Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)




Скачать 285.03 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
страница1/2
Дата публикации11.08.2014
Размер285.03 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2


Пояснительная записка.
Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И.И. «География России. Природа. 8 класс» и учебника И.И.Бариновой «География России. Природа. 8 класс».

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

По учебному плану – 68 часов, 2 часа в неделю.

Цели обучения:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпритации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды.

Задачи обучения:

- сформировать географический образ своей страны во ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектоважнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Содержание программы


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов




Введение.

7

1.

Особенности природы и природные ресурсы России.

24

2.

Природные комплексы России.

32

3.

Человек и природа.

5




Всего.

68



Календарно – тематическое планирование.


№ урока

Тема урока

Домашнее

задание

Дата проведения

Примечание

I четверть




Введение (7 ч.).










  1. /1

Географическое положение России.

§1стр.6, 11-13







  1. /2

Крайние точки.

§1 стр.7-10, к/к , стр.13 в.4







  1. /3

Границы России. Практическая работа «Определение по физической карте географических координат крайних точек России, нанесение их на контурную карту».

§1 стр.10-11 к/к







  1. /4

Моря, омывающие берега России

§2, к/к, стр.21 в.1-3







  1. /5

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени»

§3, стр.25 в.3-7







  1. /6

История исследования России

§4, сообщения







  1. /7

Обобщение по теме










Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (24 ч.)

Тема 1.Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5 ч.)

  1. /8

Особенности рельефа России.

§5, к/к







  1. /9

Геологическое строение территории России.

§6







  1. /10

Практическая работа «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам».

Записи в тетради







  1. /11

Полезные ископаемые России.

§7, к/к







  1. /12

Развитие форм рельефа.

§8







  1. /13

Итоговый урок по теме.

Стр.55 в.4







Тема 2. Климат и климатические ресурсы (8ч.).

  1. /14

Климатообразующие факторы. Географическая широта

§9 стр.5759







  1. /15

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

§9 стр.59-63







  1. /16

Влияние подстилающей поверхности

§9 стр.63 в.1,5







II четверть

  1. /1

Распределение в России основных элементов климата.

§10 стр.63-68







  1. /2

Типы климата России.

§10 стр.68-72







  1. /3

Практическая работа «Анализ климатограмм и определение типов климата.

Записи в тетради







  1. /4

Климат и человек. Агроклиматические ресурсы.

§11







  1. /5

Итоговый урок по теме.

Стр.76 в.2,3







Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы(5 ч.).

  1. /6

Внутренние воды России. Реки России-

бассейны океанов.

§12 стр.77-80, к/к








  1. /7

Питание и режим рек.

§12 стр.80-84, стр84 в.5







  1. /8

Озера, болота, подземные воды, ледники,

многолетняя мерзлота.

§13








  1. /9

Водные ресурсы.

§14







  1. /10

Обобщение знаний по теме.

Вопросы на стр.92







Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (6 ч.)

  1. /11

Образование и строение почв.

§15







  1. /12

Главные типы почв России и закономерности их распространения.

§16, таблица по рис.56








  1. /13

Почвенные ресурсы России.

§17







  1. /14

Растительный и животный мир России.

§18, стр.112 в.4







  1. /15

Биологические ресурсы России.

§19, сообщение







  1. /16

Природные ресурсы

§20







III четверть

Раздел II. Природные комплексы России (32 ч.)

Тема 1. Природное районирование (6 ч.)

  1. /1

Моря как крупные природные комплексы

§22







  1. /2

Природные зоны России.

§23, таблица в тетради







  1. /3

Лесные зоны России.

§24, таблица в тетради







  1. /4

Безлесные зоны на юге России.

§25, таблица в тетради







  1. /5

Высотная поясность.

§26, стр.148 в.3,6







  1. /6

Итоговое обобщение по теме.

В. На стр.148-149







Тема 2. Природа регионов России (25 ч.)

  1. /7

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

§27 стр.151-154, к/к







  1. /8

Климат Русской равнины

§27 стр.154-157







  1. /9

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

§28, к/к, сообщение








  1. /10

Природные ресурсы Русской равнины.

§29







  1. /11

Итоговый урок по теме "Русская равнина".

в. в тетради







  1. /12

Северный Кавказ.

§30, к/к







  1. /13

Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы.

§31








  1. /14

Урал.

§32, стр.186 в.1,4







  1. /15

Своеобразие природы Урала.

§33







  1. /16

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

§34, сообщение







  1. /17

Западно – Сибирская равнина: особенности природы.

§35, к/к








  1. /18

Заболоченность Западной Сибири

Записи в тетради







  1. /19

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

§36, к/к







  1. /20

Итоговый урок по теме "Западно - Сибирская равнина".










IV четверть

  1. /1

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

§37,к/к







  1. /2

Природные комплексы Восточной Сибири.

§38







  1. /3

Практическая работа «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов (на примере города Норильска)».

Записи в тетради







  1. /4

Горы Южной Сибири.

§38 стр.221-225






  1. /5

Озеро Байкал-жемчужина Сибири.

§39






  1. /6

Природные ресурсы Восточной Сибири

§40, стр233 в.1







  1. /7

Дальний Восток - край контрастов.

§41, к/к, сообщение







  1. /8

Сравнительная характеристика климата г. Сочи и г. Владивостока.

Записи в тетради







  1. /9

Природные комплексы Дальнего Востока.

Природные уникумы.

§42








  1. /10

Природные ресурсы Дальнего Востока.

§43







  1. /11

Обобщающий урок по теме "Природа регионов России".

В. на стр.252-253








Раздел III. Человек и природа (5 ч.)

  1. /12

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

§44







  1. /13

Антропогенные воздействия на природу.

§45






  1. /14

Рациональное природопользование.

§46






  1. /15

Экологическая ситуация в России

§47






  1. /16

Итоги года

Задание на лето








Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения географии России ученик должен:

знать, понимать: специфику географического положения и административно-территориальное устройство Российской Федерации; особенности географии ее рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; культурно-исторические особенности народов России, их самобытность; различия в типах хозяйственной деятельности на территории страны; роль и место отдельных территорий в системе географического разделения труда; уникальные объекты и явления на территории России.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • узнавать по различным источникам информации основные характеристики природных, социально-экономических и экологических объектов, процессов и явлений, особенности их размещения по территории РФ;

  • получать из разных источников и оценивать информацию, характеризующую демографическую ситуацию в России, размещение основных хозяйственных отраслей и производств РФ и тенденции их развития;

  • приводить примеры крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, основных отраслей хозяйства и межотраслевых комплексов, внешних и внутригосударственных экономических связей;

  • оценивать последствия современных социально-экономических и экологических проблем России, их влияния на уровень и качество жизни населения.

Использовать (применять) приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применять географические знания о своей Родине для активной адаптации к быстро меняющейся природной адаптации и социально-экономической среде;

  • использовать географические знания о хозяйстве России и специфике ее регионов для самоопределения и будущей трудовой деятельности;

  • иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно-допустимых значениях;

  • использовать простейшие приемы подготовки и презентации рефератов, докладов, эссе и т.п.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Литература для учащихся

  1. И.И.Баринова «География России. Природа. 8 класс» - М.: Дрофа, 2013

  2. Атлас «География: природа России. 8 класс»

  3. Контурные карты

  1. Литература для учителя

  1. А.И.Даньшин и др. "Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география России".- М.: Айрис-пресс, 2008.

  2. В.А.Кошевой "География. Тесты. 8-9 кл."-М.:Дрофа, 2010.

  3. В.Б.Пятунин, Ю.А.Симагин "Контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы". - М.: Дрофа, 2008.

  4. В.Б.Пятунин, Ю.А.Симагин "Тестовые задания по географии (6-10 классы). - М.: Просвещение, 2009.

  5. В.Г.Музафаров "Основы геологии".- М.: Просвещение.

  6. В.И.Сиротин "Практические работы по географии ( 6-10 классы)".- М.: АРКТИ, 2010.

  7. В.Т. Глушкова и др. "Физическая география". - М.: АРКТИ, 2010.

  8. Г.Н.Элькин "География России. Природа. 8 класс".- СПб: Паритет, 2008.

  9. Е.А.Жижина "Поурочные разработки по географии. 8 класс". - М.: ВАКО, 2008.

  10. И.В.Митрофанов "Тематические игры по географии".- М.: Сфера, 2006.

  11. И.И. Баринова "Современный урок географии".- М.: Школьная пресса, 2006.

  12. И.И.Баринова "Дидактические карточки-задания по географии. Природа России. 8 класс". - М.: ГЕНЖЕР, 2008.

  13. О.П.Моисеева "Тематический тестовый контроль по географии России. 8 класс". - М.: Сфера, 2010.

  14. Э.М.Раковская "Методическое пособие по курсу "География: природа России".- М.: Просвещение, 2006.

Оборудование

  1. Карты

  2. Таблицы

  3. Картины

  4. Гербарий

  5. Видеокассеты



Контрольно-измерительные материалы
Практическая работа «Определение по физической карте географических координат крайних точек России, нанесение их на контурную карту» ( к уроку 3).

Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения России.

Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа. Последовательность выполнения работы:

  1. По физической карте атласа учащиеся определяют крайние точки России, географические координаты и подписывают их на контурной карте.

  2. Учащиеся определяют широту крайней северной и крайней южной точек, долготу крайней западной и крайней восточной точек. Данные определений записывают на контурной карте.

  3. Наносят границу России, подписывают государства, с которыми граничит наша страна.

  4. Определить наибольшую протяженность материковой части России с севера на юг и с запада на восток, используя градусную сеть и масштаб карты или глобуса.

Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени» (к уроку 6).

Цель работы: формирование умений определять поясное время, местное время, закрепление знания о часовых поясах. Учащиеся знакомятся с названиями и географическим положением городов России.

Учащиеся работают по физической карте атласа и выполняют следующие задания:

  1. Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время равно 10 ч.

Последовательность выполнения задания:

  1. определить долготу каждого из выбранных городов (Ярославль – 40° в.д., Якутск - 130° в.д.);

  2. вычислить разницу долготы и рассчитать количество часовых поясов, разъединяющих эти города (130°- 40° = 90°, 90°: 15° = 6 поясов);

  3. определить время в городе Якутске ( 10 + 6 = 16 ч).

Ответ. В Якутске 16 ч.

  1. На о.Вайгач 13 ч, определить поясное время на о.Врангеля, в Санкт-Петербурге.

  2. Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч.

Учащиеся работают по карте часовых поясов. Последовательность выполнения работы:

  1. Определить часовые пояса, в которые входят территории, выбранные для определения поясного времени.

  2. Определить разницу во времени между некоторыми городами, обозначенными на карте часовых поясов.

  3. Решить задачи на определение поясного времени отдельного города (по отношении ко времени в другом городе).

Например, по карте часовых поясов определить, который час в Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч утра. Достаточно прибавить количество часов, соответствующее количеству часовых поясов, разделяющих эти города (5 + 6 = 11 ч).

Для проверки правильности решения задачи по карте часовых поясов необходимо:

  1. определить разницу долготы (150° = 90°);

  2. определить количество часовых поясов, разделяющих эти города (90°: 15° = 6 поясов);

  3. рассчитать время в Магадане (5 + 6 = 11 ч).

Практическая работа «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам» (урок 8).

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Учащиеся сравнивают содержание тектонической и физической карт. Устанавливают наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны и сопредельных государств. Фактический материал обобщается в форме таблицы. Вывод учащиеся формулируют самостоятельно и записывают в тетради.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Полезные ископаемые


Восточно-Европейская платформа

Сибирская платформа
Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости


Восточно-европейская равнина

Среднесибирское п

лоскогорье

Карпаты, Крым, Кавказ
Урал, Тянь-Шань


Каменный уголь, нефть, газ, соль, сланцы, железные руды

Каменный уголь, графит, медные руды, соль

Полиметаллические и медные руды, марганец, железная руда, алюминиевые руды и др.

Полиметаллические и медные руды, золото, каменный уголь
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа учителя географии 8 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа по предмету «География»
В. И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 г. Авторы программы для 9 класса: «География России. Население и хозяйство» И. И. Баринова, В. П....

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconПояснительная записка Программы: Примерная программа основного общего...
Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (VII-IX класс), авторская программа под...

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа по курсу «география» 8 класс
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется...

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconТема «Природные комплексы Дальнего Востока»
Оборудование: физическая карта России, мультимедийная установка, географические атласы 8 класса, учебник Н. И. Бариновой «География...

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа по географии 8 класс
А класса на 2013–2014 учебный год. Программа рассчитана на 68 часов обучения, предполагает 14 практических работ, 5 контрольных и...

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа по курсу География России / Природа / для 8 класса на 2011 2012 учебный год
Основной учебник: Баринова И. И. География России. Природа. Из дом «Дрофа» 2001 – 2005 гг

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconРабочая программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9 класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений...

Пояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» иучебника И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) iconДронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. Кн. 1:...
География Земли (VIII-IX классы), авторской программы по географии для 9 класса общеобразовательных учреждений В. П. Дронова и Л....


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru