Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии




Скачать 49.58 Kb.
НазваниеГипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии
Дата публикации26.11.2013
Размер49.58 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Химия > Урок
Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии
До внедрения компьютера в школьное образование в практике преподавания химии были широко распространены, главным образом, словесные методы обучения и в меньшей мере наглядные и практические. В основном это происходило из-за недоступности реактивов, сложности проведения многих опытов. В настоящее время многие учителя используют ИКТ на своих уроках, чаще всего для демонстрации фотографий, видеофрагментов опытов и моделей, реже – для закрепления полученных знаний и умений (решение задач, составление слайд-шоу и т.д.). Имеющийся практически во всех ЭИ гипертекст не нашел пока широкого применения. Это происходит из-за отсутствия методики применения гипертекста на уроках и мнения большинства о том, что чтение с экрана монитора опасно для глаз. Однако не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть существенно снижена [6].
Анонимное тестирование учащихся показало, что дома читают параграф лишь незначительное количество ребят, а использование в классе традиционного учебника не интересно для учащихся. Но ведь чтобы ученики могли хорошо усвоить химию, нужна само­стоятельная мыслительная работа учащихся с текстом в классе и дома. Поэтому мы предлагаем шире использовать на уроках и при самостоятельной работе учащихся гипертекст, применение которого в обучении химии может быть весьма эффективным.
Понятие «гипертекст» ввел Т. Nelson в 1965 г. Гипертекст по Нельсону – это мультиагентное сообщество, внутри которого существуют сложные неиерархические отношения между агентами [3]. Чаще под гипертекстом понимается текст [4], устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.
Простейший пример гипертекста – это любой словарь, энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, то есть от одной отсылки переходить к другой [2].
Концепция гипертекста за три с половиной десятилетия существования претерпела трансформацию. В настоящее время под гипертекстом часто понимают гипертекстовую систему, способную хранить информацию в виде электронного текста, позволяющую устанавливать электронные связи между любыми «информационными единицами», хранящимися в ее памяти и вызывать их на экран монитора «простым нажатием кнопки».
Сегодня гипертекстовые системы не являются чем-то необычным. По принципу гипертекста организован Интернет, фрагменты электронных учебников, справочники, встроенные подсказки в компьютерных системах. Внедрение в учебный процесс гипертекстовых и гипермедийных технологий обеспечивает учащимся и преподавателям принципиально новые возможности получения и представления информации и ее обработки [1], это исключительно важно, так как особенно эффективно усваивается информация, различная по структуре, виду, форме представления [5]. Поэтому, возможно, использование гипертекста приведет к активизации познавательной деятельности учащихся.
В школьной практике наиболее удобно использовать универсальные ЭИ, поддерживающие учебно-методические комплекты (УМК) разных авторов. Например, образовательный комплекс: «1С:Школа. Химия, 8 класс» можно использовать в составе УМК: Ахметова Н.С., Бердоносова С.С., Габриеляна О.С., Гузея Л.С. и др., Еремина В.В. и др.
Учитель может использовать гипертекст: для иллюстрации своего рассказа, постановки проблемного вопроса, организации самостоятельной работы учащихся с новым материалом. Приведем фрагмент урока в 9 классе (используем α-версию ЭИ «Химия для всех – ХХI: 9 класс», методический комплект В.В. Ере­мина, А.А. Дроздова, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунина) по теме «Общие свойства элементов-металлов. Физические свойства металлов», где гипертекст применяется для организации самостоятельной работы учащихся с новым материалом.
Этап объяснения нового материала. Характеристика простых веществ металлов. Учащиеся садятся парами за компьютеры и выполняют задание по характеристике строения, общих физических свойств металлов и конкретно алюминия, железа, олова по плану:
1. агрегатное состояние;
2. цвет и блеск; запах;
3. твердость вещества по относительной шкале твердости;
4. пластичность, хрупкость, эластичность;
5. растворимость вещества в воде и других растворителях;
6. температура плавления и температура кипения вещества;
7. плотность вещества;
8. тепло- и электропроводность.
Учащиеся выполняют задание, используя гипертекст учебника, в программе MS Word в течение 10-15 минут. Готовую работу учащиеся сохраняют в папке под своими фамилиями. Учитель, используя локальную сеть и принтер, распечатывает работы учащихся и раздает им их.
Для закрепления материала по данной теме мы предлагаем учащимся самостоятельную работу со следующим заданием: Вам даны образцы 3 металлов: алюминия, железа, олова. Используя подобранный вами материал, определите выданные вам металлы.
Применяя гипертекст, можно организовать проведение урока-семина­ра, урока-конференции, игры и т.д. Приведем фрагмент урока-конференции в 8 классе по теме «Чистые вещества и смеси» с использованием Образовательного комплекса: «1С:Школа. Химия, 8 класс» и методического комплекта Габриеляна О.С. и др.

Урок проводится в компьютерном кабинете. Класс заранее делится на 6 групп, каждой из которых дается задание: создать минипроект по теме, составить план лабораторной работы, используя найденную информацию. Для создания минипроектов предлагаются следующие темы и лабораторные работы:
Таблица 1
Темы минипроектов и предлагаемые лабораторные работы
№ группы

Темы минипроектов

Лабораторные работы

1.

чистые вещества и смеси

создание гомогенной и гетерогенной смеси

2.

отстаивание

разделение смеси песка, деревянного порошка и воды

3.

фильтрование

очистка воды от речного песка

4.

выпаривание

очистка воды от поваренной соли

5.

перегонка

очистка ржавой воды

6.

перекристаллизация

очистка медного купороса
На поиск информации при помощи гипертекста электронного учебника и составление плана лабораторной работы отводится 15 минут, на выполнение лабораторной работы – 20 минут, на подведение итогов – 5 минут.
Победит та группа, которая выполнит задание наиболее точно, грамотно и информативно. Учащимся группы, занявшей 3 место, присваивается звание – дипломант, 2 место – лауреат, 1 место – обладатели гран-при, выдаются соответствующие дипломы и выставляются отметки.
Именно благодаря применению гипертекста можно ускорить самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроках. Это позволяет чаще проводить уроки, на которых учащиеся создают минипроекты, используя новый, неизвестный им ранее, материал, что, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Все возможности гипертекста и способы его использования нельзя отобразить в одной статье. Но мы на основе наших исследований можем сказать, что гипертекст является важным средством развития познавательной активности, так как приобщает учащихся к самостоятельной работе, усиливает их внимание, интерес к учебной теме, развивает умение работать с различными видами информации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии iconИспользование дидактических игр как один из методов повышения познавательной...
Постоянно искала способы повышения познавательной активности учащихся. Последние два года я работала над решением проблемы «Использование...

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии iconСвиридова Валентина Александровна Управление образования администрации...
Использование технологии проблемного изучения на уроках биологии как средство развития познавательной активности учащихся

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии iconУроках теоретического обучения по дисциплине «Технология столярных,...
Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы обучающихся на уроках

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии iconВыпускная работа по теме: «Познавательные игры на уроках биологии»
Познавательная игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников 5-10

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии icon«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся»
Информационная карта педагогического опыта

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии iconИгровые ситуации на уроках русского языка как средство формирования...
Вать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым. Решению...

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии iconПерми Козлова Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов. Мастер класс
«икт как средство развития познавательной активности на уроках в начальной школе в скоу VIII вида»

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии iconВиды деятельности
«Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся»

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии iconСтепановой Нины Федоровны учителя истории и обществознания мбоу «Ст....
Тема опыта: «Использование икт как средство познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Гипертекст как средство развития познавательной активности учащихся на уроках химии iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике развитие учебно-познавательной активности учащихся на уроках, которое...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru