Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса




НазваниеРабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса
страница1/8
Дата публикации15.04.2014
Размер0.76 Mb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 «Выбор» НГО

Рассмотрено на школьном методическом совете

Протокол № ______

от «____» _________2013

Согласованно

Зам директора по УВР

__________ Альмаккева О.И.

«____» ____________2013

Утверждаю

Директор

«СОШ № 19 «Выбор» НГО

__________ Медведева Л.В.

«____» ___________2013

Рабочая программа

по курсу «География. Население. Хозяйство России»

для 9 класса

на 2013 -2014 учебный год

составитель:

Есикова Т.В.

учитель географии

II квалификационная категория

Находка

2013

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании

  • Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС », 2010.

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК:

  1. Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС », 2010.

  2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  3. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь к учебнику География: население и хозяйство. для 9 класса общеобразовательных учреждений М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.


Дополнительная литература:

  1. Справочник учителя географии. Авторы – составители: А.Д. ступникова, Л.Д. Бражникова и др., - Волгоград: Учитель, 2012. – 215с.

2. Структура курса

п/п

Тема (глава)

ЗУН


Количество

часов

1

НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР. РОССИЯ И СТРАНЫ СНГ.

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории.

Субъекты РФ, их различия

3

2

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ.

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.

Города, типы населённых пунктов, зоны расселения

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица

4

3

ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля Росси в ресурсах СНГ. Особенности экономических систем.

8

4

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

3

5

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные. Газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения

5


6

КОМПЛЕКСЫ ОТРАСЛЕЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

9


7

АГРОПРМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности

4

8

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС.

Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

5

9

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ.

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов.

Особенности ЭГП районов России, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства районов.

26

3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Входной контроль

1




2

Промежуточный контроль «Межотраслевой комплекс»

1




3

Итоговый контроль

1




ИТОГО: 3 часа.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве. Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.

1

2

Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России.

1

3

Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

1

4

Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

1

5

Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

1

6

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

1

7

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

1

8

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

1

9

Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

1

10

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

1

11

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

1

12

Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

1

13

Моделирование вариантов нового районирования России.

1

14

Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

1

15

Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

1

16

Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

1

17

Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

1

18

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

1

19

Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения.

1

20

Экологические и водные проблемы Волги-оценки и пути решения.

1

21

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

1

22

Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

1

23

Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского района) для жизни и быта человека.

1

24

Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

1

25

Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

1

26

Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

1

27

Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них.

1

28

Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

1
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconРабочая программа педагога черепановой Ирины Юрьевны По учебному...
Рабочая программа учебного курса «география природа и хозяйство» для 9 класса составлена на основе следующих документов

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconРабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconРабочая программа учителя географии 8 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconРабочая программа по курсу «география» 8 класс
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется...

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconРабочая программа курса «география россии»
...

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconРабочая программа по предмету «География»
В. И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 г. Авторы программы для 9 класса: «География России. Население и хозяйство» И. И. Баринова, В. П....

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconРабочая программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9 класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconДронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. Кн. 1:...
География Земли (VIII-IX классы), авторской программы по географии для 9 класса общеобразовательных учреждений В. П. Дронова и Л....

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconУчебнику «География России. Природа, население, хозяйство»
К учебнику «География России. Природа, население, хозяйство» под редакцией В. П. Дронова

Рабочая программа по курсу «География. Население. Хозяйство России» для 9 класса iconРабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru