к изучению предмета.
Существует множество видов дидактических игр, в том числе и интерактивных с использованием ЭОР, например flash игры на сайтах http://www.umapalata.com/home_ru.asp
http://www.pinkflash.ru/adventure/pour-the-fish
Но на уроках я использую свои дидактические разработки. Представлю некоторые из них.

«Уменьшайка»

Дидактическая игра для 7-8 классов. Отрабатывает и закрепляет знание и понимание основных положений молекулярно- кинетической теории.

Сюжет игры: Сказочная группа ученых, используя фотографии 70-кратно увеличенных молекул, способом рядов вычисляет порядок величины размера молекулы. Затем они посылают в Микромир многократно уменьшенных исследователей-экспериментаторов, причем новый размер вычисляется учеными так, чтобы исследователи стали ростом с молекулу.

Ход игры: Попадая в Микромир, исследователи испытывают на себе значение промежутков между молекулами вещества: при диффузии, при деформации растяжения- сжатия, изменения в это время сил межмолекулярного взаимодействия. Объясняют связь температуры со скоростью и кинетической (средней кинетической) энергией молекул. Роли молекул так же исполняют ученики, которые двигаются вокруг исследователей, меняя тактику движений в зависимости от указаний ведущего (учителя).

Возможные указания:

Мы в газе! (Промежутки большие, молекулы двигаются хаотично, почти не взаимодействуя (не цепляясь друг за друга руками). Исследователи отмечают вслух, например, наличие больших промежутков между молекулами и отсутствие взаимодействия.
Твердое тело растягивают! (Промежутки становятся больше, а молекулы стараются увеличить силы взаимного притяжения).

Твердое тело сжимают! ( Обычно исследователи кричат: «Нам тесно! Молекулы, увеличьте силы отталкивания!»)

Температура падает! (Промежутки между молекулами становятся меньше, сами молекулы двигаются медленнее)

Таким образом, дети переживая эмоционально основные положения молекулярно- кинетической теории, лучше понимают их смысл, учатся интерактивно и слаженно работать в группах. Каждая роль в этой игре заставляет задумываться о происходящем с различных точек зрения.

«Разведка боем»

Дидактическая игра для 7-8 классов, служит для закрепления знания физических величин. Их взаимосвязи (формул) и отработки умений применять эти формулы для решения задач.

Сюжет игры: две группы учеников, одна в роли вражеского штаба, другая в роли разведчиков. Разведчики попадают во вражеский штаб, где после военного совета на столе остаются документы. Роль документов исполняют тут же написанные учениками карточки. На них вперемешку

Условное обозначение

Единица измерения

Формула, где есть данная величина для нескольких физических величин. Судьба разведчиков- отобрать для своего штаба карточки для конкретной физической величины. Они передают сведения в свой штаб, где штабисты подготавливают для врага хитрую дезинформацию: составляют задачу, либо описывают условия эксперимента, где фигурирует именно эта физическая величина. Разведчики подбрасывают это задание во вражеский штаб вместо забранных карточек. Таким образом, ученики укрепляют знания физических величин, тренируют умение составлять и решать задачи. Причем задачу вынуждены решить сначала составители, чтобы получить ответ, и их противники. Побеждает тот штаб, который работал слаженнее. Обычно дети сами анализируют ход игры и называют лучших игроков.
Блиц- турнир «Горячая картошка»

Дидактическая игра предназначена для актуализации теоретических знаний на любом уроке внутри темы. Необходимым условием является наличие довольно большого запаса вопросов на закрепление знаний по данной теме и возможность краткого ответа. Контингент- учащихся 7-9 классов.

Ход игры: к доске вызываются 4-10 учащихся. Учитель в достаточно высоком темпе задаю вопросы по данной теме. Ученики отвечают на поставленный вопрос сразу. Если ответ не прозвучал, то вопос автоматически переходит к следующему. Один ученик становится арбитром. Его роль- на таблице достижений отмечать плюсами и минусами верные и неверные ответы учеников. Учитель ведет подсчет баллов параллельно с арбитром, которому выставит оценку за правильно присужденные баллы.

Что ценно, в этой роли можно использовать ученика с недочетами разговорной речи (например, заиканием), так как он получит свою оценку, не затрудняясь разговором.

Примерный список вопросов для 7 класса по теме: «Плавание тел, сила Архимеда»

Что такое выталкивающая сила? Чему равна выталкивающая сила? От чего зависит выталкивающая сила? По какой формуле можно найти выталкивающую силу? и т.д.

Таким образом, учитель получает возможность проверить знания вопросов по теме у значительного числа учеников, причем довольно быстро.

«Угадай-ка»

Дидактическая игра, направленная на закрепление знаний физических величин и связывающих их формул. Можно дополнять игру карточками с единицами измерения этих физических величин.

Ход игры. Ученики делятся на две команды, например «Башковитые» и «Деловитые». Первые пишут заранее карточки с

физическими величинами

формулами

единицами измерений.

Затем они предлагают для второй команды одну карточку с физической величиной и по три для единицы измерения и формулами ( всего 7 штук). Игроки второй команды в высоком темпе выбирают верное соответствие: физическая величина- единица измерения- как найти. Это повторяется 5-7 раз. Затем команды меняются ролями. Игра усиливает мотивацию к запоминанию теоретического материала, без которого невозможен переход на ступень решения расчетных задач.

«Стробоскоп»

Дидактическая игра для 9 классов. Служит для отработки навыка построения графических зависимостей скорости и ускорения от времени при равномерном и равноускоренном прямолинейном движении.
Ход игры: поочередно кто-то из учащихся выходит к доске и рисует подобие стробоскопической диаграммы- временной развертки зависимости положения тела от времени. Характер движения может изменяться несколько раз. Выбирают две команды игроков: «Акселерометр» и «Спидометр». Игроки первой команды строят график зависимости ускорения от времени, а игроки второй- график зависимости скорости от времени. Результат их работы друг под другом строится на доске, чтобы наглядно продемонстрировать связь этих физических величин.

"Вытащи вопрос".

Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.

Начать занятие можно с вопроса: " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?

Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".

После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:

какие вопросы ученикам понравились;

какой ответ показался более удачным;

какие вопросы были трудными;

доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.

Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 7-8 классов.

"Незавершенность".

Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.

Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время - 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

Рекомендации по использованию игровых технологий

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдении следующих условий:

соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

доступность для учащихся данного возраста;

умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

ролевые игры на уроке;

игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

различные виды внеклассной работы по физике (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconАнализ работы шмо учителей математики, физики, информатики
Поэтому работа учителей математики, физики, информатики школы основана на постоянном поиске новых приемов, средств и методов обучения,...

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconПлан работы методического объединения Руководитель шмо одегова Л. Н
В прошедшем учебном году шмо учителей математики, информатики, физики, химии, географии, биологии, учитывая проблему школы, работали...

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconПлан работы шмо учителей математики, физики и информатики за 2010-2011 учебный год
Анализ работы мо учителей математики и физики, информатики школы за 2009-2010 уч год и задачи повышения эффективности образовательного...

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconАнализ работы методического объединения учителей физики, математики...
В в 2007-2008 учебном году мо четыре педагога: Балуева З. Ф. учитель математики, Стрельцов И. А. – учитель физики и информатики,...

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconСтатья и выступление «Применение интерактивной доски на уроках физики...
Место работы, занимаемая должность учитель физики, информатики и вт муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней...

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconПланирование и организация деятельности шмо учителей математики, информатики, физики
«Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процессе»

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconЗакон Ома для полной цепи с помощью пк цели урока
Интегрированный урок физики-информатики. Авторы: учитель информатики Карепина Н. А., учитель физики Коваль Н. В

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconВыступление на заседании
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе...

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconВыступление на августовской секции математики, информатики и физики
Выступление на августовской секции математики, информатики и физики «Портфолио учителя» 25. 08. 09г

Дидактические игры Выступление на заседании шмо учителей физики и информатики Учитель: Ялалова Ф. Ф iconУроки математики, физики и информатики в современной школе
Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru