Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель»




Скачать 83.37 Kb.
НазваниеКонспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель»
Дата публикации29.08.2016
Размер83.37 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Информатика > Урок
Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель»

Культура в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Тип урока: Урок- образ с элементами исследовательской работы, с применением компьютерных технологий.
Цель урока:

- раскрыть духовную атмосферу 1960-х годов;

- сформировать представление о стиле 60-х годов;

- объяснить, почему этот период получил название «Оттепель».
Умения и навыки:

- умение воссоздавать образы прошлого, анализировать материал, черпать информацию из различных источников,

- аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам

- групповая работа должна способствовать развитию умений общаться, находить в споре компромиссные решения.
Оборудование: плакаты, иллюстрации по культуре, песни 60-х гг., выставка литературных произведений 60-х, вещи того времени.
Опережающее задание: провести анкетирование, исследование и написать творческую работу на тему: « Моя семья в 60-е гг.» Класс разделить на три группы и каждая из групп получает задание-исследование на темы: « Мода 60-х», «Жилище», « Мода, развлечения и музыка». Работы представляются в виде компьютерных презентаций.
Основные понятия: Оттепель

Шестидесятники, барды, авангард

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вводное слово учителя.

  3. «Свет и тени духовной жизни» (Изложение нового материала).

  4. Быт советских людей (мода, жилье, отдых).

  5. Ответы на вопросы. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.




  1. Исполнение песни «Оттепель» ученицами класса.

Вы, уже безусловно догадались, что слово оттепель будет самым главным на нашем уроке. Как же это весеннее слово «Оттепель» связано с историей?

Ответы учащихся – это период в истории в годы правления Н.С.Хрущёва. Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие. Куда же мы отправимся? Совсем недалеко, всего-то на 40-50 лет назад, в то время, которое многие помнят. Наша задача воссоздать атмосферу того времени. Узнать и почувствовать, как жили люди, о чем думали, о чем мечтали.

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни советского общества. И. Эренбург назвал этот период « оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в тоже время это была не весна, с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог последовать и «легкий морозец».

С одной стороны разоблачение Сталина благотворно сказалось на литературе, живописи, кино – всех видах искусства. С другой стороны партийное руководство стремилось по-прежнему жестко и властно и неумолимо контролировать творческую деятельность интеллигенции
И так, мы переносимся в прошлое. Москва, Старый Арбат, по которому мы идём с вами.

1 сцена: Светит солнце, улица многолюдна, и вот с одной стороны мы видим мольберты, яркие холсты, красочные пятна картин. Увлечённые своей работой художники творят чудо. Они пишут мир красками. Изображают его таким, каким видят. На этих картинах мы не увидим розовощёких колхозниц, не увидим парадных портретов наших вождей. Познакомимся с ними поближе.

Рассказ гр. учеников: 1)национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях наших картин. Художественные приемы основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. В картины мы вносим элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов . ? Мы «взорвали» представление о живописи подобно тому, как в свое время изменил отношение к скульптуре Микеланджело..
2) Наши картины представляют собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ. Мы не рисуем, а «думаем» на холсте: наши полотна — это отражение наших мыслей, наших переживаний. Наши эмоции кому то покажутся черезчур яркими , как это бывает у всех неординарных личностей, и кажутся хаотичными, как это свойственно работам гениев

3) Власти в лице Н.С Хрущёва были пока ещё не в состоянии оценить и понять этих свободных душой художников. Их творчество не помещалось в те рамки дозволенного которые ставились всегда перед советским человеком. Думать, писать и говорить надо так как предписано и о том, что разрешено.

Побывав на нашей выставке в Манеже, на нас была обрушена такая жёсткая критика. Это не картины – это мазня! Разве так рисуют! Они учились на народные деньги, и чем они отплатили народу? Чёрной неблагодарностью! Нас не понимали, нас отовсюду гнали. Понимание пришло гораздо позднее.
Учитель: Спасибо вам наши «Свободные художники»

2 сцена: И мы продолжаем наше путешествие по Арбату. Слышите эти переборы струн. Это кто-то играет на гитаре. Прохожие протискиваются сквозь собравшуюся толпу. Каждому хочется и увидеть и послушать и подпеть знакомые строчки.

Группа обучающихся исполняет песню Булата Шалвовича Окуджавы «Ваше благородие»

Ученик о Бардовской песне: Песни которые становятся популярными в 60-е годы называются авторскими, также имеют другие названия - бардовская, самодеятельная, туристическая, студенческая. Эти песни исполнялись во дворах, в дружеских кампаниях, на скамейках и лестничных клетках. Слова переписывались от руки, аккорды запоминались на слух. При определении сущности авторской песни Б. Окуджава сказал, что это – «поэзия под гитару», а В. Высоцкий говорил, что это – поэты, которые исполняют свои стихи под музыку.

Люди разных профессий пишут песни. Почему? Что заставляет их это делать? Каждый автор пишет о том, как он видит и понимает мир. Поэт размышляет о добре и зле, о смысле жизни, рассказывает о человеческих чувствах. Концерт барда - это душевный, искренний разговор со слушателями, это – исповедь поэта.

Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства. Она противостояла развлекательной эстрадной песне. Авторская песня пишется думающими людьми для думающих людей.
3 сцена:

Продолжаем путешествие по Арбату. Мы видим возле памятника В.Маяковского толпу народа. Мы слышим то чей-то тоненький голосок. Кто эта черноглазая , черноволосая девушка. Это молодая поэтесса - Бэлла Ахмадулина (Апкина Анжела)

Ученица читает стихотворение поэтессы.
Однако не всё было так романтично, как может показаться на первый взгляд. Были творческие люди, которым повезло меньше чем остальным. Такими авторами были советские писатели – Вознесенский и Борис Пастернак. ( рассказ Астапова Юрия)

ХРУЩЕВ обращается к ВОЗНЕСЕНСКОМУ:

- Предатель! Посредник наших врагов. Вы не член моей партии, господин Вознесенский! Ты не на партийной позиции. Для таких – самый жестокий мороз…

Обожди еще, мы тебя научим. Ишь ты, какой Пастернак !..Получайте паспорт и езжайте к чертовой бабушке. К чертовой бабушке!

Преследовались джаз и так называемые стиляги. Долго не выпускался на экран фильм М.Хуциева «Застава Ильича». Та же судьба постигла и многие другие фильмы…

Выдающийся поэт 20 века Б.Пастернак написал роман «Доктор Живаго». У себя на родине он опубликовать его не смог: не пропускала цензура. Пастернак был вынужден отправить роман за границу, где его напечатали. Об этом доложили Хрущеву. Он был вне себя от гнева. Масла в огонь подлило присуждение Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии. Началась дикая травля поэта. Хрущев даже предложил уехать ему за границу. Но Пастернак не хотел уезжать. Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии. Но злобная критика и травля продолжались…

Многие поэты и писатели участвовали в травле. Некоторые из них, впоследствии, горько сожалели об этом. Но, сделанного, не исправишь. В 1960 г. Пастернак скончался

Б.Пастернак. Из стихотворения «Нобелевская премия»
Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то воля, люди, свет,

А за мною, шум погони,

Мне наружу хода нет.
Тесный лес и берег пруда

Ели сваленной бревно –

Путь отрезан отовсюду

Будь, что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость?

Я – убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над судьбой страны моей.
Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.
Роман «Доктор Живаго» был напечатан в Советском Союзе лишь во второй половине 80-х гг.


Работа по рядам:

  1. Ряд - Дайте кратко характеристику «Сталинской зиме».(В чём она проявлялась)

  2. Ряд - Дайте характеристику Хрущёвской «Оттепели» (В чём выразилась оттепель).

  3. Ряд - Определите, как и в чём проявлялись «Заморозки» во время «Оттепели».


Выступление от каждой группы по одному человеку.

И вот, к концу нашего урока в наших головах должен сложиться небольшой пазл, картинка, образ 60-х годов. И если у вас в душе и памяти останется хотя бы маленький эпизод сегодняшнего занятия, значит, мы не зря провели это занятие
Рефлексия.

На доске вы видите изображение трёх предметов – чемодана, мясорубки, корзины
c:\users\администратор\desktop\чемодан.jpg c:\users\администратор\desktop\мясорубка.jpg c:\users\администратор\desktop\корзина.png


Чемодан – пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю

Корзина - всё выброшу

Ваша задача взять со стола листочек и прикрепить его к изображению на доске – там, где вы себя и свои впечатления, знания ощущаете.

Оценки за урок.

К этому уроку мы долго готовились. Собирали экспонаты для выставки, проводили исследования о быте того времени. Каждый ученик изучал историю своей семьи в этот период времени ( см. творческие работы). Ведь история всей страны становится ближе и понятнее, когда это связано с твоими родными и близкими. ( Семейный альбом: заранее принесены фотографии членов семей учащихся и оформлены на ватманском листе.)

Обращаясь к гостям, хочу попросить вас в конце урока сказать нам, насколько точно мы отобразили 60-е гг., а что, может быть, нам не удалось, поделиться своими впечатлениями.


  1. Ребята, мы не просто будем рассказывать друг другу о том, что было, вспоминать сцены из прошлого, но и попытаемся осмыслить и понять, почему это было так, а не иначе и сделать это вам помогут вопросы на доске. Отвечать на них будем в конце урока.


Домашнее задание: эссе на тему: «Каким же, на ваш взгляд, было время правления Н.С.Хрущева светлым или темным?»

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.
В 60-е гг. появились телевизоры, популярными были проигрыватели с пластинками, появляются катушечные магнитофоны, холодильники, стиральные машинки. Но все-таки бытовая техника считалась роскошью.
В 60-е гг.люди одевались достаточно скромно, большого значения одежде не придавалось, однако, определенные модные направления все же существовали.

Вот некоторые штрихи советской моды 60-х гг.:

  1. строгое черное платье с ниткой жемчуга, свидетельствует о большом вкусе их обладательницы;

  2. брюки не рекомендуется надевать на работу, улицу, в кино;

  3. «осиная талия» не критерий красоты, не следует сильно затягиваться;

  4. мужчинам не рекомендуется носить красные и белые носки;

  5. яркая помада создает превратное представление о девушке и привлекает всеобщее внимание прохожих.


В 60-е гг. в обиходе было распространено слово «общественность». Тогда оно не носило негативного оттенка, напротив , благодаря общественности работали Дома культуры, Дома колхозников, Профсоюзные клубы

Ю Они были не только культурными центрами, но и местом отдыха граждан СССР. Популярными были и молодежные кафе, да и поход в ресторан, не был явлением значительным.

«Наши рестораны имеют огромные наценки, клиент должен «разориться» на пятерку, если он один, давать отвратительные «чаевые», иначе его просто убьет молчаливое, но достаточно явное презрение официанта»

«Эстетика поведения»
Более всего подражание Западу проявилось в танцевальной культуре. Популярны были рок-н-ролл, буги-вуги, твист.
Рок-н-ролл – об стенку сандалии!

Ром в рот – лица, как неон

Ревет музыка скандальная,

Труба пляшет как питон.

А.Вознесенский 1961г.
Намного чаще, чем сейчас люди ходили в гости друг к другу. Люди угощали друг друга тем, что было в доме, общались, пели песни.
Во время летнего отдыха пределом мечтаний была поездка на Черное море, в Прибалтику. Именно в 60-е гг. появилось выражение «отдыхать дикарем».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» icon«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска» Содержание 1
Иванова И. В. 11 класс. Урок истории. Тема: Мы думали это весна, а это оттепель

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» iconУрока литературного чтения в 1 классе тема урока
Оборудование: Учебник «Родная речь» для 1 класса, иллюстрации весенней природы, репродукция картины Левитана «Март», карточки с заданиями,...

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» iconКонспект урока опк«Смысл поста. Великий пост»
Сегодняшняя наша встреча- это встреча с одной из важных страниц православной жизни- это время поста

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» iconКонспект урока по литературному чтению в 3 классе Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
Кто из вас видел грозу? Попробуйте это описать своими словами. Какие чувства вызывало у вас это явление природы? (Чувство страха,...

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» iconКонтрольная работа по отечественной истории на тему «Древнерусское государство Киевская Русь»
«я» важна для каждого. Но это «я» зависит от того в какой культуре мы живем и воспитываемся. Мое «я» это русское «я». А это значит...

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» iconТема: Беседа «Весна в произведениях русских художников»
Репродукции картин Ф. Васильева «Оттепель», И. Левитана «Март», К. Юона «Мартовское солнце», И. Шишкина «Корабельная роща», А. К....

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» iconМихаил Аронович, вернее, болел сильно. Уже мы узнали о том, что смертельно...
А он – секретарь партийной организации и этот документ попал к нему. Но Золотую свадьбу все таки делали, потому что я все делала...

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» iconДоклад Малышевой Натальи в рамках открытого собрания Общества Семейных...
В большей степени я интересуюсь гендерной психологией, и недавнее мое увлечение это квир-теория. Мне кажется, это вполне логичный...

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» iconВыступление на педагогическом совете на тему: «Современный урок –...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Современный урок – это новое явление или хорошо забытое старое?» Теория современного...

Конспект урока на тему: «Мы думали это весна, а это оттепель» iconКонспект урока природоведения 5 класс Тема урока : Зима
Познакомить обучающихся со временем года – Зима; рассказать о жизни диких животных в это суровое время


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru