Скачать 148.6 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УМКД дисциплины Природное и культурное наследие Разработчики: Пшеничников Б.Ф. Идентификационный номер: УМКД.6. (111)-022000-М1.В.ДВ.1-2012 Контрольный экземпляр находится на кафедре экологии ШЕН Лист из ![]() ![]() МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа естественных наук РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) Природное и культурное наследие Направление магистратуры 022000.68 – Экология и природопользование Форма подготовки - очнаяШкола естественных наук Кафедра экологии Курс 1 семестр 1 Лекции - 10 час. Практические занятия - 32 час. Семинарские занятия - час. Лабораторные работы - час. Всего часов аудиторной нагрузки – 42 часа Самостоятельная работа – 30 час. Реферативные работы - 0 Контрольные работы Зачет: - 1 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г. Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А. Составитель: Пшеничников Б.Ф. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Цели освоения дисциплины - Изучение системы Всемирного Культурного и Природного Наследия как информационного потенциала об объектах и событиях, сохраняемых и необходимых человечеству для своего развития и передачи будущим поколениям. - Понимание информационного потенциала наследия как совокупной памяти природы и культуры во всех многочисленных явлениях материальной и духовной жизни – от генетической наследственности до высших нравственных и философских форм. - Понимание проблем востребованности и сохранения ценностей Национального Культурного и Природного Наследия как части Всемирного Наследия всего человечества. - Освоение знаний о Всемирном Наследии до уровня восприятия его как природно-культурной целостности и системе социальных и культурных ценностей, в поликультурном образовании и науке. - Исследование, изучение и разработка методов внедрения Всемирного Наследия в образование всех видов и уровней Задачи освоения дисциплины: - изучение основных памятников природы и культуры, образующих Всемирное Наследие; - познание принципов выделения особо охраняемых природных и культурных объектов; - выявление географического распределения природных и архитектурных памятников; - изучение природно-культурных достопримечательностей Российской Федерации; - формирование бережного отношения к природе и культуре Российской Федерации. - рассмотрение истории охраны культурного наследия, правовых основ и основных государственных законов в этом направлении; Место дисциплины в структуре ОП магистратуры «Природное и культурное наследие» является интегрированной дисциплиной, охватывающей знания по частным географическим, биологическим, историческим и техническим дисциплинам, таким как геоморфология, гидрология, биогеография, ботаника, зоология, краеведение, этнография, архитектура. При отборе материала в первую очередь учитывалась необходимость обеспечить наиболее полное раскрытие предмета изучения основных его разделов. Перед изучением курса студент должен освоить такие дисциплины, как «Экология», «Основы природопользования», «Геоэкология». Курс «Природное и культурное наследие» углубляет знания и навыки, полученные студентами при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла («Социальная экология», «Мировая культура»), дисциплин математического и естественнонаучного цикла («География»). Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть формированы следующие компетенции:
знать: - содержание понятия «природное и культурное наследие»; - взаимосвязь культурного и природного наследия; - критерии отбора памятников для внесения в Список всемирного наследия; - законодательство в области охраны и использования культурного наследия; - памятники искусства и архитектуры, внесенные ЮНЕСКО в Список всемирного наследия; - географическое распределение памятников природного и культурного наследия России; - древние и наиболее знаменитые памятники архитектуры России. уметь: - проводить исследования и использовать аналитические материалы в изучении природного и культурного наследия; - составлять описание объектов природного и культурного наследия; - показать уникальность объектов природного и культурного наследия с точки зрения их охраны. владеть: - навыками интерпретации артефактов входящих в культурное наследие; - критериями оценки объектов природного наследия. I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Раздел 1. Всемирного Природного и культурного наследия (4 час.) Тема 1. Основные этапы становления, формирования и развития всемирного природного и культурного наследия (2 час.). Общие положения и глобальная статистика. Система понятий, определений и процедура внесения достояний в список всемирного природного и культурного наследия Тема 2 История развития природного и культурного наследия (2 час.) История развития природного и культурного наследие в России География Всемирного Природного и Культурного Наследия. Список 7 чудес света и его эволюция во времени. Города, деревни и культурные ландшафты всемирного природного и культурного Наследия Раздел 4. Россия во Всемирном Наследии ЮНЕСКО: культурные и природные объекты Раздел 2. Контроль за состоянием достояний и процедура исключения достояний из списка природного и культурного наследия (2 час.) Тема 1. Научное обоснование концепции управления объектами Всемирного природного наследия (2 час.) Научное обоснование концепции управления объектами Всемирного природного наследия в России. Научное обоснование концепции управления объектами Всемирного природного наследия в Мире. Раздел 3 Объекты природного достояния (4 час.) Тема 1. Объекты природного достояния Всемирного наследия (2 час.): горные вершины и вулканы, озера, острова, караловые рифы и атоллы, ископаемые достопримечательности, пещеры и карсты, национальные парки, геологическое наследие. Тема 2. Объекты природного наследия в России (2 час.): государственные природные заповедники, государственные биосферные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Семинарские занятия (32 час.) Занятие 1. Основные этапы становления, формирования и развития всемирного природного и культурного наследия (8 час.)
Занятие 2. История развития природного и культурного наследия (8 час.)
Занятие 3. Научное обоснование концепции управления объектами Всемирного природного наследия (8 час.)
Занятие 4. Объекты природного достояния Всемирного наследия (4 час.):
Занятие 5. Объекты природного наследия в России (4 час.):
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА Вопросы к зачету. 1. Роль Организации Объединенных Наций в развитии вопросов Всемирного Природного и Культурного Наследия. 2. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия». 3. С какого года ведется список Всемирного Наследия? 4. Первая в Мире охраняемая природная территория. 5. Год рождения идеи Всемирного Наследия. 6. Что лежит в основе системы природного и культурного наследия? 7. Какие обязательства берут на себя государства на территории, которых расположены объекты природного и культурного наследия 8. Что относится к объектам культурного наследия? 9. Критерии отнесения отдельных видов достояний к культурному наследию. 10. Что понимается под объектами природного наследия. 11. Критерии выделения объектов природного наследия. 12. Процедура внесения объектов в список Всемирного Наследия. 13. Контроль за состоянием объектов достояния и процедура исключения объектов достояния из списка культурного и природного наследия. 14. История развития природного и культурного наследия России 15. Объекты природного и культурного наследия России 16. Россия во Всемирном Наследии ЮНЕСКО: перечень культурных и природных объектов. 17. Характеристика объектов культурного наследия России. 18. Характеристика объектов природного наследия России. 19. Города России внесенные в Список Всемирного Наследия. 20. Какие факторы определяют внесение городов России в Список Всемирного Наследия. 21.Типы городов России Всемирного Наследия. 22. Деревни России Всемирного Наследия. 23. Характерные черты культурных ландшафтов. 24 Категории культурных ландшафтов. 25. Природные и культурные ландшафты России. 26. Отдельные природные Достояния Всемирного Наследия, в том числе и России: горные вершины и вулканы, озера, острова, коралловые рифы и атоллы, пещеры и карсты. 27. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – объекты природного наследия России. 28. Характеристика ООПТ в виде государственных природных заповедников, государственных биосферных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 29. Критерии составления списка объектов природного и культурного наследия в опасности. 30. Критерии установленной и потенциальной опасности для культурного наследия. 31. Критерии установленной и потенциальной опасности для природного наследия. IV.ТЕМАТИКА И ПРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ Рефераты Тема 1. Объекты природного наследия в России 1.Девственные леса Коми 2.Оз. Байкал 3.Вулканы Камчатки 4.Золотые горы Алтая 5.Западный Кавказ 6.Центральный Сихотэ-Алинь 7.Убсунурская котловина 8.Остров Врангеля 9.Плато Путорана 10.Ленские столбы Тема 2. Контроль за состоянием достояний и процедура исключения достояний из списка природного и культурного наследия 1. Критерии для внесения объектов в список всемирного природного и культурного наследия. 2. Критерии для исключения объектов из списка всемирного природного и культурного наследия. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература 1. Всемирное культурное и природное наследие: Документы, комментарии, списки объектов/. Под ред. Ю.Л. Иазурова. М.:РНИИ культурного и природного наследия, 1999. 334 с. 2. Всемирное культурное и природное наследие в образовании. Учебн. пособие ( перевод с англ. Н.В. Баграмова, В.Н. Бычкова, Д.В. Гребенник и др.); под общ. ред. В.П. Соломина Л.: Лениздат, 2001. 320 с. 3. Гебель Петер. Природное наследие человечества: Ландшафты и сокровища под охраной ЮНЕСКО / пер. с нем. М. Ждановой.М.: БММ АО, 1999. 256 с. 4. Государственные и общественные музеи Приморского края. Справочник. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001. – 42 с. 5. Дальневосточный морской биосферный заповедник. Исследования. Том 1. (Отв. ред. А.Н. Тюрин). Владивосток: Дальнаука, 2004. 848 с. 6. Дормидонтов Р.В. Заповедники Приморья / Р.В. Дормидонтов, А.Г. Маточкин. – М.: Наука, 1988. – 272 с. 7. Заповедники Дальнего Востока СССР / отв. ред.: В.Е. Соколов, Е.Е. Сыроечковский. – М.: Мысль, 1985. 319 с. 8. Жирмунский А.В. Дальневосточный государственный морской заповедник / А.В. Жирмунский, Е.В. Краснов. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1983. – 57 с. 9. Культурно-историческое наследие в ХХI веке: перспективы сохранения и использования. Сб. докладов науч. конфер. – Владивосток, 2000. – 126 с. 10. Майорова Н.В. Некоторые подходы к изучению проблемы сохранения культурных ценностей на юге Дальнего Востока / Н.В. Майорова // Седьмая дальневосточная конференция молодых историков. Сб. м-лов. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002. С. 381 – 385. 11. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие / В.П. Максаковский. – М.: Эко-прос, 2000. – 327 с. 12. Растительный и животный мир Сихотэ-Алинского заповедника. – М.: Наука, 1982. – 304 с. 13. Сто великих музеев мира / Сост. Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 508 с. 14. Фезер Т. Сокровища человечества: памятники истории, культуры и природные заповедники под охраной / Т. Фезер. – М.: Прогресс, 1997. – 233 с. 15. Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры / А.А. Формозов. – М.: МГПИ, 1990. – 247 с. 16. Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Музейное дело. – Вып. 26. – М.: ГЦМСИР, 2001. – 316 с.
Интернет-ресурсы
|
![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Вид итогового контроля по очной и заочной форме обучения: V семестр – зачет, VI семестр экзамен |
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская... | ![]() | Специальность: 350800 – Документоведение и документационное обеспечение управления |
![]() | Контроль самостоятельной работы (тестирование, коллоквиум, контрольные работы и курсовая работа) (кср) | ![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента |
![]() | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Самостоятельная работа выполняется студентами в соответствии с требованиями к оформлению документов учебной деятельности. Самостоятельно... |
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ставропольская государственная медицинская... | ![]() | Рабочая программа по Физической культуре составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного... |