Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие




Скачать 148.13 Kb.
НазваниеРазвитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие
Дата публикации17.10.2013
Размер148.13 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > География > Реферат
Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие.

Подготовил Еремеев Николай, студент бакалавриата 1 курса

специальности «Начальное образование» Школы педагогики

ДВФУ

Содержание:

1. Введение.

2. Восприятие. Процесс восприятия.

3. Виды и типы восприятия.

4. Свойства восприятия. Законы восприятия.

5. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.

6. Вывод.

7. Список источников
1. Введение.

  Восприятие основывается на ощущениях. Если говорить об ощущениях, то мы увидим, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие.

2. Процесс восприятия.

 Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Было бы глубоко ошибочным думать, что процесс восприятия является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Существуют теории, посвященные процессу распознавания образов. В этих теориях “основное внимание уделено вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечатления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты, и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины. Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду Предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.
3.Виды и типы восприятия.

Различают восприятие непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Если мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей, то подразумеваем непреднамеренное восприятие. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним.Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

Также можно представить и другие классификации восприятия. Например, по типу восприятия людей можно разделить на визуалов, кинестетиков и аудиалов. Начнем с визуалов. Если вы визуал, вы лучше понимаете новое. Вы предпочитаете изображение словам.
Для вас главное - изображение и мысль. Вам близки схемы, графики, рисунки и изображения. Когда вы что-то объясняете, вы часто пользуетесь листом бумаги и карандашом, чтобы проиллюстрировать ваше предложение. Так вам яснее. Основные визуальные характеристики для вас - динамика, совершенство и скорость. Действительно, визуал отдает приоритет тому, что видит, он, прежде всего, обращает внимание на выражение лица, а затем только на интонацию. Поэтому он нуждается в том, чтобы на него смотрели, когда он говорит, иначе он не ощущает, что его слушают. «Смотри на меня, когда я говорю!», - скажет он. Далее - аудиалы. Они легко понимают, слушая речь (слова) или звуки. Их доминирующее чувство - слух, поэтому они имеют, как правило, сильные коммуникативные словесные навыки. Они наслаждаются музыкой, у них постоянно работает радио, телевизор или проигрываются компакт-диски. Они очень редко записывают что-нибудь, полагаясь на свою память. Они часто читают вслух, чтобы лучше понять и запомнить. Если вы кинестетик, то вы лучше общаетесь и понимаете, когда можете прикоснуться или почувствовать физическую близость собеседника. Вам очень трудно оставаться на месте или слушать внимательно долгое время. Вы предпочитаете метод проб и ошибок вместо того, чтобы слушать или читать инструкцию. Иногда окружающие считают вас заторможенным. Главной ценностью кинестетиков является удовольствие, ощущение благополучия - своего или вашего окружения.

Можно распределить восприятие по основной модальности и по форме существования материи (рис.1).

рис.1

Если опираться на исследования Г. Роршаха, то можно выделить четыре типа восприятия: 1) тип двигательный (В-тип) - характерен тем, что люди этого типа склонны воспринимать образы теста пятен Роршаха в движении; в продуцируемых ими образах акцентируется динамический аспект, это соответствует интровертивному типу личности: если нормально интровертивный тип характерен лишь преобладанием кинестетических ответов, то патологически интровертивный - полным отсутствием цветовых;2) тип цветовой (Fb) - характерен тем, что люди этого типа фиксируют в ответах цветовой аспект; это соответствует экстравертивному типу личности: если нормально экстравертивный тип характерен лишь преобладанием цветовых ответов, то патологический - полным отсутствием кинестетических;3) тип суженный - для него характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или даже полное их отсутствие;4) тип амбиэквальный - связанный с большим, но равным количеством цветовых и кинестетических ответов.

4. Свойства восприятия. Законы восприятия.

Выделяют следующие свойства восприятия:

1)Предметность. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.


Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

2)Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.


Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

3)Структурность. С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.


Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

4)Константность. Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

5)Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.


При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируется следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде.

Выделяют следующие законы восприятия: 1)Эффект сходства. — Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются). 2)Эффект близости. — Близко расположенные фигуры обычно объединяются. 3)Фактор "общей судьбы". — Фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них. 4)Фактор "хорошего продолжения". — Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной. 5)Фактор замкнутости. — Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.6) Фактор группировки без остатка. — Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.

5. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Благодаря накопленному опыту семи-, десятилетние дети легко узнают предметы и целые картины. Даже незнакомые механизмы, растения, знаки школьники уверенно воспринимают “категориально”, т.е. как представителей какой-то группы вещей. Синкретичность у младших школьников выражается все слабее благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению найти смысловые связи при восприятии предмета.

Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Действительно, до школы дети обычно осваиваются лишь две формы: шар и куб. Причем куб им знаком скорее как элемент строительного материала (кубик), а не как геометрическое тело. Плоскостные фигуры они знают лучше, среди них квадрат, круг, треугольник.

Но в знании первоклассников обнаруживаются ошибки, связанные с неверным обучением детей до школы. Например, дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Видя нарисованный круг, дети называют его “шариком”, “мячиком”. Нарисованный шар (с характерной для него выпуклостью, отмеченной штриховкой и бликами) дети воспринимают как кружок. Еще больше ошибок наблюдается в узнавании цилиндра и конуса. Причина тут одна – отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью осязания, в процессе моделирования, конструктивной деятельности. Поэтому работа по труду должна быть широко использована как воспитателями детского сада, так и учителями для ознакомления детей с объемными формами и закреплении у школьников четких представлений о них.

Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Так, многие из них узнают прямую линую, если она проведена в горизонтальном положении, но если они начерчена вертикально или наклонно, дети не воспринимают ее как прямую. То же происходит и при восприятии треугольника. Если это слово дети связали только с прямоугольным треугольником и только при одном его положении в пространстве (допустим, гипотенуза справа, вершина вверху), то все остальные виды той же фигуры и даже тот же прямоугольный треугольник, помещенный вершиной вниз, уже не относится учениками к этой группе геометрических фигур. Такая ограниченность свидетельствует о сохранившейся у младших школьников смутности, нерасчлененности их восприятия.

Подобные ошибки имеют общую причину: слитность воспринимаемого знака. Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов. Преодолевается такая слитность не количеством повторных записей каждого знака, а его членением на элементы и активным конструированием знака. Детям нужно показывать, где, откуда идет кружок, точка, длинная палочка, куда смотрит короткая горизонтальная линия цифры 5, где соединяются линии в заданной букве.

Огромную роль в развитии пространственного восприятия играет сравнение двух сходных, но в чем-то разных предметов. Такое сравнение позволяет выделить те отличительные признаки предметов, которые для них характерны.

Требования учителя умещать весь буквенный (или цифровой) знак и каждый его отдельный элемент в определенном месте тетради, записывать его точно на линейке увеличивают трудности написания цифр и букв. Вместе с тем такие требования приучают детей к вычленению определенных пространственных признаков.

В развитии “пространственного видения” существенную роль играет освоение измерения. Знакомство с метром и сантиметром “материализует” пространственные признаки предметов, а измерительная деятельность на уроках математики, труда, природоведения, физкультуры развивает глазомер, оценку расстояния и величины; ребенок учится выделять пространственные характеристики предметов и их сочетания.

Все более легкое выделение пространственных признаков и связей, совершенствование наблюдения и понимания отчетливо сказываются на дальнейшем развитии восприятия сюжетной (в том числе художественной) картины младшими школьниками.

В результате специального обучения дети начинают воспринимать не только сюжет картины, но и особенности композиции, а также многие выразительные детали. Ученики чувствуют знойный жаркий день во время жатвы или сырой, туманный воздух на озере.

Такое восприятие совершается как единый сложный процесс постоянного движения мысли от восприятия целой картины (синтеза) к ее анализу, затем снова к целой картине и снова к вычленению все более мелких и ранее не замеченных деталей, которые позволяют глубже понять идею картины. Подбор названия, этой высшей формы обобщения, вполне доступен детям 7-11 лет и является эффективным средством обучения школьников выделению главного в картине.

В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия – слушание. Уже в дошкольном детстве ребенок ориентировался на указания, требования, оценки взрослого на основе восприятия его речи. Он с удовольствием слушал рассказ воспитателя, сказку. У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности. Слушание включено в любой урок, так как все действия школьника, его успех, а значит, и отметка в первую очередь зависят от его умения слушать объяснения и указания учителя. Кроме того, дети слушают с критической направленностью ответы, решения, объяснения своих товарищей. Слушание, как и чтение, становится своеобразной формой умственной деятельности детей. Такая умственная деятельность требует не только вычленения отдельных слов и понимания значения каждого из них. Слушание рассказа требует установления связей слов в предложении и связей между предложениями, абзацами и, наконец, разделами и главами. Так же как в восприятии картины, обобщение всего содержания дается в названии рассказа и подзаголовках, данных к каждой его части, что обеспечивает более глубокое понимание детьми всего текста.

В развитии младшего школьника все большее значение принимает восприятие времени. Ученики вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать в школу, чтобы успеть выполнить до звонка заданную работу, чтобы вовремя начать подготовку домашних уроков. Дети привыкают к определенной длительности урока. Все чаще и разнообразнее выступает для них время как одно из первостепенных условий успешности выполнения отдельных дел и человеческой деятельности в целом. Дети научаются ориентироваться во времени, пользоваться часами. Известные им с ранних возрастов названия единиц времени (час, минута, сутки) наполняются содержанием, приобретают определенность.

Однако даже и 5-6 классах дети часто ошибаются в определении таких временных единиц, как минута или секунда, и таких малознакомых им интервалов, как 5, 10 и 15 минут.

К середине младшего школьного возраста дети способны ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени, беречь время, разумно распределять необходимые дела с учетом их длительности. Конечно, при этом школьники еще долго делают серьезные ошибки, обычно представляя себе длительность какого-либо дела меньшей, чем она есть в действительности. Поэтому ребята III-IV классов так часто не успевают сделать все то, что они заранее наметили.

Огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является установление им первых связей пространства, времени, количества.

Формированию представлений о времени, его объективной природе и длительности различных временных отрезков в значительной мере способствует освоение школьниками начальных знаний по природоведению (о годовом и суточном движении Земли, времени прорастания семян, о сезонных явлениях).

Среди условий, обеспечивающих восприятие времени школьниками, существенную роль играет и изучение на уроках русского языка глагола с его формами настоящего, прошедшего и будущего времени. Разбор предложений, специальное изменение глагола и соответствующая перестройка всего предложения демонстрирует детям смысловое значение времени, обеспечивают его вычленение, дифференцировку, раскрывают для школьника знание точности его словесного обозначения: “я купил, покупаю, куплю”.

Таким образом, учение – основная для младшего школьника деятельность – знакомит его с категорией времени. Развивающаяся самостоятельность ребенка, участие в кружках и различной общественной деятельности побуждает его чаще, точнее, и последовательнее ориентироваться во времени. Он учится беречь время, узнает его необратимость, его величайшую ценность.

6. Вывод.

Восприятие – это очень важный познавательный процесс. Развитие восприятия будет обуславливать не только дальнейшее развитие человека, но и, касаемо младших школьников, более качественное обучение в дальнейшем.

7. Список источников.

1.Банк рефератов; психология [Электронный ресурс] – URL: http://www.coolreferat.com/Восприятие (дата обращения - 9.02.13)

2.Восприятие, его виды и свойства [Электронный ресурс] – URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospriyatie.html (дата обращения -10.02.13)

3. В помощь студенту – электронный журнал. Психология [Электронный ресурс] – URL: http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/30-mental-development/101-perceptions-of-young-student (дата обращения - 9.02.13)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие iconДидактическая игра как средство развития внимания младших школьников
Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие произвольного внимания. От степени его развития зависит...

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие iconДоклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения»
Уважаемые коллеги разрешите представить вашему вниманию доклад на тему «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения»....

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие icon2003 содержание введение 4
Задания и упражнения для развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики 31

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие iconДоклад на районном методическом объединении на тему: «Развитие коммуникативной...
«Развитие коммуникативной активности младших школьников в процессе проектной деятельности». Прием «Кластер»

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие icon«Сравнение десятичных дробей»
...

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие iconИрина Александровна Лапухина
Цель урока: Формирование техническо-исполнительских навыков игры на гитаре через развитие познавательных процессов учащегося

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие iconДоклад по рускому языку тема : «развитие связной речи младших школьников...
Тема : «развитие связной речи младших школьников в процессе обучения написанию сочинений по картине»

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие iconОрганизация основных направлений внеурочной деятельности младших школьников
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению...

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие iconРазвитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики
Научить учеников учиться, сделать обучение развивающим, а не отупляющим это было актуальным всегда

Развитие познавательных процессов младших школьников. Восприятие iconКлассный час Тема: «Свойства памяти»
Цель классного часа: реализация принципа самоактуализации путем формирования самопознания и саморазвития личности обучающихся через...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru