Рабочая программа учебного курса «Физическая география»




Скачать 407.05 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Физическая география»
страница1/3
Дата публикации05.08.2014
Размер407.05 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6 класса составлена на основе следующих документов:


  1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступающий в силу с 01.09.2013 г.;

  2. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312).

  3. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования от 31.03.2005г. № 574 с последующими изменениями от 01.07.2011 № 1018

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 №1067

  5. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего
    (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. Биология. -М.: Дрофа, 2004

  6. Устав МБОУ «Тимошинская средняя общеобразовательная школа»

  7. Образовательная программа МБОУ «Тимошинская сош»

  8. Положение о рабочей программе МБОУ «Тимошинская средняя общеобразовательная школа»

  9. Примерная программа по географии составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 6-11класс. Составитель С.В. Курчина. -М.: Дрофа, 2010


Начальный курс является частью целостного учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Начальный курс - первая ступень в географическом образовании, имеющая пропедевтические знания из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ, о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях природы, о связях между природой и человеком.

Главная цель изучение курса в основной школе - овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При географии изучении учащиеся должны усвоить основные предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне получить знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы, как в классе, так и на местности.

На относительно завершенном уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях месторасположения школы и соответствующие приемы ознакомления с его рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью, ее основными отраслями, условиями быта, труда, отдыха, культуры, взаимосвязи в системе «природа-человек». Краеведческий принцип в содержании курса и технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность. Учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе как составной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие предметные понятия («горы», «река», «климат» и т. п.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.

Начальный курс для учащихся основной школы - первый в изучении географии. Поэтому в «Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и (или) показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже - объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.

Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

Программа реализует межпредметные связи с курсами природоведения, окружающим миром, экологией.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная.

- коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 -групповая.

Виды деятельности учащихся:

Устные сообщения, обсуждения, минисочинения, доклады, рефлексия




Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.


Учебно - тематический план (34часа)



раздела


Наименование разделов

Всего часов

Практические работы




Введение.

1

3

1.

Виды изображений земной поверхности.

11

8

2.

Строение Земли. Земные оболочки.

19

13

3.

Население Земли

3

1

ИТОГО

34

25




Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ

География — наука о природе Земли, ее населе­нии, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; осо­бенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и го­довом движении Земли). Луна — спутник Земли. Раз­витие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Совре­менные географические исследования; формы их ор­ганизации и методы.

Практические работы. На местности: 1. Орга­низация и обучение приемам учебной работы: наблюде­ние над погодой, фенологическими явлениями (водо­емы, растительность); измерение высоты Солнца над го­ризонтом, ориентирование по Солнцу. 2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование и охрана) На контурной карте: 1. Нанести маршруты пу­тешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2.Подписать названия материков и океанов.

Раздел I

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. Тема 1. План местности

Условные знаки плана. Масштабы плана. Сторо­ны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Осо­бенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Опре­деление (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы. 1.Ориентирование на местности. 2.Глазомерная съемка небольшого участка местности (од­ним из способов). 3.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Топографический диктант.

Тема 2. Географическая карта

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географиче­ской карте. Меридианы и параллели. Определение на­правлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океа­нов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Го­сударство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практиче­ской деятельности человека.

Практические работы. 1.Обучение приемам: показ объ­ектов по карте, оформление контурной карты, надписи на­званий объектов. 2.Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). 3.Проведение на кон­турной карте меридианов и параллелей, в том числе прохо­дящих через вашу местность. 4.Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II

ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ

Тема 1. Литосфера

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана. Особенности рельефа своей местности.

Практические работы. 1.Изучение свойств горных по­род и минералов (по образцам). 2.Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. 3Изучение рельефа своей местности. 4.Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconРабочая программа «География. Начальный курс» 6 класс. Составитель:...
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconРабочая учебная программа курса «Физическая география» для 6-го класса Составитель
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconРабочая учебная программа по географии курса «География материков и океанов»
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconРабочая программа учебного курса «Физическая география»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconРабочая программа учебного курса «Физическая география»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconРабочая программа учебного курса «Физическая география»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconРабочая программа педагога галины Николаевны Ледневой по учебному курсу «Геграфия»
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconПротокол №01 от
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6-ого класса составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconСредняя общеобразовательная школа №8
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6 класа составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «Физическая география» iconПояснительная записка статус документа
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru