* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе




Скачать 287.08 Kb.
Название* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе
страница1/3
Дата публикации29.08.2016
Размер287.08 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > География > Доклад
  1   2   3
Док: GA34/EC33/REP/09/r

ДОКЛАД*
Использование водных ресурсов в Черноморском регионе»

Докладчик: г-н Гагик МИНАСЯН (Армения)



  1. ВСТУПЛЕНИЕ

  1. Принимая во внимание стремительные изменения в мире в последние десятилетия, использование водных ресурсов становится очень актуальным вопросом в контексте как защиты окружающей среды, так и стратегического значения водных ресурсов. Черноморский регион, как основной социально-экономический узел евразийского континента, сталкивается с серьёзными экологическими вызовами, которые, в частности, затрагивают водные ресурсы региона. Хорошо известен тот факт, что экосистема Черноморского региона страдает от крайне острых проблем, связанных с ирригацией, промышленностью, рыболовством, туризмом, производством энергии, навигацией и, не в последнюю очередь, от скопления городских сточных вод.

  2. ПАЧЭС, со своей стороны, выступает за экологическую устойчивость как важный фактор экономического развития стран региона, уделяя при этом внимание и вопросу использования водных ресурсов. В 1994 г. Ассамблея приняла Рекомендацию 5/94 «Экологическое состояние Черного моря». Рассматривая экологические проблемы региона, Ассамблея, как парламентское измерение, придаёт особое значение созданию правовых рамок и гармонизации экологических стандартов. Этот аспект отражен в Рекомендации 49/2001 «Об охране окружающей среды Черного моря и новых вызовах», в которой также рассматривается вопрос упразднения существующих административных и финансовых барьеров на пути охраны природы с использованием имеющихся экологических регулирующих норм, проектов в рамках местных, национальных и региональных координированных мероприятий.

  3. В Рекомендации 81/2005 «Об экономических аспектах решения экологических проблем в государствах-членах ЧЭС» упоминается о том, что эффективное сотрудничество, направленное на сохранение и защиту региональной окружающей среды в рамках концепции устойчивого развития, и поддержание нормальных экологических условий является обязанностью каждого государства-члена ЧЭС.

  4. Кроме этого, в Рекомендации 99/2007 «О глобальном изменении климата и последствиях для государств-членов ЧЭС» ПАЧЭС подчеркивает свою приверженность содействию дальнейшему диалогу по проблемам изменения климата в рамках существующих международных правовых инструментов, и совместной со всеми членами международного сообщества деятельности, направленной на противостояние изменению климата с учетом национальных и региональных приоритетов развития, задач и условий.

  5. Инициатива ПАЧЭС в 1994 г. проложила дорогу для создания Ассоциации Черноморских Столиц как прочной основы укрепления сотрудничества на уровне местных органов власти. На своем первом «круглом столе» в Стамбуле 6-8 сентября 1994 г. главы городских администраций столиц ЧЭС приняли декларацию, в которой улучшение экологической ситуации в городах называется одним из приоритетов сотрудничества.

  6. В 1996 г. ПАЧЭС совместно с Парламентской Ассамблеей Совета Европы организовала межпарламентскую конференцию по защите окружающей среды Черного моря, в которой приняли участие парламентарии из 24 стран, представители региональных и международных организаций, а также известные международные эксперты. На конференции была принята итоговая декларация, в которой подчеркивалась неотложная необходимость в международном сотрудничестве и деятельности по спасению черноморской окружающей среды.

  7. В докладе использовались данные научных исследований, отчетов сооветствующих международных организаций, включая документы Всемирного форума по водным ресурсам, специализированных органов ООН, институтов ЕС, а также информация из источников Черноморской Комиссии. Докладчик выражает признательность национальным делегациям Азербайджана, Греции, России, Турции и Украины за их вклад в подготовку настоящего доклада.

  1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР

  1. Подробный анализ общей ситуации с водными ресурсами в Черноморском регионе также, как и в других регионах мира, складывается из нескольких факторов: первое, это природный фактор, когда состояние водных ресурсов оценивается с учетом географического положения, условий природы и особенностей климата; второе, это человеческий фактор, связанный с количеством населения и человеческой деятельностью, включая экономическое состояние региона в различных секторах, и её последствиями; третье, это глобальное изменение климата и его воздействие на регион, которое может рассматриваться в этом отношении как отдельная проблема, поскольку является результатом как мировых экономических процессов, так и происходящей на Земле естественной экологической трансформацией; четвертое, это общественное значение водных ресурсов и отношение к воде как стратегически важному продукту.

  2. Уникальная экосистема и биологическое многообразие Черноморского региона – это часть мировых водных ресурсов, крайне неравномерно распределенных как внутри стран так и между ними.

  3. Водооборот играет важную роль в системе климата, как обуславливая его, так и находясь под его воздействием. Изменения в выпадении осадков могут повлечь за собой изменения не только в объеме и регулярности водостока, но и в частоте и интенсивности ливней и засухи. В Черноморском регионе осадки распределяются неравномерно, достигая самого высокого уровня в горных районах, и варьируя по сезонам и годам. Даже страны и районы, имеющие доступ к сооветствующим источникам воды, в определенные периоды года страдают от её нехватки.

  4. Похоже, что изменение климата повысит вероятность наводнений по всему Черноморскому региону. Согласно научным исследованиям, ожидается повышение риска нехватки воды, особенно в южных районах региона, а различия в наличии водных ресурсов между странами углубятся. С повышением средних температурных показателей повышается уровень морей, тают ледники и изменяется частота экстремальных погодных явлений и выпадения осадков.

  5. Некоторые страны во многом зависят от трансграничных потоков, и, таким образом, вода, берущая своё начало за пределами страны, необходима для обеспечения потребностей населения. Эти страны особо подвержены влиянию отвода, затопления и загрязнения со стороны стран верхнего течения.

  6. В силу ряда последних тенденций в регионе водные ресурсы Черного моря стали уязвимы. В последние 30 лет Черноморский регион страдал от индустриализации и урбанизации больше, чем какой-либо другой регион Европы. Восстановление и развитие региональной экономики с начала 1990-х годов оказало своё воздействие на экологию природных вод, и прежде всего, рек и морей. Эта тенденция привела к дефициту ресурсов питьевой воды. Социально-экономическая жизнь региона зависит от постоянного наличия пресной воды для обеспечения потребностей людей и основных отраслей сельского хозяйства и промышленности.

  7. Центральная экологическая проблема Черноморского региона, определенная экспертами международных институтов, может быть представлена как экологически неустойчивое развитие, нехватка водных ресурсов и недостатки в их управлении. В корне этой проблемы лежит, прежде всего, следующее: несоответствующая обработка сточных вод/твердых отходов, экологически неустойчивая промышленная активность, неэффективное землепользование и ненадлежащее ведение сельского хозяйства. Эти факторы, с другой стороны, привели к трем последствиям: загрязнению поверхностных/грунтовых вод, эвтрофикации морей и ускоренному речному стоку/эрозии. Упомянутые последствия имеют, в свою очередь, негативное воздействие: на снижение качества жизни, увеличение рисков для здоровья человека, ухудшение биологического многообразия и снижение запасов воды.

  8. Поскольку сельское хозяйство играет важную роль в экономической жизни большинства стран региона, использование воды в этом секторе в последнее десятилетие существенно возросло, охватывая такие отрасли как растениеводство, животноводство, рыбоводство и лесоводство. Радикальные изменения в 1990-х годах и активное развитие сельскохозяйственного сектора с применением новых технологий и стандартов способствовало загрязнению водных ресурсов.

  9. Самыми большими источниками загрязнения из сельскохозяйственного сектора является неадекватное использование пестицидов и удобрений, слив жидких отходов из ферм без предварительной очистки, течь в местных септических резервуарах и ненадлежащее лесоводство и землепользование. Наряду с этим, следует отметить, что с начала 1990-х годов изменилась ситуация в сельскохозяйственном секторе. Во-первых, в силу экономического кризиса и сокращения субсидий сельского хозяйства в определенный период было существенное снижение в общем сельскохозяйственном производстве и животноводстве, что наряду с уменьшением применения удобрений и пестицидов привело к позитивным для окружающей среды изменениям. Во-вторых, экологическое законодательство в поддержку надлежащей сельскохозяйственной практики начало развиваться после 1990-х годов, и во многих отношениях улучшилась гармонизация законов в области сельского хозяйства государств-членов ЧЭС с международными стандартами и передовой практикой.

  10. Промышленный сектор также различным образом способствует загрязнению воды. После сектора услуг промышленность, включая добычу руды и производство энергии, является одним из главных экономических секторов региона. Металлургия, горная добыча и химическая промышленность, наряду с сектором энергетики, являются наиболее загрязняющими промышленными секторами, ведущими к загрязнению водоемов в результате слива неочищенных или недостаточно очищенных стоков и аварий. Говоря более конкретно, есть много взаимосвязанных причин, имеющих отношение к промышленному сектору, которые ведут к загрязнению водоемов. Это включает использование грязных и устаревших технологий, слив сточных вод без предварительной обработки, недостатки системы управления и неадекватное удаление отходов и опасных веществ. Из-за сложных экономических проблем, с которыми столкнулись почти все страны региона, многие промышленные предприятия были закрыты в последние десять лет, а современный экономический кризис только усилил эту негативную тенденцию. В связи с тем, что восстановление обычно нецелесообразно для промышленных мощностей, срок эксплуатации которых уже закончился, а переход к более чистым технологиям представлется ещё более сложным, технологии, используемые в настоящее время, зачастую являются устаревшими, небезопасными, способствующими в высокой степени загрязнению.

  11. Помимо промышленности и сельского хозяйства, в Черноморском регионе специфически влияет на качество воды и муниципальный сектор, поскольку 60% от общего объема сточных вод поступает именно отсюда. Вид и уровень применяемых технологий очистки сточных вод в каждой стране разнообразен в зависимости от уровня развития инфраструктуры и конкретных мер, принимаемых властями. Это касается строительства новых систем канализации и очистных сооружений с восстановлением и улучшением имеющихся мощностей, совершенствования работы систем канализации, очистных сооружений и переработки осадков сточных вод, удаления нутриентов на очистных сооружениях и предупреждения загрязнения воды от свалок.

  12. Ненадлежащая переработка муниципальных сточных вод остается критической проблемой в Черноморском регионе. Загрязнение грунтовых вод и рек необработанными сточными водами уже нанесло ущерб общественной жизни в регионе, а долгосрочный эффект от такого загрязнения введет к сокращению биологического многообразия в водных экосистемах и оказывает отрицательное воздействие на источники использования воды человеком, например питьевую воду.

  13. Влияние изменения климата на Черноморский регион уже стало ощущаться, поскольку связанные с этим водные проблемы, возникли в результате увеличения случаев стихийных бедствий - наводнения, засуха, ураганы и тепловые волны. Потенциальное влияние изменения климата выше в тех секторах, которые зависят от эксплуатации экосистемы, наличия воды и климатических условий, таких как сельское и лесное хозяйство, рыбоводство и аквакультура, энергетика и туризм. Согласно исследователям, в следующие 30 лет ежегодный сток в Черноморском регионе может сократиться на 20-30%, а в следующие десятилетия засуха может происходить каждые 50 лет или чаще.

  14. В результате изменений климата недостаток воды также негативно повлияет на производство энергии, и первым признаком этого стало 25% сокращение производительности гидроэнергии в регионе в течение последних пяти лет. Точно также нехватка воды и повышение тепературы влияет на её наличие в качестве охладителя на тепловых и атомных станциях, что ведёт к снижению мощности. Другие потенциальные последствия включают повышение потребности в энергии для насосных мощностей и инфраструктуры по управлению водными ресурсами, а также значительные потребности в энергии для опреснения воды с целью удовлетворения спроса на пресную воду в зонах крайнего дефицита воды.

  15. Влияние на экологию промышленности, сельского хозяйства и муниципального сектора в государствах членах ЧЭС зависит как от структуры, так и эффективности национальной экономики, законодательства и институтов. Есть явные различия в уровне национальных экономик, поскольку экономический переход в странах зачастую приводил к переходу от тяжёлой промышленности к менее загрязняющей легкой промышленности и услугам.

  16. Продолжающееся ухудшение качества естественных вод, несмотря на существенное сокращение водопотребления, наблюдается в особенности в странах с обширной инфраструктурой тяжелой промышленности. В Украине данный фактор является следствием длительного формирования хозяйственного комплекса без учета объективных экологических требований развития и восстановления водоресурсного потенциала, при которых преимущество предоставлялось развитию являющихся наиболее экологически опасных сырьево-добывающих отраслей.

  17. Спад экономической деятельности, с которым столкнулись черноморские государства, привел к сокращению общего уровня загрязнения от промышленных и сельскохозяйственных источников. Кроме этого, некоторые страны разработали стратегии, направленные на сокращение уровня загрязненности, предусматривающие строительство/восстановление очистных сооружений, применение современных обрабатывающих/очистных технологий и использование ресурсосберегающих технологий и возмещение затрат.

  18. В связи с тем, что три страны ЧЭС – Болгария, Греция, Румыния – являются членами ЕС, они обязаны выполнять европейские директивы, которые служат основой для эффективного сотрудничества в вопросах управления водными ресурсами. Основной правовой нормой в этом отношении является водная рамочная директива (ВРД), действующая как руководство по международному сотрудничеству, поскольку она способствует общему планированию и управлению трансграничными водными потоками между государствами-членами ЕС, а также между ЕС и странами, не являющимися членами ЕС, путем подготовки общих интегрированных планов управления на уровне бассейнов рек. Следует отметить, что после принятия ВРД существующие двусторонние соглашения между государствами-членами адаптируются к общим положениям ВРД. Это значит, что двусторонние соглашения между государствами-членами должны интерпретироваться и осуществляться в соответствии с положениями этой директивы, являющейся общим законом для ЕС по вопросам управления водными ресурсами.

  19. В ряде государств-членов ЧЭС для решения проблем водных ресурсов принимаются конкретные меры, направленные на разработку долгосрочной стратегии и создание специализированных структур. Так, в России в 2003 г. по инициативе президента страны была разработана специальная государственная программа по использованию водных ресурсов, а в структуре правительства было создано федеральное агенство по водным ресурсам.

  20. Вместе с тем, национальная политика государств-членов ЧЭС направлена на снижение к минимуму отходов, их утилизацию и переработку, а также восстановление предназначенных для отходов полигонов. Основные законодательные и регулирующие инструменты по переработке отходов были в значительной степени улучшены.

  21. Что касается устойчивого человеческого развития, то ряд государств-членов ЧЭС принял критерии для частных и государственных проектов по обязательной оценке воздействия на окружающую среду и экологическому аудиту. Оценка воздействия на окружающую среду полностью включена в национальное законодательство черноморских прибрежных государств и является обязательной для новых проектов, осуществляемых в этих странах.

  22. В политике государств-членов ЧЭС сбалансированный доступ к чистой воде и надежная санитарная обработка являются приоритетным направлением, поскольку охрана здоровья и окружающей среды являются неотъемлемой частью человеческого благосостояния. Несмотря на то, что страны Черноморского региона достигли значительного улучшения в обеспечении водой и её санитарной обработке, они продолжают сталкиваться с проблемами в следующих областях: недостаточно надёжная санитарная обработка и надлежащая очистка сточных вод; непригодность канализационных систем и их нехватка; недостаточное бюджетное финансирование системы водообеспечения и санитарной обработки; существенный перекос в ресурсах, выделяемых для водоснабжения и санитарной очистки городов и сельских районов; несоответствие большинства технологий, предприятий и инфраструктуры современным стандартам, а также недостаточное использование экологически надежных технологий санитарной очистки.

  23. Износ материально-технической базы и недостаточное развитие технологий в ряде стран ЧЭС вынуждает их использовать методы доочистки воды, предполагающий фторирование и хлорирование. Россия, владеющая пятой частью мировых запасов питьевой воды, претендует на лидерство на региональном и континентальном уровне в отношении очистки воды и её снабжения.

  24. В большинстве государств-членов ЧЭС, за исключением Турции, экологические нормы аквакультуры всё ещё находятся в стадии развития. В отдельных районах черноморских стран также хорошо развит «зелёный туризм», а в некоторых странах защита окружающей среды стала одним из ключевых принципов туристической политики.

  25. В экологических стратегиях других стран ЧЭС существенное развитие получил принцип «загрязнитель платит». Его применение поддерживается осуществлением соответствующих законодательных актов, предусматривающих строгие финансовые санкции, которые порой заканчиваются банкротством предприятий, неспособных заплатить штраф. Аналогичные положения предусмотрены в румынском законодательстве. Тем не менее, в отдельных случаях закрытие предприятий, чьё дальнейшее функционирование ставит под угрозу жизнь человека, как в случае с Чернобылем, становится просто необходимым. Интерпретация принципа «загрязнитель платит» в том смысле, что «загрязнение разрешается только тем, кто платит» - неприемлемо. Принцип «загрязнитель платит» предполагает, что те, кто загрязняет окружающую среду, оплачивают расходы, связанные с возможно нанесенным ущербом и восстановлением понесшей ущерб окружающей среды.

  26. Некоторые страны ЧЭС ввели механизм платы за пользование окружающей средой, который рассматривается в качестве эффективного способа пополнения бюджета с дальнейшим перераспределением финансов в соответствии с потребностями осуществления экологических программ. Так, в Армении была введена плата за выброс опасных веществ в водные бассейны, а законодательство страны также предусматривает норму обязательных выплат за использование воды.

  27. Большинство государств-членов ЧЭС находится в процессе обновления своей системы экологических стандартов для водных ресурсов и управления ими. Последующая адаптация национального законодательства в области охраны окружающей среды к международным нормам и правилам направлена на укрепление административного ресурса национальных и региональных институтов, занимающихся управлением водными ресурсами. С другой стороны, для достижения более эффективного применения правовых норм, ряд стран направил свои усилия на принятие конкретных законов, особенно в странах-членах ЕС – Болгарии, Греции и Румынии, где был принят ряд законов по питьевой воде, и воде, пригодной для купания; нитратам, появившимся в результате загрязнения; выбросу опасных веществ и интегрированному рациональному использованию прибрежной зоны.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе icon2 Промышленное использование водных ресурсов
Общая характеристика водных ресурсов. Состояние водопользования в России

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе icon1 Молодежное сотрудничество в Черноморском регионе
Черноморском регионе в качестве главного пункта повестки дня Девятого заседания в Киеве 1-2 октября 1997 г. Следует напомнить, что...

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе icon* миграция в государствах-членах чэс: правовые аспекты
Черноморском регионе, и, следовательно, с самых своих первых заседаний изучает важные аспекты миграции. Ассамблея подготовила доклады...

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе iconПривлечение и защита инвестиций в Черноморском регионе
Данный доклад является дополнительным к докладу «Развитие торговли в Черноморском регионе» (док. Ga 6492/99), в котором содержится...

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе icon* Рациональное использование природных ресурсов в Черноморском регионе:...
На Тридцать четвертом заседании Комитета в Киеве 13-14 октября 2009 г с целью подготовки доклада и рекомендации для дальнейшего обсуждения...

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе iconДоклад Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики...
Калмыкия на заседании Межведомственной рабочей группы по координации работ по научному обоснованию мероприятий, обеспечивающих рациональное...

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе icon* “ сотрудничество в области познавательного туризма в черноморском регионе
Ачэс», «Основные направления для программ по защите культурного наследия в Черноморском регионе», «Охрана и улучшение состояния культурного...

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе icon* роль местных органов власти в укреплении сотрудничества в черноморском регионе
Комитет пачэс по правовым и политическим вопросам на своем Двадцать Пятом заседании в Софии 20 апреля 2005 г., рассмотрев предложение...

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе iconУ правление образования и науки администрации белгородской области...
Рациональное использование ресурсов недр, земельных и водных ресурсов Биологическое и ландшафтное разнообразие. Оопт в системе экологического...

* “ Использование водных ресурсов в Черноморском регионе iconОхраны и восстановления водных ресурсов
Региональный этап конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru