Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока




Скачать 49.71 Kb.
НазваниеУрок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока
Дата публикации14.12.2013
Размер49.71 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > География > Урок
Урок биологии в 6 классе

Лишайники

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям жизни, раскрыть их роль в природе.

Задачи урока:

  • Образовательные: ознакомить учащихся со строением, размножением лишайников, их роли в природе и жизни человека.

  • Развивающие: развитие познавательного интереса и творческого потенциала учащихся, развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы.

  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за жизнь живых организмов.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, флипчарт к уроку.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний, работа с терминами: паразитизм, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, сапротрофы, грибы, водоросли.

3.Введение нового материала.

На доске появляются вопросы, на которые учитель предлагает ответить учащимся и самостоятельно сформулировать тему урока. Для развития познавательного интереса на следующих двух страницах флипчарта учащиеся видят высказывание К.А. Тимирязьева о «Растениях-сфинксах» и стихи посвященные лишайникам, которые подготавливают их к усвоению нового материала и развивают познавательный интерес к изучаемой теме.



Далее учитель зачитывает еще одно высказывание К.А. Тимирязьева, посвященное лишайникам

К. А. Тимирязев в своей знаменитой книге “Жизнь растений” писал: “Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы, ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни”.

Рассказ учителя о внешнем строении лишайников, о трех типах лишайников в зависимости от внешнего строения слоевища: накипных, листоватых и кустистых.





Учащиеся смотрят видеофрагмент о внешнем строении лишайников (ссылка на youtube.com)

Внутреннее строение лишайника. Лишайники как симбиотические организмы, состоящие из лишайникового гриба и одноклеточных водорослей и о роли водоросли и гриба в этом симбиозе.

Учитель рассказывает об истории открытия строения лишайников, о том, что термин «лишайник» был предложен в 1860 году русским ученым А.Н. Бекетовым.





Упражнение на актуализацию знаний: учащиеся вписывают в прямоугольника, что дают гриб и водоросль друг другу.



Рассказ о способах размножения лишайников.



Роль лишайников в природе и жизни человека:

  1. Индикаторы загрязнения окружающей среды.

Лишайники любят густые туманы. Однако ни в жаре, ни в холоде не могут жить без кристально чистого воздуха. Стоит только атмосфере быть чуть-чуть загрязнённой, как лишайники гибнут все до единого. Этот исключительно выносливый организм служит лучшим “индикатором” чистоты воздуха. Они в качестве организма-индикатора используются в мониторинге загрязнения атмосферы. Наиболее резко лишайники реагируют на сернистый газ, который, возможно, быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Кроме того, эти организмы способны связывать тяжёлые металлы из окружающей среды и накапливать их в своём слоевище. Лишайники используются для контроля над выпадением радиоактивных осадков, особенно в тех районах, которые трудно обследовать другими средствами.

У берегов Эстонии есть остров, такой маленький, что на карте нашей страны его очертание выглядит как чёрная точка, а название - Вормси – расположилось на голубых волнах.

Здесь в 1982 году был организован первый в нашей стране заказник, где взяты под охрану лишайники.

На острове редкое сообщество низших и высших растений исследуется и охраняется. Этот удивительный природный ландшафт, где царят лишайники, сохранён в первозданном виде.



  1. Использование лишайников в пищу человеком

 Некоторые лишайники предпочитают кочевать по степям или пустыням, образуя небольшие, с виноградину, комочки. Таковы, например, леканора съедобная и пармелия блуждающая.

 Многие виды лишайников съедобны. Горьковатая похлебка из лишайников спасла многих полярников от голодной смерти. А в Японии высушенный лишайник умбликарий считается изысканным деликатесом.



3)Использование лишайников в медицине.

Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Ещё древние египтяне за 200 лет до н. э. использовали их в медицинских целях.

В 1947 г. немецкими учеными был получен первый антибиотический препарат из лишайников под названием “эвозин”. Получают его, главным образом, из ЭВЕРНИИ СЛИВОВОЙ (по табл. ). Этот препарат обладает широким антимикробным действием, преимущественно против стафилококков, его используют при местном лечении таких кожных заболеваний, как фурункулёз, волчанка и др.

В результате взаимодействия гриба и водоросли в лишайнике образуются особые лишайниковые кислоты. Многие из них обладают свойствами антибиотика, ими лечат раны, ожоги, воспалительные процессы.





4) Использование лишайников в промышленности для получения лакмуса, усилителей запаха в парфюмерии, красителей, спирта, патоки.

В парфюмерной промышленности их используют для получения ароматических веществ. Еще в Древнем Египте из них изготовляли пудру. Из некоторых лишайников извлечено вещество, которое добавляют к духам, мылам, кремам, чтобы закрепить аромат. В лакокрасочной промышленности лишайники используют для окраски тканей. Основной цвет темно- синий, с добавками получают яркие насыщенные цвета. В пищевой промышленности лишайники используют для ароматизации пищевых продуктов.







5) Лишайники являются кормом для некоторых животных. Пищевой рацион северных оленей на 70% состоит из кустистого лишайника ягеля, который еще называют «олений мох». Так как лишайники растут очень медленно по несколько миллиметров в год, северных оленей постоянно перегоняют с одного пастбища на другое.



6) Накипные лишайники диплошистес, лецидея пасхальская и фисция помогли определить возраст знаменитых статуй на О, Пасхи. Сравнив фотографии этих скульптур, сделанные в начале века, с современными, учёные заметили, что куртинки — лишайниковые "бляшки" — немного разрослись. Учёные вычислили средний прирост лишайника за год. Предполагая, что лишайники появились на камнях почти сразу после создания скульптур, учёные подсчитали возраст изваяний — около 430 млн. лет, намного меньше, чем предполагалось



7) Лишайники – пионеры суши.



Учащиеся смотрят видеофрагмент о роли лишайников в разрушении горных пород и создании условий для поселения других растений (ссылка на youtube.com).



4. Домашнее задание: изучить параграф 55 учебника, выполнить задания 1 и 2 в рабочей тетради №2, подобрать загадки и интересные факты о лишайниках.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока iconОбобщающий урок по биологии в 6 классе
Цель урока: определить уровень усвоения материала по темам «Бактерии», «Грибы»,«Лишайники» и уровень сформированности общеучебных...

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока iconУрока лишайники. Общая характеристика и строение (Тема урока)
Тема урока: Урок 61. Лишайники. Общая характеристика и строение; в теме: Глава VIII. Царство Грибы. Лишайники

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока iconУрок по биологии в 7 классе учителя биологии мбоу «Красносельцовская сош»
Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока iconКурс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». ( 51 часа. 1,5 час в...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока iconУрок биологии в 8 классе. Тема урока: Регуляция дыхания
Цель урока: создать условия для формирования понятия о нейрогуморальной регуляции дыхания

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока icon«Лишайники»
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники, как симбиотических организмов,...

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока iconКонспект урока по биологии в 7 классе «Органы дыхания животных»
Здравствуйте, меня зовут О. А., сегодня я проведу урок биологии, а с вами, ребята, мы познакомимся в течение урока

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока iconУрок Тема: «Лишайники»
Цели: 1 обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лишайники», рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности лишайников...

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока iconУрок биологии в 8 классе по теме Автор разработки: Волкова Н. В
Цель урока: сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, значении витаминов

Урок биологии в 6 классе Лишайники Цель урока iconКонспект урока по биологии 9 класс
Название работы: Урок биологии в 9 классе по теме «Дарвинизм и его основные положения»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru