4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6)




Скачать 84.94 Kb.
Название4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6)
Дата публикации14.11.2014
Размер84.94 Kb.
ТипСамостоятельная работа
5-bal.ru > Физика > Самостоятельная работа
Тип урока: комбинированный ( с использованием ИКТ).

  • Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием « звук», характеристиками звука, показать , как эти характеристики связаны с частотой и амплитудой колебаний, показать связь физики и музыки;

  • Обеспечить развитие аналитических умений, познавательных интересов в области знаний об окружающим мире, о звуке;

  • Воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.

Оборудование к уроку:

компьютер, мультимидийный проектор, экран, презентация к уроку, датчик звука (микрофон), камертон, теннисный шарик, тиски, две металлические линейки разной длины.

Демонстрации: опыт с линейками, зажатыми в тиски; опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити, преобразование звуковых волн в электрический сигнал с помощью датчика звука с показом его изображения на экране компьютера( используется электронное пособие AFSDemoExperiment)

Ход урока:

Актуализация знаний

    1. Сообщение темы и цели урока.

    2. Фронтальный опрос.( слайд №2)

1.Что такое механические волны?

2.Каких двух видов бывают механические волны?

3.Чем характеризуются продольные волны?

4.Что такое

- амплитуда;

-период;

-частота;

-длина волны;

-скорость волны?

5.Какая существует связь между периодом и частотой волны7

6.Какая связь существует между длиной волны и скоростью её распространения?

3.Допиши предложения.( слайд № 3, ответы –Слайд № 4)

(Раздать на карточках.)После взаимопроверки в парах, ответы - на следующем слайде.

1.Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются…

2.Волны, скорость распространения которых совпадает с направлением колебаний, называются…

3. Волны, направление скорости в которых перпендикулярно направлению колебаний, называются…

4.Любые волны характеризуются…

5.Расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется…

6.Количество колебаний частиц среды в единицу времени , называется…

7.Продольные волны распространяются в …

8.Поперечные волны распространяются в … и на…

4.Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6)

(Учащиеся выполняют работу на карточках. После того, как сдали, решения - на экране)

1.Определить по графику амплитуду, период и частоту колебаний.


2.Частота колебаний в волне 12000Гц, а длина волны 4 мм .Определить скорость волны.
Изучение нового материала

1.Слово учителя.( Слайд №7)

Что такое звук? Звук – распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах упругие волны, воспринимаемые ухом.

Следует сказать, что механические волны занимают очень широкий диапазон по частоте.Один и тот же вид колебаний в определённой ситуации мы можем слышать, а в другой – нет.
2. Демонстрация колебаний двух линеек разной длины, защемленных в тисках.

Почему, как вы думаете, одна линейка издаёт звук, а другая – нет?( ответы учащихся)

3.Источники звука.( слайд №8, №9)

Любое тело, совершающее колебания с частотой от 20Гц до 20000Гц, порождает возникновение звуковых волн, и называется источником звука. Источники звука бывают: естественные( голос, шелест листьев, шум прибоя) и искусственные( камертон, струна, колокол, мембрана микрофона).

Демонстрация камертона.( Слайд №10)

Камертон. Изобретен для настройки музыкальных инструментов. При ударе по одной его ветви, вторая начинает колебаться. Для усиления звуковых волн ветви камертона укрепляют на ящике, который открыт с одного торца.

4. Опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити,

Вывод: Колебания ветвей камертона передаются окружающему воздуху. Слои воздуха разрежаются и сжимаются. Сжатие и разрежение прилегающих к камертону слоёв передаётся соседним слоям.( Слайд № 11)

Сейчас мы подробно поговорим о таких характеристиках звука, как громкость, высота и тембр. Запишите этот заголовок.( Слайд № 12)

Микрофон- это прибор, преобразующий звуковые колебания в колебания электрические.( показать датчик звука)

5.Демонстрация звуковой волны на компьютере.

( виртуальный ДЭУ)

Прослушивание звуков разной частоты и громкости, наблюдение звуковых волн на экране.

Таблицу с экрана перечертить и заполнить до конца, вставив слова: о высоте тона: высокий, низкий; о громкости звука: громко, тихо, очень тихо)

Вывод( записать)

1. Высота тона определяется частотой.

2.Громкость звука определяется амплитудой колебаний.

6.Получить чистый звук со строго определенной частотой колебаний, даже при полном отсутствии посторонних шумов, очень трудно.

7. .Демонстрация звуковой волны на компьютере.

( натуральныйДЭУ)

С помощью микрофона, прослушать , записанный на магнитофоне громкий и тихий звук, а затем – две мелодии разной высоты тона. Сравните графики на экране компьютера.

Любое колеблющееся тело издаёт не только один основной звук. Его постоянно сопровождают звуки других частот. Они выше основного тона и называются обертонами. Обертоны определяют тембр звука ,т.е. такое его качество, которое позволяет нам отличать звуки одних источников от других

Вывод: Обертоны определяют тембр звука.
Закрепление нового материала.( работа с таблицей)( Слайд № 13)


Вопрос: Какие насекомые издают при полёте звук, а какие – нет?

1.Вопросы( Слайд №14)

Что такое звук?

Что может быть источником звука?

Что такое камертон?

Какие характеристики звука вы узнали?

Какие физические величины определяют эти характеристики?

Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина?

В каких средах звук распространяется быстрее всего, а в каких медленнее?

2.( Слайд №15)

2. Мини-тест


Много источников звука окружает нас, и одним из самых благозвучных является колокол. Колокольные звоны на Руси давно стали неотъемлемой частью национальной культуры.

Одному из учащихся было дано домашнее задание, подготовить сообщение о колоколах.

3. Сообщение о колоколах

Как показывают исследования историков, первые христианские колокола появились в конце четырнадцатого века. Колокола на Руси появились давно. Но первоначально они исполняли сигнальную функцию, то есть собирали народ на собрание, оповещали о пожаре, нападении врагов. А с развитием христианства на Руси колокола становятся и культурной принадлежностью.

Многие колокола окружены тайной. Так колокол в городе Велинья несколько раз принимался звонить сам и каждый раз предсказывал несчастья.

В 615 году армия короля франков осадила бургунтский город Санс. В городе заканчивались запасы продовольствия и воды.Силы защитников были на исходе. И тогда епископ зазвонил в колокол. Звон был грозным и страшным. Атакующие испугались колокольного звона и отступили.

Загадка магического действия колокольного звона проста. Абсолютно все колокола способны издавать инфразвуки. Эти неслышимые человеком звуки создают впечатление глобальности, силы, мощи. В звоне колокола присутствует также и ультразвук. Хотя человек его не воспринимает, но в душе возникает ощушение торжественности, причастности к чему-то высокому и светлому, или наоборот – душой овладевают печальные тревожные чувства.

Сегодня учёные института литосферы подтвердили, что энергия звуковой волны колокола благотворно влияет на человека и атмосферу.Если хотите убедиться в этом, послушайте праздничный колокольный звон. ( Слайд № 16)

Рефлексия « Незаконченные предложения».( Слайд № 17)

Учитель раздаёт карточки

1.Сегодня на уроке я понял(а), что …

2.На уроке я открыл(а) для себя…

3.Я ухожу с урока с чувством …

4.Такой урок интересен тем, что…
Домашнее задание. §34, 35, 36.( Слайд № 18)
Используемая литература.

1.В. А. Волков. Поурочные разработки по физике. 9 класс.

2.З. В. Александрова и др.Уроки физики с применением информационных технологий.

3.А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. Физика. 9 класс.

Конспект урока по физике

на тему:
« Звук. Громкость, высота и тембр звука»

9 класс

Учитель Павлова С. И. 2010 г

1.Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются…

2.Волны, скорость распространения которых совпадает с направлением колебаний, называются…

3. Волны, направление скорости в которых перпендикулярно направлению колебаний, называются…

4.Любые волны характеризуются…

5.Расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется…

6.Количество колебаний частиц среды в единицу времени , называется…

7.Продольные волны распространяются в …

8.Поперечные волны распространяются в … и на…
1.Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются…

2.Волны, скорость распространения которых совпадает с направлением колебаний, называются…

3. Волны, направление скорости в которых перпендикулярно направлению колебаний, называются…

4.Любые волны характеризуются…

5.Расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется…

6.Количество колебаний частиц среды в единицу времени , называется…

7.Продольные волны распространяются в …

8.Поперечные волны распространяются в … и на…
1.Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются…

2.Волны, скорость распространения которых совпадает с направлением колебаний, называются…

3. Волны, направление скорости в которых перпендикулярно направлению колебаний, называются…

4.Любые волны характеризуются…

5.Расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется…

6.Количество колебаний частиц среды в единицу времени , называется…

7.Продольные волны распространяются в …

8.Поперечные волны распространяются в … и на…
1.Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются…

2.Волны, скорость распространения которых совпадает с направлением колебаний, называются…

3. Волны, направление скорости в которых перпендикулярно направлению колебаний, называются…

4.Любые волны характеризуются…

5.Расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется…

6.Количество колебаний частиц среды в единицу времени , называется…

7.Продольные волны распространяются в …

8.Поперечные волны распространяются в … и на…


1.Определить по графику амплитуду, период и частоту колебаний.


2.Частота колебаний в волне 12000Гц, а длина волны 4 мм .Определить скорость волны.
1.Определить по графику амплитуду, период и частоту колебаний.


2.Частота колебаний в волне 12000Гц, а длина волны 4 мм .Определить скорость волны.
1.Определить по графику амплитуду, период и частоту колебаний.


2.Частота колебаний в волне 12000Гц, а длина волны 4 мм .Определить скорость волны.
1.Определить по графику амплитуду, период и частоту колебаний.


2.Частота колебаний в волне 12000Гц, а длина волны 4 мм .Определить скорость волны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) iconСамостоятельная работа, практическая работа Оборудование и реактивы
Доклады учащихся, тренинговая работа, самостоятельная работа, практическая работа

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) iconСамостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа как вид учебной работы представляет собой способ организации контроля знаний, предполагающий выполнение заданий...

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная...

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) iconСамостоятельная работа студентов
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» по дисциплине...

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) iconСамостоятельная работа учащихся по этикету по теме «Вежливость»
Самостоятельная работа учащихся по этикету по теме «Вежливость», определение значения вежливости в жизни человека, осознание необходимости...

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) iconУрока: образовательная
Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, работа с опорным конспектом, работа с мультимедийным проектором

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) iconСамостоятельная работа учащихся как средство формирования профессиональных навыков
Ий, познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста. Сам учебный процесс должен вызывать у учащегося...

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) iconРазнообразие животных
Методы, приёмы обучения: познавательные (беседа, рассказ учителя), практические (работа в группах, самостоятельная работа, работа...

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) iconСамостоятельная работа № п/п Тема семинара
Самостоятельная подготовка вопросов семинара; Подготовка публичного выступления; Изучение учебной литературы; Поиск и отбор необходимой...

4. Самостоятельная работа. ( слайд №5, №6) icon"Составление таблицы прибавить и вычесть 2"
Формы обучения: коллективная, групповая, работа в парах и самостоятельная работа


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru