Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике»




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике»
страница1/4
Дата публикации21.01.2015
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
5-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

_____________________________________________

(название факультета)

_____________________________________________

(название кафедры)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

ФГБОУ ВПО «АГПА»

_____________ И.В. Ткаченко

«__»_________________20___г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике»

(шифр) (наименование дисциплины)

Направление подготовки 035700.62 "Лингвистика"

Профиль "Теория и методика преподавания иностранных языков"

Составитель: Андрусенко Е.Ю., к. псх. н. доцент кафедры информатики и ИТО

Ларина И.Б., к.п.н., доцент кафедры информатики и ИТО
Утверждено на заседании кафедры

______________________________

Протокол №___от

Зав. кафедрой __________________


Армавир, 2012

2. Обоснование УМК.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «________» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению (профилю), (программе) ________ «__________».

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры _____________ «___» от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.
Автор (составитель): Андрусенко Е.Ю., Ларина И.Б.

Рецензенты: ______________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании Учебно-методической комиссии кафедры ______________________________

(наименование учебного подразделения)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Председатель УМК ______________/ _______________

(подпись) Ф.И.О.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании УМС факультета _____________________________________

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Председатель УМС ____________/ _______________

(подпись) Ф.И.О.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с руководителем программы __________________________________________________

(наименование программы)

«____»_________________ 20___ г.
Руководитель программы ______________/ ___________________

(подпись) Ф.И.О.

Представление содержания УМКД

1. Введение. Пояснительная записка.

5. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины.

6. Список рекомендуемой литературы.

7. Рабочая программа дисциплины.

8. Материалы по используемым инновационным методам обучения.

9. Содержание и порядок проведения контрольных мероприятий.

10. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе.

11. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.

12. Приложения и дополнительные материалы.
1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» предназначена для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте направления «Лингвистика». Дисциплина «Информационные технологии в лингвистике» предполагает формирование широкого кругозора, информационной культуры студенческого контингента, приступившего к осваиванию означенной выше дисциплины, изучение которой позволяет не только расширить кругозор обучаемых, оснастив их методологией решения прикладных задач технического плана, но также содействовать росту их культурного потенциала.

Современное состояние развития средств обработки информации с неизбежностью затрагивает социальную, культурную, научную и производственную сферы деятельности общества. Скорость изменений высока: уже сейчас знания специалиста практически любой области считаются не полными, если его компетенции в области информационных технологий не соответствуют сформировавшимся или формируемым в обществе запросам и стандартам.

Целями и задачи освоения дисциплины «Информационные технологии в лингвистике», являются обретение компетенций: ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-12, ПК-2, ПК-4.

    задачи:

  • формирование представления о современных методах получения, обработки и хранения информации;

  • формирование представления о применении современных информационных технологий в языкознании и лингвистическом анализе;

  • формирование у студентов представления о принципах построения математических моделей обработки информации и о границах применимости компьютерных и количественных методов в лингвистике и филологии;

  • формирование понимания сущности математической обработки информации в гуманитарных исследованиях и умений применения на практике ряда количественных методов, получивших признание в гуманитарных исследованиях;

  • ознакомление с достижениями и возможными перспективами «математизации и компьютеризации» теоретического и прикладного языкознания.


Место дисциплины и роли «Информационные технологии в лингвистике» в структуре ООП бакалавриата по направлению подготовки 035700 Лингвистика

Лингвистика является одной из самых компьютеризированных и математизированных гуманитарных наук, что подтверждается наличием таких областей языкознания, как математическая (комбинаторная и квантитативная) лингвистика, лингвостатистика, лексикостатистика, компьютерная лингвистика. Современные лингвистические исследования требуют применения информационных технологий и математических методов обработки информации для выявления сущностей лингвистических явлений. Основываясь на положениях «математика является универсальным языком науки и мощным средством решения прикладных задач» и «математика и информатика должны работать на профессиональную подготовку будущего специалиста, быть ее органичной частью», необходимо рассматривать информационные технологии лингвистическим компонентом профессионального образования лингвистов. Таким образом, математическая и информационно-технологическая подготовка лингвистов является актуальнейшей задачей современного лингвистического образования.

Содержание дисциплины при таком интегративном подходе базируется и в свою очередь уточняет и дополняет разделы и темы таких дисциплин как «Философия», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История языкознания», «Теория языка», «Основы языкознания», «История иностранного языка», «Педагогическая антропология» – поэтому дисциплина должна реализовываться на 1 и 2 году обучения.

При реализации курса необходимо учитывать, что у подавляющего большинства студентов-лингвистов знания в области математической обработки информации и информационных технологий почти полностью отсутствуют, и их приходится не развивать, а прививать, решая дополнительно задачи, нерешённые общеобразовательными учреждениями. Основными дидактическими принципами в обучении становятся принцип прагматичности, обусловленный синергетическим подходом к системе высшего образования, и принцип контекстного (предметно-ориентированного) обучения. Принцип научности при этом трансформируется в принципы простоты, доступности и правдоподобия при недопущении чрезмерного упрощения и популяризации. Предлагаемый курс специально адаптирован для лингвистов, примеры и задачи подбираются с учетом возможных интересов будущих специалистов.

Требований к уровню освоения дисциплины. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Информационные технологии в лингвистике»

В результате освоения дисциплины «Информационные технологии в лингвистике» студенты должны приобрести следующие профессиональные компетенции, сформулированные в ФГОС ВПО по направлению подготовки 035700 Лингвистика:

  • ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

  • умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

  • способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

  • знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

  • понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).

  • имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

  • владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать: основные понятия, методы и приемы формального моделирования естественного языка, основные понятия, методы и приемы информатики и компьютерных технологий.

    Уметь: использовать понятийный аппарат прикладной лингвистики для решения профессиональных задач; работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач; оформлять текст перевода в компьютерном текстовом редакторе; использовать в профессиональной деятельности математические методы обработки информации и возможности вычислительной техники и программного обеспечения.

    Владеть: способностью к анализу, обобщению информации, навыками работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.


2. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины.

Таблица 1

Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Форма

обучения

Семестр,

курс изучения

Объем часов

Часы аудиторных занятий:

Часы сам-ой работы

Форма

текущего контроля

Формы

рубежного и промежуточного контроля

Всего

Из них:

Лекций

Практич. занятий

Лабораторн занятий

Очная

1-2 курс, 1,2,3 семестр

216

106

30




76

110




зачет, экзамен



Таблица 2

2.1 Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины

Коды компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества компетенции

ОК - Общекультурные компетенции профиля




ОК-1

ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме




ОК-4

готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений




ОК-8

умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования




ОК-9

способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях




ОК-10

знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии




ОК-12

понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности




ПК - профессиональные компетенции профиля




ПК–1

имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия




ПК-4

владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями





  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б. 2 «Информационные технологии в изучении культуры»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине д 2 «Современные информационные технологии»
Умк по дисциплине «Современные информационные технологии» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « д 2»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы» разработан в соответствии с требованиями...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии»
«Информационные технологии» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Б2 «Информационные технологии» Направление подготовки
«Информационные технологии» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Б2 «Информационные технологии в физике»
«Информационные технологии в физике» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный или региональный компонент) к...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине m б. 2 «Информационные...
«Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б. 1 «Современные информационные...
«Современные информационные технологии» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии» Направление подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии»
Модель материальный объект, система математических зависимостей или программа, имитирующая структуру или функционирование исследуемого...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru