Скачать 81.06 Kb.
|
Информационно-методический центр Кировского района Санкт-Петербурга КУРСОВАЯ РАБОТА по программе «Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС» (36 часов) Вид работы: Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ Тема: УМК «Школа России» Литературное чтение 2 класс В.Бианки «Музыкант» Выполнено слушателем: Демьяненко Мария Алексеевна учитель начальной школы 1 категория ГС(К)ОУ № 2 (IV) вида Научный руководитель: канд. пед. наук Арьяева Людмила Владимировна Санкт-Петербург 2011г. Мастерская – оригинальный способ организации деятельности учеников при участии учителя-мастера, создающего условия для инициирования поисковой и творческой деятельности учеников. Технологии французских мастерских и развития критического мышления базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализуют деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская). Технология педагогических мастерских и технология развития критического мышления через чтение и письмо обеспечивают развитие таких качеств личности, как субъектность, рефлексивность, критичность мышления, креативность. УМК «Школа России» Литературное чтение 2 класс В.Бианки «Музыкант» Урок разработан с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Урок построен на основе базовой модели: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ. Основным приёмом стал приём «чтение со стопом». Суть приёма в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав каждую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения. Урок рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки. Педагогические цели: 1. Организовать работу по осознанному осмыслению художественного текста 2. Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов, вопросов 3. Активизировать детей на творческую работу (создание настроя, поиск и открытие новых знаний, создание своего текста) 4. Организовать работу в группах (работа с информацией), в парах (создание текста) 5. Формировать умение принять позицию другого как ценность для себя 6. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной и письменной форме (заполнение таблиц, дописать незаконченную фразу) Ожидаемые результаты: - ученик прогнозирует дальнейший ход событий, выдвигает гипотезы - ученик проводит сравнение - ученик умеет работать в группе, в парах, слышит и слушает суждения других - ученик проявляет творческую деятельность, включая чувства - ученик соотносит полученные ранее знания - ученик умеет работать с информацией - ученик умеет обобщать - ученик умеет выразить своё личное отношение к предмету - ученик умеет принять позицию другого Оборудование и организация У учителя: Книга В.Бианки «Музыкант», портрет писателя, учебник иллюстрации, изображающие медведя У учащихся: Учебник, картинки с изображением медведя; карточки с записями: толкование слова «музыкант» из словаря И. Ожегова, опорные слова, словосочетания, вопросы, таблицы, тексты о жизни медведя Применяемые методы: -объяснительно-иллюстративный - исследовательский Технологическая карта
Ход мастерской 1.Индукция (наведение) создание настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включая чувства, формирование личного отношения к предмету, обсуждение. На доске: МУЗЫКАНТ - Прочитайте слово, написанное на доске - Назовите родственные слова - Скажите значение слова «музыкант» (выслушиваются ответы детей) - У вас на столе листочки, где записано толкование слова «музыкант» Прочитайте и сравните со своим ответом. Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой. 2.Самоконструкция (Построение знаний – поиск, открытие, формулировка гипотез) Создание первичного образа. ![]() - Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы увидели? - Что вы знаете о жизни медведей? (Выслушиваются ответы детей) 3.Деконструкция (работа с информацией) - На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о медведе. Прочитайте. (Класс делится на 2 группы, каждая читает свою информацию. При социализации дети дополняют друг друга.
4.Самоконструкция (Создание первичного образа) Работа с информацией (После прочтения и прослушивания текстов, дети заполняют таблицы, лежащие у них на столах, высказываются по заполненной таблице) - Ребята, у вас на столе таблицы, заполните их.
5.Реконструкция (Создание своего мира, текста, гипотезы – обязательно личностное) - А если я вам скажу, что медведь стал главным героем рассказа В.Бианки «Музыкант», какие вопросы вы зададите? (Дети задают вопросы) 6.Социализация (Работа в парах) - У вас на столе листочки, где записаны слова, словосочетания, предложения. Используя их, составьте свои рассказы. (выслушиваются рассказы детей) - Одинаковые ли получились рассказы? 7. Разрыв (Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, информация) ![]() Работа с текстом - А хотите узнать, о чём написал в книжке В.Бианки? (Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование) МУЗЫКАНТ В.Бианки Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику: — Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу. 1 остановка Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту? (Выслушиваются ответы детей) Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела. Немного погодя опять: «Дзенн!..» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково. - Чьи ответы совпали с авторским? 2 остановка Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выслушиваются ответы детей) Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил. - Оправдались ли ваши прогнозы? 3 остановка Вопрос: Как поступит старик с медведем? (Дети высказывают предположения) Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!» Колхозник спросил старика: — Ну что, убил медведя? — Нет,— ответил старик. — Что ж так? — Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве. - Сбылись ли ваши предположения? - Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец? - Какой смысл заключил в своё произведение автор? 8. Рефлексия (самоанализ) Обобщение ощущений, чувств. На столе у каждого ученика таблица, её нужно заполнить.
(Выслушиваются высказывания детей по таблице) - Какая информация оказалась новой? - Дополните фразу: «Читая это произведение, я думал о том, что …» |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 | ![]() | Инновационные педагогические технологии |
![]() | Базовые технологии и проблемы реализации пакетов прикладных программ управления персоналом | ![]() | Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями по разработке и |
![]() | Курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов | ![]() | Тема Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников |
![]() | В. М. Таутинова, широко используя инновационные педагогические технологии, постоянно оказывает методическую помощь коллегам не только... | ![]() | ... |
![]() | Подготовка специалистов-строителей, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в области экономики строительства... | ![]() | Забайкальский государственного университет приглашает принять участие в работе V международной научно-практической конференции «Инновационные... |