Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики




Скачать 115.96 Kb.
НазваниеАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Дата публикации21.08.2013
Размер115.96 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Физика > Урок
Гарашкина Л.А.

МОУ СОШ №48 города Твери
Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках физики
В период серьёзных изменений в социальной сфере, произошли и изменения содержания образования, а также переход от сложившейся образовательной системы к вариативности образования, Тем не менее, перед школой любого типа стоит задача подготовки выпускников к практической деятельности и их адаптация в социальной сфере. Школе необходимо вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности. Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике - развитие учебно-познавательной активности учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.

Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым,. М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер.

В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов-физиков нашей страны (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении физике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету - это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока. В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во- вторых, меняются внешние условия, учитываются особенности учебного заведения, нравственные основы личности ребёнка и его интересы. Поэтому, я считаю, что проблема развития познавательной деятельности учащегося будет существовать во все времена. Чтобы остановить резкое снижение интереса к изучению предмета, потери стимула встаёт проблема применения методики игровых технологий, как одного из эффективных способов формирования познавательного интереса. В своей работе я исходила из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес. Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету? Как показывают исследования, ими, прежде всего, являются:

1) Эрудиция учителя, умение предъявлять к ученикам
необходимые требования и последовательно усложнять познавательные
задачи. Такие учителя обеспечивают в классе интеллектуальный настрой,
приобщают учащихся к радости познания;

  1. Увлеченность предметом и любовь к работе, владение методикой актёрского мастерства, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;

Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху и успеху товарища и т.д. Следует помнить, что развитие личности ребенка требует организации самых различных видов деятельности, способных всесторонне охватить своим влиянием развитие личности. Каждая деятельность для этого несет в себе объективно богатые возможности. Игра, учение, труд, общественная, художественная, спортивная и другие виды деятельности не заменяют одна другую. Каждая из них имеет неисчерпаемое богатство для развития личности подрастающего человека. Но в этом многообразии имеется и единство, что характеризует деятельность как сложный социально-психологический феномен.

В определении А.Н. Леонтьева человеческая жизнь представляет систему "сменяющие друг друга деятельности". В психологии деятельность рассматривается как процесс, позволяющий осуществить "... взаимопереходы между полюсами субъект-объект". Учебная деятельность может быть определена через мотивацию данного процесса (овладение определенной социально-значимой системой знаний, умений и навыков) и как деятельность в определенный временной интервал жизни человека. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей учащихся. Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции. Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т.д.

Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы.

Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это, значит, формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы. Эффективный способ реализации данной задачи - это применение технологии игры.

Очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. - все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету. [1]

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системы знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом. [2] Высокий результат дают в данном случае уроки-семинары и конференции;

Важным условием развития интереса предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интереса к предмету у школьников во многом зависят и от личности учителя.

Педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем самым побуждать желание узнавать, учиться.

Учитель может не обладать всеми указанными достоинствами (хотя должен к этому стремиться). Но если учитель в совершенстве владеет хотя бы одним из этих качеств, то он часто добивается значительных успехов в обучении и развитии учащихся. [3]

Сниженный уровень требований к познавательной деятельности учащихся, формальный подход учителя к своей работе, раздражительность учителя ведет к потере у учащихся интереса к предмету, к конфликту с учителем, разрушению взаимного понимания между учителем и учащимися.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: постановка дидактической цели, учебная деятельность, учебный материал. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Я в своей работе использую различные типы игр: предметные, сюжетные,

ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы учителя.

Какие же требования следует предъявлять к занимательному материалу, чтобы его использование на уроках дало прочный обучающий эффект? Это, на мой взгляд следующие: Очень нравятся школьникам экспериментальные задачи, сформулированные в занимательной форме.

Занимательные приемы могут быть использованы учителем при закреплении знаний и даже при опросе. С этой целью интересно организовать на уроке игры с учащимися.

Использование занимательности дает на уроке надежный эффект, если учитель правильно понимает занимательность как фактор, положительно влияющий на психические процессы, и ясно осознает цель использования занимательности в данный момент.

Занимательный материал должен привлекать внимание учеников постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Он должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания.

Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому, привлекая на уроке занимательный материал, учителю следует ставить перед учениками вопросы: "Как?", "Почему?", "Отчего?".

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.

Желательно, чтобы дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, соответствовал увлечениям учеников. Это, во-первых, позволяет учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету, во-вторых, помогает сделать увлекательными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученикам приводят примеры использования физических законов в интересующей их областях.

Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислить несколько эффективных, но малозначащих фактов.[30] Место занимательности на уроке может быть различным.

Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы. В частности, проведение занимательных опытов, сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям.

Занимательность может быть использована при объяснении нового материала. Здесь ее применение неоднозначно. Учитель прибегает к ней как к своеобразной разрядке для учащихся при объяснении большого по объему или трудного материала.

Занимательность может служить эмоциональной основой для восприятия наиболее трудных вопросов изучаемого материала.

В плане эмоционального воздействия на школьников большую роль играют сведения из истории науки. Необходимо, однако, отметить, что многие окружены легендами, в которых реальные события переплетаются с многочисленными домыслами. Учителю следует, анализируя легенду, выделить из нее достоверный факты, иначе формирование научных знаний, диалектико-материалистического мировоззрения, будет принесено в жертву созданию мнимого интереса к предмету. [4]

Интерес учащихся вызывается умелое использование учителем произведений художественной литературы. Во многих из них можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов о физических явлениях. Очень нравятся школьникам экспериментальные задачи, сформулированные в занимательной форме.

Занимательные приемы могут быть использованы учителем при закреплении знаний и даже при опросе. С этой целью интересно организовать на уроке игры с учащимися.

Использование занимательности дает на уроке надежный эффект, если учитель правильно понимает занимательность как фактор, положительно влияющий на психические процессы, и ясно осознает цель использования занимательности в данный момент.

Рассмотрим систему уроков в 7 классе, где используются игровые
технологии. В таблице приведены темы уроков, которые включают в себя
элементы игры.



Изучаемая тема

Игровая технология

Введение. Что изучает физика?

Игра по станциям «Что такое физика?» Знакомство учащихся с разделами физики.

Урок-конференция «Великие физики мира»

Предварительно учащиеся получают задание представления ученых по определённому плану. На уроке составляется алфавитная книга.

Физические величины и их измерение.

Заполнение собственной книги рекордов Гиннеса. Ребята рассматривают свои успехи по физической культуре и приборы с помощью которых эти измерения производились.

Измерение -основа техники.

Экспериментальная мастерская. Портрет физической величины. Измерение объёмов домашних сосудов.

Скорость. Время. Расстояние. Повторительно -

Урок- игра. Урок проходит в форме соревнования между командами.


Таким образом при активизации познавательной деятельности на более высоком уровне с учетом активности мыслительной деятельности нужно развивать логическое мышление. Средствами, применяемыми в этом случае,
выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию
материала, экспериментальные работы учащихся, логико-поисковые
самостоятельные работы и т.п. Всё это можно реализовать с помощью
применения игровых технологий, которые предполагают использование разнообразных форм средств активизации познавательной деятельности.

Литература

  1. Успешное обучение // Педагогический вестник.– 1996.– № 1–2.

  2. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983.

  3. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1990. - № 5.

  4. Ксензова Г.Ю. Психология труда учителя.-2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики iconУроках математики, физики и информатики Цель: Задачи: Изучить минимум...
Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках математики, физики и информатики»

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики iconПроводники и диэлектрики в электростатическом поле
Активизация познавательной деятельности учеников на уроках физики в интеграции с другими предметами (физика, информационные технологии...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики icon«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики iconАктивизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики iconУрок по алгебре в 7 классе на тему: «Формулы сокращенного умножения»
Тема самообразования – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики icon1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории. Технология использования интерактивной доски

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики iconТорянская Ольга Михайловна управление образования администрации яковлевского...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через исследовательскую деятельность

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики iconПлан работы средней школы №4 г. Волковыска на зимние каникулы 2012/2013 учебного года №п/п
...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики iconОбъяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный...
Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru