Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества»




Скачать 79.98 Kb.
НазваниеУрок по теме «Азотсодержащие органические вещества»
Дата публикации25.08.2013
Размер79.98 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Химия > Урок
Пономарева Елена Александровна,

МОУ гимназия 9 города Воронежа

Урок химии

«Белки»

Урок по программе О.С. Габриеляна (БУП 1 час) предназначен для обучающихся 10 класса. Это третий урок по теме «Азотсодержащие органические вещества». Предыдущая тема – аминокислоты.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель: Познакомиться с классом белков, их структурой, свойствами, ролью в организме.

Задачи:

обучающая: Сформировать знания о составе белков, их структуре, химических свойствах, роли в организме.

Развивающая: Закрепить умения составлять формулы аминокислот, называть аминокислоты и пептиды, работать со схемами и таблицами, анализировать информацию, использовать межпредметные связи, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающая: воспитывать культуру химического эксперимента, понимание роли правильного питания для здоровья человека

Используемые ЭОР: 1) http://fcior.edu.ru/card/7357/ponyatie-peptidov-ih-stroenie-i-svoystva-belki-kak-komponent-pishi.html

2) http://fcior.edu.ru/card/8032/testy-po-teme-belki-i-peptidy.html

Оборудование: компьютер, проектор, раствор белка куриного яйца, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, концентрированная азотная кислота, пробирки, спиртовка, спички, держатель.

Предварительное домашнее задание: (см. план-конспект урока «Аминокислоты» http://www.openclass.ru/node/237389) теория: аминокислоты; практикум: 1. Составьте структурные формулы всех изомерных аминокислот: а) аминомасляных; б) аминовалериановых. 2. Как, исходя из метана, получить аминоуксусную кислоту?

Опережающее индивидуальное домашнее задание: подготовить и продемонстрировать на уроке эксперимент, иллюстрирующий качественные реакции на белки (цветные реакции белков).

Ход урока

Этап

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствие, знакомство с темой и целью урока

2 мин

Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока

Приветствуют учителя, записывают в тетрадь тему урока.

Подготови-тельный

Проверка домашнего задания

8 мин

Приглашает трех учащихся к доске, пока они готовят домашнее задание, с остальными работает фронтально

У доски готовят ответы на вопросы домашнего задания, остальные отвечают на вопросы учителя.










  1. Составьте структурные формулы всех изомерных аминокислот:

а) аминомасляных


Предполагаемый ответ

NH2-CH2-CH2-CH2-COOH

4-аминобутновая (γ-аминомасляная) кислота

CH3–CH2–CH–COOH

|

NH2

2-аминобутановая (α-аминомасляная) кислота

CH3–CH–CH2–COOH

|

NH2

3-аминобутановая (β-аминомасляная)










б) аминовалериановых

NH2 – CH2–CH2–CH2–СН2-COOH

5-аминопентановая

(δ-аминовалериановая) кислота

CH3–CH–CH2–СН2-COOH

| 4-аминопентановая

NH2 (γ-аминовалериановая)

CH3–СН2 – CH–CH2–COOH

| 3-аминопентановая

NH2 (β-аминовалериановая)

CH3–СН2 – CH2–CH–COOH

|

NH2

2-аминопентановая

(α-аминовалериановая) кислота










  1. Как, исходя из метана, получить аминоуксусную кислоту?

Один из вариантов ответа:

2 СН4  C2H2 + 3 H2 (t>1500˚C)

C2H2 + H2O  CH3CHO (кат. – соли Hg2+)

CH3CHO + Ag2O  CH3COOH + 2 Ag (аммиачный раствор, t)

CH3COOH + Cl2  Cl CH2COOH + HCl (t,P)

Cl CH2COOH + NH3  NH2 CH2COOH










Вопросы для фронтальной работы:

  • Какие вещества относятся к аминокислотам?

  • Почему аминокислоты относятся к органическим амфотерным соединениям?

  • Как классифицируют аминокислоты по происхождению?

  • По строению?

  • Что такое незаменимые аминокислоты?

  • Какими физическими свойствами обладают аминокислоты?

  • Перечислите химические свойства аминокислот.

  • Почему аминокислоты используются в качестве пищевых добавок при производстве продуктов питания?

  • Что такое пептидная связь? Как образуются пептиды?




Изучение нового материала

Работа с ЭОР 1 (слайд 1)

Понятие о белках, элементарный состав белков.

3 мин

Учитель предлагает рассмотреть на слайде 1 диаграмму элементарного состава белков и ответить на вопрос, почему белки имеют в своем составе именно эти элементы?

Предлагает прослушать текст и сформулировать определение белков.


Предполагаемый ответ.

Белки образуются из одних и тех же 20 природных α-аминокислот. В состав аминокислот входят С, Н, О, N, иногда S. Поэтому состав аминокислот примерно одинаков.
Прослушивают тест. Формулируют определение.




Работа с ЭОР 1 (слайд 2)

Уровни организации белковой молекулы.

5 мин

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на слайде и таблицу 4 (стр.129) и объяснить, какую пространственную организацию имеет белковая молекула

Работают с таблицей 4 учебника и слайдом 2, готовят рассказ об уровнях организации белковой молекулы. Отвечают, слушают. Могут задать вопросы.




Работа с ЭОР 1(слайд 4)

Химические свойства белка (денатурация и гидролиз).

3 мин

Предлагает просмотреть активные зоны слайда - гидролиз и денатурация - и ответить на вопрос: что это за реакции, при каких условиях они происходят?

Рассматривают слайд, смотрят видеоопыт, отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ:

Денатурация – это необратимое осаждение (свертывание) белков. Оно происходит при нагревании, под действием солей тяжелых металлов, сильных кислот и щелочей.

Гидролиз – это расщепление белка на отдельные аминокислоты под действием ферментов или в водных растворах кислот и щелочей.




Химические свойства белков (цветные реакции белков)

5 мин

Говорит о возможности качественного определения белков. Предоставляет слово учащимся, готовившим химические опыты.

Наблюдает за выполнением эксперимента, при необходимости корректирует. Предлагает записать схему реакций.

Наблюдают. Записывают схему:

Белок + Cu(OH)2  фиолетов. окр.

t

Белок + HNO3  желтое окрашив.

Два ученика показывают опыты:

Биуретовая реакция (действие на белок свежеприготовленного Cu(OH)2 в щелочной среде  фиолетовое окрашивание)

Ксантопротеиновая реакция (действие на белок концентрированной азотной кислоты при нагревании  желтое окрашивание, при добавлении раствора аммиака – оранжевое).




Работа с ЭОР 1 (слайд 6)

5 мин

Предлагает рассмотреть и прослушать слайд презентации и привести примеры из биологии, иллюстрирующие функции белков в организме.




Рассматривают и прослушивают слайд, предлагают примеры.

(Например, каталитическая: ферменты – биологические катализаторы – имеют белковую природу;

Структурная: мышцы, кожа, волосы, ногти состоят из белков;

Транспортная: гемоглобин, переносящий кислород – белок

И т.д.)




Поисковая беседа

3 мин

Предлагает ответить на вопросы:

  • Что является материалом для построения организмом белков?




  • Могут ли жиры и углеводы превращаться в белки? Почему?

  • Какие последствия могут быть при неправильном питании – недостатке в пище белков?




  • Предложите рекомендации по правильному питанию, которые позволят избежать белкового голодания.




  • Аминокислоты, которые образуются при гидролизе белков, поступающих с пищей.

  • Не могут, так как у белков более сложный элементный состав.

  • Возникнет белковое голодание, недостаток всех белков, обеспечивающих жизнедеятельность организма.

  • Нужно в достаточном количестве употреблять в пищу мясные, молочные продукты, рыбу, яйца, бобовые культуры, которые наиболее богаты белком.

Закрепление материала

Работа с ЭОР 2 (тест)

8 мин

Создает игровую ситуацию. Три ряда – три команды. Каждый ряд по очереди отвечает на один из вопросов теста. Набранные баллы засчитываются команде. Если команда выбирает неправильный ответ, остальные команды могут предложить свой вариант. (Обратить внимание: повторно вернуться к вопросу в тесте нельзя. Команды должны заготовить свой ответ до окончательного выбора отвечающей команды)

Отвечают на вопросы теста, Исправляют ошибки других команд. В случае необходимости задают вопросы.

Подведение итогов урока

Рефлексия,

выставление оценок за урок

2 мин

Задает вопросы: Что для вас было самым трудным на уроке?

Изменится ли ваше отношение к питанию?

Озвучивает оценки за урок.

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

§17, упр. 9

1 мин

Поясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconУрока: Образовательная
Урок по теме: " Химический состав, неорганические и органические вещества клетки "

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconУрок обобщения, систематизации и коррекции знаний по теме: «Кислородсодержащие...
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, схемы этапов урока, кроссворд увеличенной

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconУрока, № урока по теме: «Органические вещества, входящие в состав клетки», 2 урок
Учитель: Тихомирова С. А. Мкоу «Корцовская сош» Солигаличского муниципального района

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconУроки физики Кирилла и Мефодия (7 класс)
Ч. азотосодержащие органические вещества, белки, синтетические высокомолекулярные вещества

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconУрок в 10 классе по теме «Обобщение знаний по курсу органической химии»
Укажите, к каким гомологическим рядам относятся следующие органические соединения. Из букв, которые обозначают правильные ответы...

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconУрока. Тема раздела: Вещества и их превращения (1 час)
Строение веществ. Атомы, молекулы, химические элементы, органические и неорганические вещества. Белки, жиры и углеводы. Автотрофы...

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconУрок 12. Дата
Витамины – органические вещества пищи, которые содержатся в ней в малых количествах, но жизненно необходимы для живого существа

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconУрок физики в 8 классе обобщающий урок по теме «Агрегатные состояния вещества»
Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Агрегатные состояния вещества»

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconТематическое планирование (72 часа, 2 часа в неделю) № п/п
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение,...

Урок по теме «Азотсодержащие органические вещества» iconКонтрольная работа по химии ( 9 класс). Органические вещества
Органическим веществом является: А. Вода. Б. Гидроксид натрия. В. Глюкоза. Г. Серная кислота


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru