1. Пояснительная записка. Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает 1 час в неделю, 1 час добавлен за счёт курса «Природа родного края».
Цель: - получение общих представлений о структуре биологической науки, её истории
исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Задачи: - развитие познавательных интересов к изучению природы, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе решения познавательных задач в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с разными источниками информации;
- воспитание положительного эмоционально - ценностного отношения к
природе, культуры поведения в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Увеличено количество
часов на изучение тем «Царство Растения» ( 8час.+ 4час.), «Строение и многообразие покрытосеменных растений» ( 16 час. + 1 час), «Классификация растений» ( 7час. +
3 час.) и уменьшение количества часов на изучение тем «Введении» ( 2 час. – 1 час.), «Клеточное строение» ( 5 час. – 1 час.), «Жизнь растений» ( 15 час. – 4 час.), «Природные сообщества» (6 час. – 2 час). В разделы программы включён краеведческий материал учебника З.А.Томановой и А.Н.Любарского «Природа родного края».
2. Содержание учебного предмета
N| П
|
Тема
| Количество
| часов
| в том числе л/р и пр/р, эк
| 1.
| Введение.
Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Связь организмов со средой обитания и друг с другом. Влияние деятельности человека на природу, её охрана
Экскурсия.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растении
и животных
|
2
|
1
| 2.
| Клеточное строение организмов.
Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп). Клетка и
её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (питание, дыхание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид, вакуолей под микроскопом.
Лабораторные работы.
Устройство лупы, микроскопа, правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы лука и рассмотрение его под микроскопом.
|
4
|
2
| 3.
| Царство бактерии.
Бактерии, их строение, жизнедеятельность и размножение. Разнообразие и распространение бактерий, их роль в природе и жизни человека. Бактерии и вирусные заболевания Ленинградской области.
|
3
|
| 4.
| Царство Грибы.
Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Грибы-паразиты. Дрожжи. Съедобные и несъедобные грибы, профилактика отравления грибами. Правила сбора и охрана грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей шляпочных грибов, натуральных грибов-паразитов.
Лабораторные работы.
Изучение строения шляпочных грибов. Рассматривание плесневых грибов мукора и пеницилла. Рассматривание дрожжей.
|
4
|
3
| 5.
| Царство Растения.
Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растений. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений
Водоросли. Многообразие, строение и среда обитания водорослей. Строение и размножение одноклеточных и многоклеточных водорослей.Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Водоросли Ленинградской области, их многообразие и значение.
Лишайники.
Строение, разнообразие, среда обитания и жизнедеятельность лишайников. Значение в природе и жизни человека. Лишайники Ленинградской области.
Демонстрация разнообразных групп лишайников.
Мхи. Многообразие мхов, строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания и значение в природе и жизни человека. Мхи Ленинградской области. Торф и его значение.
Папоротникообразные. Хвощи, плауны, папоротники, их строение, жизнедеятельность, размножение и среда обитания. Многообразие папоротникообразных, их значение в природе и жизни человека, охрана. Древние папоротникообразные, каменный уголь. Папоротникообразные Ленинградской области.
Голосеменные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания. Разнообразие и распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные растения Ленинградской области.
Покрытосеменные. Строение, многообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Многообразие покрытосеменных в Ленинградской области и их охрана.
Демонстрация гербариев мхов, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных растений на примере видов Ленинградской области.
Лабораторные работы.
Знакомство с одноклеточными и многоклеточными водорослями. Изучение строения и сравнение мхов, папоротникообразных. Строение и сравнение голосеменных растений
|
12
|
6
| 6.
| Развитие растительного мира.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных растений в современном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
|
2
|
| 7.
| Строение и многообразие покрытосеменных растений.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Условия прорастания семян. Химический состав семян и растений.
Виды корней и корневых систем. Строение корня. Видоизменения корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие и видоизменение стеблей.
Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация опытов прорастания семян, побегов и расположения на них почек, листьев, корней, соцветий, сухих и сочных плодов.
Лабораторные работы.
Строение почек, внешнее строение листа, клеточное строение листа,
строение стебля, годичные кольца, видоизменённые побеги, строение цветка и соцветий, виды плодов.
|
16
|
12
| 8.
| Жизнь растений.
Основные процессы жизнедеятельности растений ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды, листопад. Передвижение веществ по растению.
Рост растений и их размножение. Половое и бесполое ( вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла, поглощения углекислого газа и выделения кислорода на свету, образования крахмала на свету, дыхания растений, испарения воды листьями, передвижения органических веществ по лубу.
Лабораторные работы.
Передвижение веществ по стеблю, вегетативное размножение растений.
Экскурсия.
Зимние явления в жизни растений
|
11
|
2
1
| 9.
| Классификация растений.
Основы систематики. Систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейств: капустные, паслёновые, розановые, бобовые, астровые.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика семейств: лилейные и злаковые.
Важнейшие сельскохозяйственные растения ( капуста, картофель, горох, яблоня), биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Демонстрация гербариев и живых растений семейств.
Лабораторные работы.
Выявление признаков семейств по внешнему строению растений.
|
10
|
5
| 10.
| Природные сообщества.
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Типы растительных сообществ Ленинградской области.
Сукцессии. Влияние деятельности человека на растительные сообщества, охрана растений. Особо охраняемые территории Ленинградской области.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа.
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп и их взаимоотношений.
|
4
|
1
| 11.
| Резервные часы
| 2
|
|
3. Учебно-тематический план
№
п/п
| Тема
| Количество часов
| В том числе лаб/р и пр/р
| 1.
| Введение
| 2
| 1
| 2.
| Клеточное строение организма
| 4
| 3
| 3.
| Царство Бактерии
| 3
|
| 4.
| Царство Грибы
| 4
| 2
| 5.
| Царство Растения
| 12
| 6
| 6.
| Развитие растительного мира
| 2
|
| 7.
| Строение и многообразие покрытосеменных
| 17
| 12
| 8.
| Жизнь растений
| 11
| 1 + 1
| 9.
| Классификация покрытосеменных
| 10
| 5
| 10.
| Природные сообщества
| 5
| 1
| 11.
| Резервные часы
| 2
|
|
| Итого:
| 70
| 32
|
5. Требования к уровню подготовки учащихся в 6 классе. В результате изучения курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения» ученик должен: Знать / понимать: - строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений;
- сведения о систематических (таксономических) единицах ;
- способы размножения бактерий, грибов и растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов и растений в природе и жизни человека;
- охраняемые растения(своего района) и мероприятия по их охране;
- основные культурные растения и особенности их возделывания. Уметь: - пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и
работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести
фенологический дневник;
- ухаживать за растениями и выращивать их;
- распознавать и описывать по таблицам, рисункам и живым объектам
органы растений разных отделов, наиболее распространённые растения
своего края; культурные растения, съедобные и ядовитые грибы,
ядовитые растения;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты и делать соответствующие выводы;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
последствий деятельности человека в экосистемах, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки
и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте
сведения для составления таблиц и схем, пользоваться различными
справочниками, современными информационными источниками
|