Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии»




Скачать 267.92 Kb.
НазваниеТема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии»
страница1/3
Дата публикации29.09.2014
Размер267.92 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
Открытый урок по естествознанию в 3Б классе.

Учитель: Павлова А.Н.

Тема: «Вода и ее свойства.

Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии».
Цели: 1.Познакомить учащихся со свойствами и состояниями воды.

2.При выполнении практической работы учить наблюдать,

сравнивать, делать выводы.

3.Учить определять по свойствам воды возможность употребления

ее в пищу.

4.Повторить значение экологически чистой воды для жизни всего

живого на Земле.

Использованная литература: учебник «Естествознание» 3класс,

Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В.поурочные разработки по курсу «Окружающий

мир» 3класс Москва «Вако» 2004

Оборудование: глобус, апельсин, лимон, лист растения, иллюстрации: «Айсберги»,

« Медузы», «Три состояния воды» цветные полоски бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая), графин с водой, ложка, лед, снег.

Ход урока.
I. Организационный момент (установка внимания, сообщение темы и цели урока).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с веществом, которое может в природных

условиях находиться одновременно в разных состояниях.
II. Проверка домашнего задания.

-Сначала вспомним пройденный материал.

-Перечислите свойства воздуха.

-Почему при охлаждении воздух сжимается, а при нагревании расширяется?

-Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

-Отчего загрязняется воздух?

-Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

Пока ведется работа с классом, некоторые ученики получают карточки с

индивидуальным заданием.
Карточка 1

-Какие свойства имеет воздух? Ответ напишите.

(Ответ: Без цвета, без запаха, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании

и сжимается при охлаждении и т.д.)
Карточка 2.

Воздух плохо проводит тепло.

-Какое значение имеет это свойство для жизни животных, растений? Ответ напишите.

(Ответ: Зимой растения не замерзают под снегом. Температура под снегом выше,

чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, тепло тела птицы

сохраняется.)
Карточка 3

-Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом не замерзают? Ответ

напишите.

(Ответ: Зимой растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который

находится в снегу, плохо проводит тепло, и температура под снегом выше, чем температура воздуха.)
Карточка 4

-Почему легче дышать в местах, где растет много растений? Ответ напишите.

(Ответ: Растения-зеленые легкие планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ.)
-А теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами:
1.Что такое воздух?

в) Воздух-смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.

б) Воздух- вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.
2.В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.
3.Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) при нагревании воздух сжимается;
4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

а) углекислый газ;

к) кислород;

т) азот.

(Ответ: Вода)
III. Сообщение темы и задач урока

- Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…

(воды.)

-Тема нашего урока - вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды и узнаем, как она может в природных условиях находиться одновременно во всех трех состояниях.

IV.Что такое вода-лекция учителя

-Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный-голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т. д.

Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.
Сообщение 1 ученика:

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу (показывает). Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок- вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах есть вода, хотя не в таком большом количестве.

Сообщение 2 ученика:

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95%состоит из воды (показ иллюстраций медуз).

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. (Например, ты весишь 30 кг. 30:3=10 и умножить на 2 =20.)

Сообщение 3 ученика:

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды ( часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только «поит», но еще и «кормит»- по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Сообщение 4 ученика:

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей города, машины, дороги. А еще вода самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Сообщение 5 ученика:

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфету, ни лекарства,- ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода! Но это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

-Вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.

-Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (в реках, морях, океанах, из-под крана, дождь и т. д.)

-Где мы можем встретить воду в твердом состоянии? (лед на реках, лужах, сосульки,

снег, айсберги).

-Почему вода из жидкого состояния переходит в твердое состояние, т. е. в лед или в снег? Отчего это зависит? (от температуры воздуха).

-Кто знает, при какой температуре? (ниже 0)

-Превращаясь в лед, вода расширяется. По этой причине могут зимой лопнуть водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.

-Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар).

-Ты потер мокрой тряпкой доску. Через несколько минут доска уже сухая. Или мама повесила сушить белье. Через некоторое время белье сохнет. Что произошло?

-Вода испарилась.

-Правильно, она превратилась в пар - прозрачный, бесцветный газ.

-Водяной пар- это вода в газообразном состоянии.
V. Практическая работа.
Опыт 1

Какого цвета вода?

На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

-Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)

-Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

Открывается первый ключ: «Вода бесцветна».
Опыт 2

Какова прозрачность воды?

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Открывается второй ключ: «Вода прозрачна».
Опыт 3

Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

-А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Открывается третий ключ: «Вода не имеет запаха».
Опыт 4

Вода- растворитель.

Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.

-Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).

Вода- растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Открывается четвертый ключ: «Вода-растворитель».

Вода - универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся - этого глазом увидеть нельзя.

-Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

Готовлю три раствора: первый стакан – медный купорос, второй стакан – марганцовка, третий стакан – напиток в порошке.

Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу – напиток.

Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды – растворять.
Опыт 5

-А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.

-Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)

-Сколько таких долей в круге? (В круге четыре таких части.)

Отделите три четвертых части в одну сторон, а одну часть – в другую. Так вставьте в воронку.

По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Открывается пятый ключ.
Опыт 6

Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

-Почему?

Ту же колбу поставим в тарелку со снегом. Вода в трубке опускается.

- Как вы это объясните?

Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Опыт 7

-Что происходит с водой, если ее вылить из посуды? ( Она растекается в разные стороны.)

-Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)

-Можно ли воду перелить из одного стакана в другой?

-Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: вода течет (свойство – текучесть).

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Открывается седьмой ключ: «Вода течет».

- Какими свойствами обладает вода? Сделаем вывод по таблице. (Вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, растворяет некоторые вещества, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, обладает свойством текучести).

-Сравни свойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие?
VI. Бережное отношение к воде – лекция учителя.

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможно без воды. Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому вода – наше главное богатство, надо беречь!

Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода не вкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья.

На доске - схема:

Состав

воды: водород(2)

кислород(1)

примеси

минеральные соли
VII. Практическое задание «Готовим воду для питья»

Расскажите, какие требования предъявляются для питья. Обратите внимание, что питьевая вода не должна содержать не только вредные примеси, но и микроорганизмы, поэтому ее необходимо кипятить или специально дезинфицировать.

Проведите в два этапа очистку воды, взятой из различных природных источников (или специально загрязненную воду, воду из аквариума и. т. д.)

Сначала профильтруйте воду через сетку, дуршлаг, несколько сит с ячейками разного размера, через бумажный или многослойный тканевый фильтр. Это очистит ее от механических примесей, мусора, песка, или мелкой пыли.

Затем прокипятите профильтрованную воду (или можно добавить кристаллик марганцовки), чтобы очистить ее от болезнетворных микроорганизмов. Обратите внимание на то, что, отправляясь в лес, в поход всегда следует взять с собой несколько чистых кусочков марли или ткани, а также вместе с бинтом и йодом – марганцовку (перманганат калия). Достаточно двух кристаллов этого вещества на ведро воды для гарантированной дезинфекции воды.
VIII. Графический диктант.

+-да, - -нет, 0- не знаю.

-Снег при таянии превращается в воду.(+)

-Если вода замерзает, то она превращается в лед.(+)

-Снег бесцветный. (-)

-Лед прозрачный. (+).

-У снежинки 5 лучей. (-)

-Снег рыхлый.(+)

-Лед хрупкий. (+)

-Снег непрозрачный. (+)

-Все снежинки одинаковые.(-)

-Превращаясь в лед, вода сжимается.(-)


IX. Итог урока. Выставление оценок.

-Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

1.Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, стр.52);

2.Выполнить задания 1, 2 (учебник стр.57);

3.Подготовьте рассказ на тему: «Как мы очищаем воду?»

Открытый урок по мир вокруг нас в 4Б классе

Учитель: Павлова А.Н.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconУрок в 3 классе по умк «Перспективная школа»
Задачи урока : повторить известные свойства воды; попытаться удивить очевидностью еще одного свойства воды, которое они не замечали...

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconУрок по окружающему миру во 2 классе. Тема: «Вода земли. Вода и её свойства. Вода растворитель»
Цели: формировать понятие «свойства воды»; дать представление о применении свойств воды в жизни человека; развивать наблюдательность...

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconУрок-исследование Тема. Вода и её свойства
«Вода и ее свойства», учебник «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова, рабочие тетради, цветные карандаши, пробирки и стаканы с водой;...

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconКонспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды...
Цель: создание условий для успешного усвоения обучающимися темы «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconУрок физики «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах». План урока: Цели урока
Изучить механизм перемешивания молекул одного вещества с другим в газообразном, жидком и твердом состояниях

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconПрограмма элективного курса по физике в 9 классе «Вода, вода…кругом вода»
...

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconГазообразном, жидком и твердом топливе. В установках может использоваться...
В установках может использоваться газ, дизельное топливо, мазут, угли, торф, а также органические твердые и жидкие отходы. С 1994...

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconУрок-исследование по окружающему миру по теме: «Вода и ее свойства»
Актуальность: что такое вода? Такой вопрос может показаться не только странным, но и немного невежливым. Кто же этого может не знать?...

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconРезолюция III международного конгресса «Чистая вода. Казань»
В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011–2017 годы с 3 по 4 апреля 2012 года в г. Казани...

Тема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии» iconУрок химии в 8 классе «…Все хорошо в природе, но вода красота всей природы!»
«Вода — самое драгоценное минеральное сырье, это не только средство для развития промыш­ленности и сельского хозяйства, вода — это...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru