Разработка урока №4 «Соли»




Скачать 112.76 Kb.
НазваниеРазработка урока №4 «Соли»
Дата публикации14.08.2013
Размер112.76 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Химия > Урок
Разработка урока № 4

«Соли»

в теме «Основные классы неорганических соединений»

ГБОУ СОШ № 544

Костина Е.П.
Тема урока: «Соли»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

  • Сформировать понятие о классе солей.

  • Дать представление о строении солей, их классификации.

  • Рассмотреть номенклатуру солей.

  • Показать значение солей в жизни человека, их практическое применение.

  • Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.

2. Развивающие:

  • Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.

  • Развивать умение использовать химическую терминологию.

  • Развивать мыслительные операции.

  • Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.

  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • Уметь определять принадлежность веществ к классу солей;

  • Уметь называть соли по их формулам;

  • Уметь составлять формулы солей по названию;

  • Уметь определять растворимость солей по таблице растворимости;

  • Уметь определять принадлежность веществ к определённому классу (оксидов, кислот, оснований, солей).



Ход урока


Содержание


Методы и методологические приёмы, приборы, оборудование, реактивы

I Организационный момент

II Актуализация знаний по теме «Кислоты»

Химический диктант

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1 – азотная

2 – соляная

3 – угольная

4 – фосфорная

5 – азотистая

6 – кремниевая

7 – сернистая

8 – серная

1 – азотная

2 – серная

3 – фосфорная

4 – сернистая

5 – кремниевая

6 – азотистая

7 – соляная

8 – угольная

1 – угольная

2 – кремниевая

3 – серная

4 – азотная

5 – сернистая

6 – соляная

7 – фосфорная

8 - азотистая


Слайд 2



Слайд 3



III Изучение нового материала

  1. Информационный ввод учителя

(Кроссворды раздаются учащимся на парты)

Правильно отгаданное ключевое слово кроссворда – тема сегодняшнего урока.

Слайд 4



Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться ещё с одним классом соединений – Солями. Изучить, из чего состоят данные вещества, научиться составлять формулы солей и давать название соли, познакомиться с классификацией солей и рассмотреть наиболее распространённые и важные в применении соли.

  1. Изучение нового материала

Предлагаю вам ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть ошибочные. Вы работаете индивидуально, читаете текст, отмечаете перепутанные цепочки. Затем вам предстоит обсудить результаты в группе, уточнить и исправить ошибки.

Слайд 5



  • Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид – ионов.

  • Соли по составу отличаются от оснований содержанием ионов металлов вместо ионов водорода.

  • Соль образуется в результате замещения атома водорода в кислоте на ионы металла.

  • Заряд кислотного остатка = числу основности кислоты, которая соответствует этому остатку со знаком «-»

  • Ион металла всегда заряжен отрицательно

  • Заряд иона, образованного кислотным остатком угольной кислоты: CO2-3

  • NaNO3 – кислота - нитрат натрия

  • Хлорид железа (II) – FeCl2

  • Ba2(PO4)3 – нерастворимая соль

  • Растворимая соль- AgCl

  • NaCl – поваренная соль

  • Воды морей и океанов содержат соль, также запасы соли находятся в озере Байкал.

  • CaCO3 – карбонат кальция, мрамор, мел, известняк.

  • Из карбоната кальция построены раковины простейших, раков, моллюсков, из него состоит скелет наземных животных.

  • Ca3(PO4)2 – входит в состав фосфоритов и апатитов, из которых производят калийные удобрения.

  • Фосфат кальция входит в состав костей животных.




  1. Применение солей

  1. Соли соляной кислоты.

Из хлоридов больше всего используют хлорид натрия и хлорид калия.
Хлорид натрия (поваренную соль) выделяют из озерной и морской воды, а также добывают в соляных шахтах. Поваренную соль используют в пищу. В промышленности хлорид натрия служит сырьём для получения хлора, гидроксида натрия и соды.
Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение.

Слайд 6,7



  1. Соли серной кислоты.

В строительстве и в медицине широко используют полуводный гипс, получаемый при обжиге горной породы (дигидрат сульфата кальция). Будучи смешан с водой, он быстро застывает, образуя дигидрат сульфата кальция, то есть гипс.
Декагидрат сульфата натрия используют в качестве сырья для получения соды.

Слайд 8,9





  1. Соли азотной кислоты.

Нитраты больше всего используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Важнейшим из них является нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция и нитрат аммония. Обычно эти соли называют селитрами.

Слайд 10,11





  1. Из ортофосфатов важнейшим является ортофосфат кальция. Эта соль служит основной составной частью минералов — фосфоритов и апатитов. Фосфориты и апатиты используются в качестве сырья в производстве фосфорных удобрений, например, суперфосфата и преципитата.

Слайд 12,13





  1. Соли угольной кислоты.

Карбонат кальция используют в качестве сырья для получения извести.
Карбонат натрия (соду) применяют в производстве стекла и при варке мыла.
Карбонат кальция в природе встречается и в виде известняка, мела и мрамора.

Слайд 14,15




4. Значение солей для человека


Название солей

Продукты содержания

Влияние на человеческий организм

Заболевания при нехватке солей

Соли кальция

Молоко, рыба, овощи

Повышают рост и прочность костей

Плохой рост скелета, разрушение зубов и.т.д.

Соли железа

Яблоки, абрикосы

Входят в состав гемоглобина

Малокровие

Соли магния

Горох, курага

Улучшают работу кишечника

Ухудшение работы пищеварительной системы


Слайд 16



IV Первичное закрепление

Слайд 17



§ 21, упражнение 1, 3

Упражнение 1

Составьте формулы солей натрия, кальция и алюминия для следующих кислот: азотной, серной и фосфорной. Дайте их названия. Какие из солей растворимы в воде?

Упражнение 3

Из перечисленных формул: H2S, K2SO3, KOH, SO3, Fe(OH)3, FeO, N2O3, Сu3(PO4)2, Сu2O, P2O5, H3PO4 выпишите последовательно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований; г) солей. Дайте названия веществ.
Слайд 18



V Рефлексия

Выделите ключевые слова сегодняшнего урока

Слайд 19



Заполнить анкету:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


VI Домашнее задание

Слайд 20


§ 21 «Соли», упр. 2;

Упражнение 2

Запишите формулы следующих солей: а) карбоната калия, сульфида свинца (II), нитрата железа (III); б) хлорида свинца (IV), фосфата магния, нитрата алюминия.
Записать общие формулы оксидов, оснований, кислот и солей, используя следующие условные обозначения:

  • Ме – металл

  • неМе – неметалл

  • О – кислород

  • Н – водород

  • R – кислотный остаток

  • ОН – гидроксильная группа





Химический диктант, само – или взаимопроверка

Вступительное слово учителя

Кроссворд

Запись темы урока в тетрадь

Кроссворд – приложение 1


Приём «Перепутанные цепочки», самостоятельная работа с учебником,

§ 21, запись в тетрадь

Приложение 2

Рассказ учителя

Выполнение упражнений индивидуально, с помощью одноклассника, учитель – контролёр процесса

Само- и взаимопроверка

Рефлексия

Приложение 3


Приложение 2

  • Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид – ионов.

  • Соли по составу отличаются от оснований содержанием ионов металлов вместо ионов водорода.

  • Соль образуется в результате замещения атома водорода в кислоте на ионы металла.

  • Заряд кислотного остатка = числу основности кислоты, которая соответствует этому остатку со знаком «-»

  • Ион металла всегда заряжен отрицательно

  • Заряд иона, образованного кислотным остатком угольной кислоты: CO2-3

  • NaNO3 – кислота - нитрат натрия

  • Хлорид железа (II) – FeCl2

  • Ba2(PO4)3 – нерастворимая соль

  • Растворимая соль- AgCl

  • NaCl – поваренная соль

  • Воды морей и океанов содержат соль, также запасы соли находятся в озере Байкал.

  • CaCO3 – карбонат кальция, мрамор, мел, известняк.

  • Из карбоната кальция построены раковины простейших, раков, моллюсков, из него состоит скелет наземных животных.

  • Ca3(PO4)2 – входит в состав фосфоритов и апатитов, из которых производят калийные удобрения.

  • Фосфат кальция входит в состав костей животных.


Приложение 3

Заполнить анкету:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока №4 «Соли» iconУрока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты»
Данный урок разработан для 9 класса и изучается в Главе «Неметаллы» двенадцатым уроком. План урока рассчитан на два часа

Разработка урока №4 «Соли» iconТема урока: «Удивительное рядом»
Цель урока: на примере хлорида натрия раскрыть значение солей в природе и жизни человека; повторить качественный состав поваренной...

Разработка урока №4 «Соли» iconРазработка урока по географии по теме "Гидросфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Разработка урока №4 «Соли» iconРазработка урока по географии по теме "Литосфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Разработка урока №4 «Соли» iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Разработка урока №4 «Соли» iconУрока: Систематизировать знания по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Образовательная: проверить степень усвоения основных понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли

Разработка урока №4 «Соли» iconУрока. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока
...

Разработка урока №4 «Соли» iconСостав кислот. Соли
Цель урока: повторить материал о типах химических реакций, сформировать понятия «кислота», «соль», ознакомить с их составами, дальнейшее...

Разработка урока №4 «Соли» iconУрок химии 9 класс «Соли угольной кислоты»
Цели урока. Изучить химические свойства угольной кислоты – карбонатов и гидрокарбонатов; приобрести навыки в решении расчетных и...

Разработка урока №4 «Соли» iconМетодическая разработка урока преподавателя обществоведческих дисциплин...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru