Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач»




Скачать 52.31 Kb.
НазваниеУрок по теме «Применение подобия для решения практических задач»
Дата публикации31.07.2013
Размер52.31 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > География > Урок
Урок по теме

«Применение подобия для решения практических задач».

Учитель Королёва А.В.

МБОУ СОШ №13

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\урок подобие\0004-004-podobie-v-nashej-zhizni.png

Цель:

ученик научится решать практические задачи на «Подобие».

Задачи:

-в предметном направлении: учиться применять теоретические знания по теме «Подобие» для решения задач практического характера, на построение с помощью циркуля и линейки, учить осмысливать материал и делать выводы. Содействовать рациональной организации труда;

- в личностном направлении: учиться умению ясно, точно, грамотно излагать мысли, рассуждать, обосновывать способ решения проблемы творческого и поискового характера; учиться слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- в метапредметном направлении: поиск и выделение необходимой информации; моделирование, умение осознанно и произвольно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать результаты своей деятельности; извлечение необходимой информации из своего багажа знаний. Организационные формы общения:

индивидуальная, работа в парах.

Тип урока:

урок развивающего контроля (комбинированный).

План урока:

  1. Мотивационная беседа, которая завершается постановкой цели.

  2. Актуализация опорных теоретических знаний по теме «Подобие»: а) при выполнении практических самостоятельных заданий в парах; б) презентация или защита своих задач - рисунков по теме урока.

  3. Обсуждение практических ситуаций на понимание теоретического материала.

  4. Выполнение творческих заданий на построение.

  5. Рефлексия. а) Составление шпаргалки для решения задач. в) Домашнее индивидуальное задание-тест.

  6. Итог деятельности учащихся на уроке.

Оборудование:

циркуль, линейка, простой, цветной карандаш, раздаточный материал, презентации.

Ход урока:

  1. Подобие одно из важнейших математических понятий. Мы знакомы с реальными предметами, которые дают представление о подобных фигурах. Это фотографии, географические карты, модели автомобилей, кораблей и т. п, архитектурные чертежи различных деталей, механизмов. Давайте подумаем, для чего нам нужно распознавать подобные фигуры?...

  2. Посмотрим, как у нас это получается.

Работаем в парах.

1задание.

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 002.jpg

Определить подобные фигуры. Результат в таблицу. Да-«+», нет- «-».

1

2

3

4

5

6

7

+

+

-

-

+

+

-

Проверка (пальчиками):

Сколько минусов? Всегда ли подобны фигуры под №3. 7?

2 задание.

Проверим умение определять сходственные стороны и записывать пропорциональность сторон. c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 009.jpg

3 задание.

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 003.jpg

Кто из пар быстрее и правильнее определит коэффициент подобия фигур.

Где вы встречались с выполнением данных заданий?

  1. Вспомним решение некоторых задач.

Обсуждаем презентации или собственные задачи (на мой выбор) по теме «Определение расстояния до недоступной точки. Определение высоты предмета». c:\documents and settings\admin\рабочий стол\урок подобие\clip_image018.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\урок подобие\shirina-reki-1a.gif

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 011.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 008.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 010.jpg

А ведь подобные задачи решали учащиеся в 18 веке.

(показать рис. из древнего учебника). c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 004.jpg

  1. Верно ли?

(поднимают правую руку, если нет)

  1. Найти ошибку на чертеже. c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 005.jpg

  2. Когда я говорю: «Скопируйте чертёж с доски в тетрадь, вы изображаете фигуру той же формы, но других размеров. Будут ли они подобны?

  3. Подобны ли человек и его тень?

  4. Подобны ли географические карты одной местности разного масштаба? Как можно понимать масштаб в понятиях подобия?

А теперь хитрый вопрос: «Можно ли измерить высокий столб, здание, зная размер своего пальца?

  1. А что бы лучше думалось, проделаем геометрическую зарядку.

Встаньте. Покажите пядь, локоть (45см.), маховую сажень (176см.), косую сажень (248см.), и т. д.

Геометрия- наука, возникшая из практических нужд людей. Но и человек служит этой науке.

Итак, вернемся к задаче. c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 001.jpg

  1. Перед вами огромный столб и всё. Ваши предложения… Оказывается, зная размер своего большого пальца, тоже можно производить измерения с определённой точностью. Какие же измерения надо сделать для этого?..Зная длину пальца, руки (как измерить?), расстояние до предмета, записать пропорцию: АВ = ВО

А1В1 В1О, найдём АВ. А прикинув, сколько раз большой палец вытянутой руки укладывается в видимом образе предмета, можно найти и высоту столба.

  1. Следующее задание. Посмотрите на чертёж внимательно, обсудите с соседом, как построена фигура в 2 раза большая на чертеже, и постройте фигуру в 3 раза большую данной. Кто сделает, отчитывается и помогает другим парам. Подумайте и ответьте, почему это построение возможно. Этот способ построения подобных фигур называется гоc:\documents and settings\admin\рабочий стол\1.jpgмотетией (расположение).

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\image014.jpgc:\documents and settings\admin\рабочий стол\3.jpgc:\documents and settings\admin\рабочий стол\i_053.pngc:\documents and settings\admin\рабочий стол\2.jpg

Подобные между собой фигуры располагаются так, что прямые, соединяющие соответствующие точки фигур, пересекаются в одной точке, называемой центром.

  1. Перед уроком я просила рассмотреть рисунок прибора для вычерчивания копий с чертежей, планов и пр. в изменённом масштабе, которыйc:\documents and settings\admin\рабочий стол\урок подобие\1601-9.jpg называется пантограф. c:\documents and settings\admin\рабочий стол\урок подобие\1_big.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\урок подобие\0030315000000-st-01-pantograph (1).jpgКак называется современный аналог этого прибора? Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте его изобретём…(показываю) и все пробуем с помощью 2 карандашей в пальцах или рис и карандаша, построить увеличенную фигуру. Какие ещё приборы увеличивают или уменьшают расстояния? (лупа, очки, палетка, ..)

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\i (1).jpg

  1. Подведём итог наших знаний и составим шпаргалку, которая поможет нам решать задачи.

Подобие

Задачи

Увеличение

(уменьшение)

фигур

Нахождение расстояния

до недоступной точки

Деление отрезка

на части

Нахождение высоты

Треугольник

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\урок подобие\img1.gif

  1. Я думаю вам легко будет выполнить домашнее задание-тест по даннойc:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 007.jpg

теме. c:\documents and settings\admin\рабочий стол\3 006.jpg

(все задания на уроке раздаются индивидуально каждой паре, а домашнее -каждому)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» iconТема урока: «Применение признаков подобия треугольников при решении задач»
...

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» icon«Средняя линия треугольника» является уроком изучения нового материала
Повторить понятие подобия треугольников и признаки подобия; рассмотреть теорему о средней линии треугольника; показать их применение...

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» iconУрока: Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в форме дидактической игры
Изученный материал по теме «Подобие треугольников и применение подобия» в процессе задач; познакомить с историческими задачами, в...

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» icon«Подобие треугольников», создать условия для формирования понятия...
Формирование подгрупп обучающихся. Обучаемые знакомятся заранее с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется...

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» icon«Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»
Краткая характеристика технология обучения математике на основе решения задач (по Р. Г. Хазанкину)

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» iconПрезентация по теме, проектор; словарь к уроку; видеоролик по теме;...
«явная функция», «латентная функция», «основные и неосновные социальные институты», «социальные практики», «институционализация»,...

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» iconПризнаки подобия треугольников
Цели: доказать второй признак подобия треугольников, рассмотреть решение задач с применением изученных признаков подобия

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» iconТема: Применение законов Ньютона к решению задач на механическое движение
Цели урока: повторить формулировки и математическую запись законов Ньютона; продолжить формирование умений применять теоретические...

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» iconУрок по теме: 6 класс
Обучающие. Опытным путем получить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности, применить...

Урок по теме «Применение подобия для решения практических задач» iconУрок решение задач по теме «Площадь»
Цель: Закрепить знание теоремы Пифагора и теоремы обратной теореме Пифагора. Совершенствовать навыки решения задач на применение...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru