Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы»




Скачать 156.41 Kb.
НазваниеКонкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы»
Дата публикации29.07.2013
Размер156.41 Kb.
ТипКонкурс
5-bal.ru > География > Конкурс
Районное управление образования

Бардымского муниципального района

Муниципальный конкурс «Учитель года-2013»

Педагогический проект на тему:

«Использование деятельностного подхода на уроках природоведения – путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы»

Работу выполнила учитель

биологии и химии Савинова

Милеуша Назмухаматовна

МБОУ «Тюндюковская средняя

общеобразовательная школа»

с. Тюндюк, 2013г.
Содержание

1.

Постановка проблемы.

2 стр.

2.

Цели и задачи проекта

3 стр.

3.

Основное содержание и механизмы реализации проекта.

4 стр.

4.

Ресурсы.

10 стр.

5.

Партнеры.

10 стр.

6.

Целевая аудитория

10 стр.

7.

План реализации проекта

11 стр.

8.

Ожидаемые результаты.

12 стр.

9.

Дальнейшее развитие проекта.

12 стр.

10.

Литература.

13 стр.

Аннотация

Проект направлен на внедрение деятельностного подхода в преподавание природоведения в целях развития познавательного интереса учащихся. В ходе работы над проектом изучаются теоретические аспекты деятельностного подхода и обобщается опыт работы по использованию деятельностного подхода в обучении. В рамках проекта будет организован кружок «Юный исследователь». Целевой аудиторией являются учащиеся 5-х классов. Результатом проекта будет повышение познавательного интереса и качества образования. Проект рассчитан на один год.

  1. Постановка проблемы

Сегодня требования к подготовке выпускников со стороны общества изменились. Социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Об этом говорится и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте. В основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Проведенный в 2012 г. анализ собственной педагогической практики показал, что у ряда школьников наблюдается нейтральный, а в некоторых случаях отрицательный познавательный интерес. Я пришла к выводу, что у обучающихся со сниженным познавательным интересом не формируется целостный взгляд на мир. У данной категории детей задерживается развитие самосознания и самоконтроля, вырабатывается, а с годами закрепляется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания в основном отрывочные и поверхностные. Своевременно вспомнить китайскую народную мудрость «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы педагогического проекта: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения - путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы».

Актуальность проблем обусловлена тем, что в современных условиях обостряются такие противоречия:

- с экранов телевизоров, компьютеров, со страниц книг, журналов и газет на детей обрушивается мощный поток разнообразной информации, но школьники не умеют извлекать нужное из множества;

- на уроках учащиеся усваивают знания и умения, но в практической деятельности и в повседневной жизни не могут их применить;

- на уроках учащиеся усваивают знания и умения, но устанавливать картину целостности мира не могут;

- разработаны много работ по деятельностному подходу, а конкретно для уроков природоведения отсутствует.
II. Цели и задачи проекта

Цель проекта: внедрение деятельностного подхода в преподавание природоведения в целях развития познавательного интереса учащихся.

Задачи:

1. Изучить и выявить возможности деятельностного подхода для развития познавательного интереса учащихся на уроках природоведения;

2. применить деятельностный подход на уроках природоведения и во внеурочное время;

3. обобщить опыт работы по использованию деятельностного подхода в обучении.

Предмет исследования: деятельностный подход в обучении.

Объект исследования: деятельностный подход в обучении природоведения в 5 классе как средство повышения познавательного интереса учащихся и качество образования.

III.Основное содержание и механизмы реализации проекта.

  1. 1. Основы деятельностного подхода

Основы деятельностной теории (подхода) ученья в ХХ веке были разработаны отечественными учеными Л.С.Выготским, С.Л. Рубенштейном, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным, В.В Давыдовым и др.. Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

  • Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

  • Выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

  • Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;

  • Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

  • Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Успех образования зависит от желания ребенка учиться, от его самостоятельной активности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы – это, то ради чего выполняется деятельность. Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности к достижению цели. Познавательная мотивация – это внутреннее побуждение, которое раскрывает во имя чего, человек реализовывает познавательную активность. Познавательные потребности – внутренний источник познавательной и творческой активности. Это желание узнать что-то новое, это поисковая и творческая активность человека. Познавательные интересы – устойчивые эмоциональные проявления познавательных потребностей и мотивации.

ФГОС в основной школе вводится с 5 класса, поэтому данный проект составлен для курса «Природоведение» в 5 классе.

Основными направлениями достижения поставленной цели проекта считаю:

  1. Проведение диагностик: «Анкета определения заинтересованности учащихся предметом природоведение», «Диагностика направленности учебной мотивации».

  2. Использование деятельностного подхода на уроках природоведения, направленного на развитие познавательного интереса учащихся.

  3. Реализация программ, направленных на формирование познавательного интереса к обучению

-кружок «Юный исследователь»;

- неделя природоведения.

4. Исследовательская работа на пришкольном участке.

5. Обобщение опыта по данному проекту.
III.2. Диагностирование учащихся

В начале учебного года учащимися 5 класса проводится «Диагностика мотивации учащихся к познавательной деятельности». (Приложение №1.) Целью методики является изучение состояния мотивационной сферы, ее направленности на познавательную деятельность.

А для определения заинтересованности учащихся предметом «Природоведение» в начале учебного года проводится анкетирование. Результаты анкетирования позволят узнать нравиться ли им этот предмет и почему (Приложение №2).

Также для изучения начального уровня познавательного интереса учащихся к предмету, совместно с психологом, в начале учебного года проводится «Диагностика направленности учебной мотивации». (Приложение №3). Целью методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении предмета «Природоведение». Эта же диагностика будет проводиться после каждой четверти, которая позволит проследить динамику роста (снижения) интереса учащихся к предмету, а также дает возможность оценить правильность подбора содержания и методов преподавания предмета.

С помощью выше перечисленных диагностик, уже в самом начале изучения нового материала необходимо создать условия для успешной самореализации каждого ребенка.

Так же необходимо создавать условия, при которых возникает и развивается интерес к учению. Поэтому необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета. Обучение должно быть трудным, но посильным. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная положительная реакция учителя также являются необходимыми условиями.
III.3. Деятельностный подход на уроках природоведения

Технология деятельностного метода обучения включает в себя систему деятельностных шагов.

Рассмотрим последовательность деятельностных шагов на примере структуры урока введения нового знания. (Приложение №4)

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные обучающимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

На данном этапе предлагается выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаков в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

9. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Использование деятельностного подхода на уроках:

У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

интерес к предмету побуждает к чтению биологической литературы, что расширяет их познания в области данной науки.
III.4. Реализация программ основного и дополнительного образования.

В общеобразовательной программе акцентируется внимание на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применяемые как в живой, так и неживой природе.

- общеобразовательная программа «Природоведение», авторы: Т.С.Сухова, А.Г.Драгомилов;

В целях повышения уровня интереса к предмету, а также повышения качества знаний и умений учащихся мною используются:

-В.А. Корабельников «Краски природы», Москва «Просвещение», 1989 год

- «365 занимательных опытов для детей», Москва, «Астрель», 2010 год

-авторская программа кружка «Юный исследователь». (Приложение №5).

Современный ученик должен овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты. Этого и требует ФГОС. Поэтому разработана программа кружка «Юный исследователь» для учащихся 5 класса. В кружке дети учатся делать маленькие исследования, ставить гипотезы, оформлять свою работу. Исследовательская деятельность наполняется опытами на уроке и домашними опытами (по программе). Результатами исследований они знакомят одноклассников. Таким образом, они учатся проговаривать, оформлять исследование, выступать перед аудиторией. При использовании исследовательского подхода у учащихся расширяется кругозор, развивается творческие способности, а также происходит активное включение в процесс самореализации и саморазвития.

Неделя природоведения (Приложение №6) будет проводиться с учениками начальной школы и 5 класса. Пятиклассники познакомят с результатами исследований младших школьников. В рамках недели проводятся разные интеллектуальные игры, конкурсы. В качестве подарков можно использовать книги, энциклопедии о животных, растениях, о неживой природе, что также будет способствовать повышению познавательного интереса учащихся.

III.5. Исследовательская работа на пришкольном участке.

Также для организации исследовательской деятельности обучающихся будут закладываться опыты на пришкольном участке. (Приложение №7). Это поможет активизации познавательной деятельности, выработке наблюдательности, развитию исследовательских навыков, формированию творческого отношения к труду.

III.6. Обобщение опыта .

Для обобщения опыта работы по проекту:

  • будет проведён семинар по теме «Использование деятельностного подхода - путь повышения познавательного интереса учащихся к предмету»;

  • открытый урок в 5 классе;

  • показательное выступление пятиклассников с опытами перед родителями

  • публикация педагогического проекта в «Социальной сети работников образования».

IV. Ресурсы

Информационные ресурсы:

- журнал «Народное образование», «Биология в школе», приложение к газете «1 сентября. Биология», Интернет ресурсы.

Кадровые ресурсы. Для проведения диагностик в школе есть психолог.

Программно-методические ресурсы:

- Закон об образовании РФ;

-Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования;

- общеобразовательная программа «Природоведение», авторы: Т.С.Сухова, А.Г.Драгомилов;

- Диагностический инструментарий.

Материально-технические ресурсы. Имеется кабинет биологии, который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. В кабинете имеется медиапроектор, экран, цифровой микроскоп, ноутбук с доступом в Интернет, микроскопы, электронные учебники.

Нормативно-правовые ресурсы.

- Закон об образовании РФ;

- Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования.

Финансовые ресурсы. Бюджет школы.

V. Партнеры:

- учителя естественно-математического цикла школы;

- учителя-предметники 5 класса;

- психолог школы, классный руководитель 5 класса;

- заместители директора;

- родители.

  1. Целевая аудитория: ученики 5 класса школы.

  2. План реализации проекта



Мероприятия

Сроки реали-

зации проекта

Участники проекта

1.

Изучение и теоретический анализ литературы по данной теме.

Август 2013 года.

Савинова М.Н.

2.

Диагностирование учащихся

5 класса по выявлению познавательной мотивации.

В начале

учебного года,

после каждой

учебной четверти,

в конце учебного

года.

Савинова М.Н.

Школьный психолог,

ученики 5 класса.

3.

Повышение квалификации «Особенности преподавания

природоведения в 5 классе в

контексте требований ФГОС второго поколения».

По Плану ИПКРО




4.

Введение кружка «Юный исследователь».

В течение года

Учащиеся 5 класса

5.

Неделя природоведения.

Январь 2014 года

Ученики начальной школы

и 5 класса

6.

Семинар по теме «Использование деятельностного подхода – путь повышения познавательного интереса учащихся к предмету».


Апрель

2014 года.

Учителя естественно-

математического цикла

6.

Открытый урок и обмен опытом на заседании естественно-математического цикла школы.

Апрель

2014 года.

Учителя естественно-

математического цикла

7.

Участие в муниципальном

учебно-исследовательском конкурсе учащихся.

По плану РУО

Учащиеся 5 класса-

члены кружка

8.

Показательное выступление пятиклассников с опытами перед родителями.

Апрель 2014 года

Савинова М.Н.

9.

Создать банк данных по методическим приемам, использующихся в выбранной технологии.

В течение года

Савинова М.Н.

X. Ожидаемые результаты:

В процессе системного использования деятельностного подхода на уроках природоведения

1. формируется устойчивая внутренняя мотивация к развитию творческой самостоятельности и самообразованию;

2. повышение познавательного интереса учащихся на уроках. Дети от пассивного слушателя переходят в активного участника учебного процесса;

2. повышение качества успеваемости, уровня обученности и интереса к предмету;

3. увеличение количества учащихся, участвующих в различных конкурсах, олимпиадах;

4. повышение результативности участия в конкурсах и олимпиадах;

5. увеличение количества учащихся, посещающих кружок «Юный исследователь»;

6. расширяется кругозор, так как у учащихся возникает необходимость знакомства с дополнительными источниками информации.
XI. Дальнейшее развитие проекта

В перспективе планируется внедрение деятельностного подхода в преподавание биологии в 6 классе. Будет разрабатываться программа кружка «Юный исследователь» по разделу «Растения». Учащиеся продолжат участвовать в конкурсах учебно-исследовательских работ на районном, краевом уровнях.
Литература

  1. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Селевко Г.К. - М.: Народное образование,1998.

  2. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1997. № 5.

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4. http://knigi-2004.narod.ru/knigi-rossii-2004/data/index_25243.htm «Педагогическое образование и наука»;

5. http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал.

6. http://www.1september.ru/ Электронное издание «1 сентября»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» iconКурсовая работа Использование интерактивных форм работы, как средство...
Использование интерактивных форм работы, как средство повышения познавательного интереса учащихся в процессе обучения географии

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий как средство...
Учитель географии Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №24 г. Гуково

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» iconМетодические рекомендации «Использование метода проектов на уроках...
Метод проектов как средство формирования познавательного интереса на уроках биологии

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» iconДоклад на тему: Активизация познавательного интереса обучающихся...
Ого интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Какими бы высокими не были замыслы учителя,...

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» icon«Games and Sport Games» во 2 классе
Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы путем использования икт на уроках английского языка

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» iconПубличный доклад Пазяльской основной общеобразовательной школы за 2010-2011 учебный год
В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив школы первый год работал над методической темой «Использование инновационных технологий...

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» iconДоклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении...

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Тема: педагогический проект по формированию толерантности у детей 7-го года жизни

Конкурс «Учитель года-2013» Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы» iconИспользование дидактических игр как один из методов повышения познавательной...
Постоянно искала способы повышения познавательной активности учащихся. Последние два года я работала над решением проблемы «Использование...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru