Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы




НазваниеУрок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы
Дата публикации08.04.2014
Размер59.5 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > География > Урок
УРОК ПО ТЕМЕ: «МНОГООБРАЗИЕ РЫБ. КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ.

Цель: Продолжить работу по знакомству с многообразием рыб, их приспособленностях к жизни в различных условиях водной среды; формировать умения сравнивать и описывать особенности строения рыб, процессы жизнедеятельности, познакомиться с наиболее распространёнными отрядами.

Оборудование: таблицы «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Класс Рыбы».

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Известно, что рыб можно поделить на группы. Они будут разные, всё зависит от того, что берётся за основу классификации. Это могут быть особенности внешнего и внутреннего строения, размножения, поведения. Всё это признаки систематические.

Систематические группы – группы животных, сходные по систематическим признакам.

Экологические группы – группы животных, сходные по месту и условиям обитания, которые определённым образом приспособлены к факторам среды.

- На какие систематические группы делятся рыбы? Что лежит в основе этого деления?

- На какие экологические группы делятся рыбы? Как они приспособлены к условиям обитания?

Попытайтесь построить схему классификации рыб с помощью учителя.


Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные, или Черепные

Надкласс

Рыбы

Класс

Хрящевые

рыбы

Костные

рыбы

Подкласс




Лучепёрые

Костно-хрящевые

Кистепёрые

Двояко - дышащие



Отряд



Акулы

Скаты

Сельдеобразные

Карпообразные

Тресковые

Камбалообразные



Осетровые








Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся;

1- к хрящевым рыбам 2- к костным рыбам 3- общие для всех этих классов признаки.

а) сохранены остатки хорды;

б) жаберных крышек нет

в) сердце двухкамерное

г) плавательного пузыря нет

д) есть плавательный пузырь

е) яйцеживорождение

ж) череп костный

з) чешуя с зубцами, покрытыми эмалью

и) тело многих рыб покрыто костными чешуйками

к) рот на нижней стороне головы

л) многие обитают в морях и пресных водоёмах

м) скелет в течение всей жизни хрящевой.

Ответы: 1-б, г, е, з, н, л, м ; 2-а, д, ж, л; 3-в.

  1. Изучение нового материала

Для изучения нового материала организуется работа в группах по 4-5 человек. Каждая группа получает вопросник и таблицу, которую они должны заполнить.

Группа 1.

Какими характерными признаками обладают осетровые рыбы в связи с характерными особенностями строения и образом жизни? Каково их значение в природе и жизни человека?

Учащиеся заполняют таблицу «Характеристика некоторых групп рыб»


Систематические

группы рыб.

Признаки группы



Представители



Значение в природе и жизни человека

Отряд: Осетровые












Примерный ответ: 1) Голова вытянута в длинное заострённое рыло – рострум

2) тело снаружи имеет несколько рядов костных жучек.

3) Рот на нижней поверхности лишён зубов.

4) Видеть добычу не могут, но зато могут нащупать её при помощи усиков, которые сидят у него впереди рта.

5) хвостовой плавник неправильнолопастной. Хвост оканчивается загнутым кверху остриём .Верхняя доля гораздо длиннее и сильнее нижней.

6) Главной опорой тела служит хорда, сохраняющаяся в течение всей жизни.

7) В теле рыб имеются кости; 1) жаберные крышки и покровные кости головы.

Группа делает вывод; осетровые в своём строении сохранили многие примитивные черты, сближающие их с акулами. Но у них, как и у настоящих рыб, есть костные жаберные крышки, покровные кости на голове. Поэтому их называют костно-хрящевыми.

Учащиеся работают с текстом учебника и находят признаки, характерные для представителей этих подклассов, используя параграф 43.

2 группа: Каковы характерные признаки отряда карпообразные в связи со средой обитания? Каково их значение в жизни человека?

Учащиеся заполняют таблицу, пользуясь дополнительной литературой и параграфом 43.
«Характеристика некоторых групп рыб»


Систематические

группы рыб.

Признаки группы



Представители



Значение в природе и жизни человека

Отряд: Осетровые

Отряд: Карпообразные













3 группа: Изучает проблему верхоплавающих рыб, обладающих особенно ярким серебристым блеском, образующих продольный брюшной киль и тем самым придающих телу рыбы покровительственную роль серебристого блеска, делая её практически невидимой для хищников. Такая особенность выражена у различных видов сельдей.

Учащиеся читают параграф 43 и приложение : «Рассказы тётки селёдки», находят в тексте биологические ошибки и заполняют таблицу.



Систематические

группы рыб.

Признаки группы



Представители



Значение в природе и жизни человека

Отряд:

Осетровые

Отряд: Карпообразные

Отряд: Сельдеобразные












4группа: Пользуясь учебником Никишова А. И. изучает древних рыб, доживших до нашего времени, но сохранивших черты примитивной организации на странице131
Данные заносят в таблицу.


Систематические

группы рыб.

Представители

Признаки группы

Место обитания


Двоякодышащие рыбы
Кистепёрые рыбы












4.Закрепление.

Распределите по отрядам перечисленных ниже рыб, проставив рядом с названием отряда номер, под которым обозначена рыба.

Сельдеобразные-

Лососеобразные-

Карпообразные-

Трескообразные

Осетрообразные

Двоякодышащие

Кистепёрые

1.Пикша, 2.Горбуша. 3. Сардина 4. Килька 5. Карась 6. Белуга 7. Плотва 8. Чешуйчатник. 9.Латимерия 10.Налим 11.Сазан.

5. Анализ проведённой на уроке работы и подведение итогов деятельности

Домашнее задание

Параграф 43 по учебнику под ред. Козлова М.А. и под ред. Никишова А.И.

Индивидуальное задание; сообщение «По страницам Красной книги». Редкие и исчезающие виды рыб Костромской области.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconКонкурс по теме «Рыба и рыбопродукты»
Учащиеся должны знать терминологию по теме “Рыбы”, приспособленность рыб к среде обитания, систематические группы рыб, народнохозяйственное...

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconУрок обобщения и систематизации знаний Учащихся в классе (аудитории): 24 Набор «Систематика»
Тема: Значение рыб в природе и жизни человека. Промысловые виды рыб. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconУрок по зоологии «Многообразие рыб». (систематические и экологические группы рыб)
Выявить черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconУрок технологии в 6-м классе по теме "Пищевая ценность рыбы. Блюда из рыбы"
Научить выполнять механическую обработку рыбы, снимать рыбное филе, оформлять рыбные блюда

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconКонкурс кроссвордов 7г класс Карпухин. В. И. Вторник Посвящение в...

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconКурсовой проект Использование технологий, методов и приемов интегрированных...
Тема урока: Значение рыб в природе и жизни человека. Промысловые виды рыб. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconУрок труда: Работа с пластилином. Композиция «Аквариумные рыбки» Задачи урока
Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразие его обитателей, познакомить с разновидностями рыб

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconУчебник «Биология, 8 класс» Т. И. Базанова, Ю. В. Павиченко, А. Г....
Учитель: На прошедшем уроке мы говорили с вами о разнообразии костных рыб и их роли в водных экосистемах. Чтобы перейти к теме сегодняшнего...

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconРекомендации по борьбе с алиментарной болезнями рыб
В индустриальной аквакультуре с переходом на высокоинтенсивные формы выращивания рыбы (в садках, бассейнах и т д.) ущерб причиняют...

Урок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы iconПрирода родного края. 2 класс
Цель урока: формировать представления о строении и отличительных признаках рыб; познакомить с речными рыбами, изменениями в жизни...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru