Скачать 399.42 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 62 хутора Павловского муниципального образования Крымский район «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся» Мусатова Антонина Ивановна учитель химии МОУ СОШ № 62 2011г. Содержание. 1.Информационная карта педагогического опыта…….......................................3 2.Целостное описание опыта..................................................................................4 2.1.Актуальность.Условия возникновения опыта................................................4 2.2.Краткое описание опыта (Теоретическое обоснование опыта)....................5 2.3.Ведущая педагогическая идея. Научность. ....................................................7 2.4. Цель педагогического опыта...........................................................................8 2.5.Задачи педагогического опыта.........................................................................8 2.6.Личная концепция учителя...............................................................................9 3.Технология опыта. ......................................................................................... .10 4.Результаты реализации педагогической деятельности...................................16 5.Библиографический список:..............................................................................22 6.Приложение.........................................................................................................23 1.Информационная карта педагогического опыта 1. Фамилия, имя, отчество автора. Мусатова Антонина Ивановна 2. Год рождения: 1961 3. Образование: высшее. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №62. 4. Занимаемая должность, преподаваемые предметы. Учитель химии 5. Педагогический стаж и квалификационная категория. 33 года,1 квалификационная категория. 6. Тема педагогического опыта. «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся. 7. Уровень опыта по степени новизны. Новизна опыта проявляется:
8. Сущность опыта заключается в развитии химического мышления школьников путем создания максимально благоприятных условий учения каждого, выявления и активного использования в учебной деятельности индивидуальных способностей ребенка. В систему работы входят диагностика уровня учебной мотивации, оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности, элементы проблемного обучения, проектной и научно- исследовательской деятельности. В основе инновационного педагогического опыта лежат идеи Е.В.Коротаевой, И.М.Титовой, И.С.Якиманской, работы М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской 9.Эффективность опыта. Сегодня каждая школа снабжена самым современным оборудованием. В распоряжении учителя появились новые технологические средства – компьютер, средства мультимедиа, учебное программное обеспечение, образовательные ресурсы Интернет, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Таким образом, использование современных технологий в химии позволяет добиться высокого уровня качества знаний, расширяет возможности передачи информации и контроля знаний учащихся в процессе обучения. 10.Трудоемкость опыта заключается в подходе к каждому моменту обучения ребенка- продуманно прогнозировать результаты этого обучения. В обучении проектной и исследовательской деятельности очень важна роль самостоятельных решений ученика, а вот подвести его к ним грамотно и осторожно – должен учитель, это моя задача. 11. Доступность. Опыт может быть использован учителями любого предмета общеобразовательных школ. 12. Экспертное заключение. Опыт заслушан на заседании методического совета МОУ СОШ №62. 13. Последователи опыта. Учителя школы. 14. Кто и когда изучал опыт. Опыт изучался методическим объединением учителей естественно-математического цикла МОУ СОШ №62. 15. Качество ресурсного обеспечения В обучении химии важное значение имеет химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Учебное оборудование представлено учебно – наглядными пособиями. 1.Химические реактивы, химическая посуда, лабораторные принадлежности, приборы. 2.Модели объектов. 3. Печатные пособия. 4. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер. Кабинет оборудован в соответствии с требованиями, создаются комфортные учебные условия для учащихся. 16. Выводы и рекомендации. Рекомендовано обобщить педагогический опыт Мусатовой Антонины Ивановны и предложить занести его в муниципальный банк данных передового педагогического опыта. 2. Целостное описание опыта. 2.1. Актуальность. Условия возникновения опыта. С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно - ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Посетив тематические курсы, заседания районного методического объединения, изучив дополнительно литературу, я приступила к практической деятельности. Первые уроки, занятия показали низкую познавательную активность учащихся, поэтому я стала искать новые формы и методы подачи материала. Меня заинтересовала такая форма работы, как метод проекта. «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации…» (Из Послания Президента России Д.А. Медведева). Актуальность проблемы использования проектов образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами с другой. Использование метода проекта как образовательной технологии проектной деятельности позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально практическую направленность знаний, добиваться гарантированности запланированных результатов. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, следовательно, и в системе современного образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчёркивается, что в общеобразовательной школе «модернизация» предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Метод проекта наиболее эффективно решает поставленные задачи, т.к. способствует:
2.2Краткое описание опыта. (Теоретическое обоснование опыта) Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, иной творческой инициативы, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающего универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Основные противоречия, решаемые в моем опыте: проблемы практического плана и противоречия теоретического по вопросам преподавания химии в школе образует ряд трудностей, которые стоят перед учителем: - сложность изучения учебного материала, содержащего большой объем информации; - ученик, испытывает трудности при изучении, запоминании большого объема информации; - сложность содержания и установления межпредметных связей; - большинство учащихся не могут искать самостоятельно информацию, ориентироваться в ней, ставить проблемы и активно искать пути их решения. Сегодня этому надо учить. В процессе поиска оптимальных средств и методов мое внимание и привлек проектно - исследовательский метод обучения. Он предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. В основу моего опыта положены идеи уровневой дифференциации, технологии индивидуализации метода проектов, разработанные Н.П. Гузиком, В.Ф. Шаталовым, Г.К. Селевко, В.Д. Шадриковым, Т.В. Щукиной. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире современного общества. Под проектным методом понимают педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Назначение проектирования состоит в разработке какого-либо замысла, плана деятельности, реализация которого предполагает достижение заранее определенного результата. «Формула» проектной деятельности такая: замысел – проектирование – продукт. В обучении в самом общем виде метод проектов сводится к тому, что ученики при активной помощи учителя разрабатывают проект, осуществление которого означает выполнение вполне определенного и завершенного цикла учебной деятельности. В своей работе я использую определение метода проектов автора Хромова А.А. «Метод проекта – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость».1 В настоящее время, предлагаются различные подходы к классификации проектов. Для определения типа проекта Е.С. Полат разработал следующие типологические признаки:3
Таким образом, метод проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся, решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Проектный метод помогает реально внедрять дифференцированный подход к учащимся, гуманитизировать и демократизировать процесс обучения. Усилить положительную мотивацию учения. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени её адекватности к ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. 2.3. Ведущая педагогическая идея. Научность. Ведущей педагогической идеей является – развитие у учащихся школы познавательной активности при изучении химии, разностороннее развитие личности учащихся на основе индивидуального и дифференцированного подходов через проектную, исследовательскую деятельность, как метода педагогической технологии, ставящей своей задачей - формирование и развитие творческих способностей, обеспечения качества знаний учащихся, оптимизацию форм обучения с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Для этого необходимо:
|
![]() | Проектная деятельность как способ развития творческих способностей и познавательной активности у учащихся | ![]() | |
![]() | Работая в интегрированном классе (3 ребёнка с диагнозом зпр), я практикую проектную деятельность как средство развития ребёнка | ![]() | Вать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым. Решению... |
![]() | «Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся» | ![]() | В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям ребенка |
![]() | Использование технологии проблемного изучения на уроках биологии как средство развития познавательной активности учащихся | ![]() | «Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся» |
![]() | Познавательная игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников 5-10 | ![]() | Внедрение новых информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся к изучению биологии, географии,... |