Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики




Скачать 146.77 Kb.
НазваниеРазвитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики
Дата публикации12.03.2014
Размер146.77 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Физика > Урок
Развитие ОУУН – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики
Минаева Е. А.,

учитель физики высшей категории

МОУ СОШ №5 г. Киржач

Владимирской области
I. Научить учеников учиться, сделать обучение развивающим, а не отупляющим - это было актуальным всегда.

Главным в своей работе считаю именно научить учащихся учиться, а точнее научить мыслить, думать. Для этого специально создаю условия, которые способствуют активизации мышления и умственного развития. Формирование учебной деятельности я строю на основе развития ОУУН. Это позволяет не просто научить учащихся учиться, а научить разумно учиться. Еще Аристотель писал: «Ум хорошо устроенный лучше, чем ум хорошо наполненный. Для этого развитие навыков должно опережать развитие ума».

Обучая учащихся рациональным приемам умственной деятельности, мы помогаем каждому ученику полнее использовать свои умственные ресурсы, создавая свой путь познания. Ученик, научившийся учиться, уже не сможет не учиться.

Учет психических познавательных процессов значительно модернизирует процесс обучения, позволяет научить детей мыслить, способствует развитию познавательных способностей. Научив детей учиться, мы учим их мыслить, тем самым развиваем.

Многолетний опыт убеждает в том, чтобы научить детей учиться , нужно сформировать в учебном процессе способы или эталоны, т.е. вооружить школьников соответствующими средствами (ориентирами) учебных действий. Другими словами, для ученика на уроке должно быть четко и ясно определено, что делаем, как делаем и зачем, т.е. какие знания получает ученик в процессе учебной деятельности, какие умения и зачем. Правильно организовав учебную деятельность учеников, мы организуем их активную мыслительную деятельность как человека, который учится, а не которого учат.

II. Содержание Госстандарта основного и полного образования по физике указывает на то, что многие умения, которыми должны овладеть учащиеся, являются общеучебными:

уметь описывать физические явления,

объяснять физические явления,

обобщать, оценивать, планировать,

самостоятельно приобретать знания,

обрабатывать естественно - научную информацию и др.

Не научив учеников этим умениям, мы не достигаем эффективного усвоения учебного материала, а главное – не развиваем учеников.

С психологической точки зрения всякое обучение является созданием в голове ученика соответствующей ориентировочной основы действия (ООД), которая безошибочно приведет к достижению поставленной цели. Такую основу (ориентир) на уроках я создаю для учащихся с помощью обобщенных планов, таблиц-схем, инструкций для изучения физических явлений, физических величин, законов, опытов, приборов, понятий, рассуждений, для выполнения лабораторных работ, решения задач и т.д.

1. Изучение нового материала на основе лабораторных работ или демонстрационного эксперимента.

Эксперимент – это тот рычаг, с помощью которого можно удержать длительно познавательный интерес к предмету, в частности, к физике, и который дает большой положительный эффект. Наглядность в обучении обостряет и восприятие, и внимание, и запоминание. Восприятие учебного материала идет на основе наблюдения физического явления. Работает самый мощный канал восприятия – визуальный, с помощью которого учащиеся получают до 70% информации, а затем и кинестетический, при выполнении определенных видов практических действий, при выполнении самой лабораторной работы. Таких лабораторных работ , связанных с наблюдением физических явлений, в курсе физики не мало:

Примеры лабораторных работ:


  • наблюдение явления электромагнитной индукции;

  • наблюдение явления интерференции света (звука);

  • наблюдение явления дисперсии света;

  • наблюдение явления дифракции света;

  • наблюдение явления фотоэффекта;

  • наблюдение сплошного и линейчатого спектров;

  • наблюдение явления действия магнитного поля на ток.

Выполненные наблюдения в ходе лабораторных работ способствуют реализации одного из требований Госстандарта: умение описывать и объяснять физические явления , если учащиеся будут иметь в руках эталон (основу или схему) правильных наблюдений. Вопросы, составленные для учащихся, нацеливают их на правильные действия и правильные выводы в лабораторной работе. Составленный отчет по лабораторной работе представляет собой описание и объяснение изучаемого физического явления. Его можно использовать в дальнейшем для воспроизведения учебного материала при повторении и в дальнейшей работе, (например, для сравнения, обобщения и т.д. с другими физическими явлениями).
Образец инструкционной карты для выполнения наблюдений и отчета учащихся

Наблюдения


Выводы

Вопросы для наблюдения


  1. Что наблюдали

  2. Как наблюдали

  3. Схема опыта

  4. Результаты опыта

  5. Другие примеры наблюдения явления и его использования

Отчет в виде сжатого пересказа


  1. Признак явления

  2. Условие (я) его протекания

  3. Определение явления

  4. Объяснение явления

  5. Краткое содержание примеров использования явления в технике, в быту, наблюдения в природе (в виде домашнего задания с использованием учебника и других СМИ – создание выступлений, докладов, презентаций)


С помощью такого эталона, в котором описаны последовательность хода действий учащихся и перечень вопросов для мыслительных действий по анализу учебного материала идет формирование учебной деятельности на уроке и управление учебным процессом. Создаются условия для развития:

  • учебно – организационных умений:

(провести наблюдения, рационально выполнить задание, оформить

отчет по описанию и объяснению физического явления, пользуясь

учебником, самостоятельно составить таблицу с выводами).

  • учебно – интеллектуальных умений:

( выделять главное при составлении выводов,

выделять существенные признаки данного физического явления,

объяснять физическое явление,

приводить примеры и понимать ( разбирать) практическое

назначение данного физического явления).

  • учебно – информационных умений:

( умение работать с учебником, составление сжатого пересказа

физического явления, получив свернутую информацию учебника

о данном физическом явлении ( из трудного и большого, содержание

учебного материала стало коротким и легким),

умение работать с разными источниками СМИ для раскрытия более

полного практического назначения данного физического явления.

Эта учебная деятельность школьников становится полностью

самостоятельной, выполняется во внеурочное время. Ученики сами

отбирают необходимый материал, анализируют его содержание, сами

находят нужные элементы содержания и решают поставленную перед

ними учебную задачу. Тем самым достигают высокого уровня

умственного развития).
2. Развитие мыслительной активности

в процессе формирования вопросов учащимися.
Вопрос отражает психологические характеристики деятельности учащихся, так как является особой формой мыслительной деятельности. По характеру познавательных процессов разделяю их на III категории:

I категория:

1) вопросы выражают задачу неинтеллектуального характера и направлены на проверку памяти. 2) такие вопросы начинаются со слов: «Что такое …», «Что называется …».

3) данные вопросы используют на этапах закрепления учебного материала.

4) вопросы этой категории, заданные учащимся, оцениваются на 3 балла.

II категория:

1) вопросы выражают задачу интеллектуального характера и направлены на развитие мышления и устной, письменной речи учащихся.

2) такие вопросы содержат всегда больший или меньший объём информации в виде скрытых суждений. При ответе на вопрос эта информация используется, дополняется и развивается учащимися. Вопросы могут иметь подвох, вызывать удивление. 3) данные вопросы используются при устной проверке знаний, при письменном контроле знаний. 4) оцениваются на 4, 5 баллов.

III категория:

1) вопросы, которые выражают какую –то задачу или проблему с меньшей полнотой информации . ученик должен восполнить недостающую информацию за счёт своих знаний или путём мышления. 2) как правило такие вопросы начинаются со слов «почему».

3) используются на обобщающих уроках, в виде докладов, рефератов, проектов. 4) оцениваются на 5 баллов.
Памятка для учащихся для формирования вопросов.



I уровень (3б)



II уровень (4-5б)


III уровень (5б)

Вопросы на проверку памяти
Отвечают на вопросы:

«Что такое …»

Что называется …»
Примеры:

1. Что такое фотоэффект?

2. Что называется волной?

Вопросы-суждения (удивления, подвохи)
Отвечают на вопрос:

«Как происходит …»

«Как объяснить …»

«Какое значение

имеет …»
Вопрос должен содержать определённую краткую информацию о физическом явлении, законе, опыте и т.д.
Примеры:

1. Какое значение имеет фотоэффект в природе.

2. Звук – это колебания, но всякое ли колеблющееся тело звучит.

Вопросы-задачи (проблемы)
Отвечают на вопрос:

«Почему …»
Примеры:

1. Почему в опыте по фотоэффекту использовался источник У/Ф излучения.

2. Почему при использовании рупора звук распространяется на большее расстояние.




  1. Метод обучения сжатому и выборочному пересказу как способ

развития познавательных психических процессов.




Учитывая, что наши ученики совсем мало читают и чтение порой не высокого уровня, я уделяю этому на уроке большое внимание. Отрабатываю специально учебно – интеллектуальные умения и навыки:

  • читать выразительно, осознанно;

  • читать в спокойном темпе, выделяя главное.

Руководствуясь при этом высказыванием Сухомлинского: «Кто не умеет читать, тот не умеет и слушать» одновременно развиваются в комплексе познавательные психические процессы:

- восприятие ( работает для одних зрительная, для других – слуховая

модальность, так как часть детей просто воспринимают на слух);

  • память ( включается 1-ая фаза запоминания);

  • внимание ( по ходу чтения ученикам необходимо карандашом выделять в

учебнике главные части для сжатого пересказа).

Одновременно включается 2-ая фаза запоминания ( при выделении главного) и отрабатывается учебно – информационное умение – умение сворачивать информацию.

Основой ( алгоритмом) для выполнения учебных заданий по составлению сжатого пересказа являются обобщенные планы на все физические понятия: физическая величина, физический закон, физическое явление, физический опыт, физический прибор.

Полученный и воспроизведенный сжатый пересказ тут же оценивается на уроке на 4 балла. Почти все учащиеся с ним справляются легко и быстро ( пересказ составлен по готовому плану и в сжатом виде).

Мотивируя учащихся на 5 баллов, предлагаю им выполнить выборочный пересказ. Для его создания учащиеся повторно работают с текстом учебника, идет повторное осмысление информации. Отрабатывается учебно – информационное умение – умение разворачивать информацию. Учащиеся должны выбрать необходимую информацию из прочитанного текста для обоснования пунктов плана сжатого пересказа. Все предложения выборочного пересказа (их должно быть не менее 5-ти – по количеству пунктов плана) должны быть логично между собой связаны, не должно быть предложений не по теме, но и ничего не должно быть упущено. За основу берется сжатый пересказ, который уже записан у всех в тетрадях. Выборочный пересказ должен быть логичным, кратким и в тоже время емким, так как позволяет раскрыть правильно и полностью содержание учебного понятия.

Обращаю большое внимание на развитие и письменной и устной речи учащихся. Убеждаю учащихся в том, что только тогда изученный материал станет вашим знанием, когда вы его перескажите. Учащиеся выбирают способ выступления самостоятельно в меру своих возможностей, но практически все к пересказу готовы: или по плану в виде сжатого пересказа, или в виде выборочного пересказа. ( Планы пересказов)

Самые лучшие уроки получаются тогда, когда учитель практически не заметен на уроке, а каждый ученик работает активно. Как правило, уроки строю так, чтобы сократить свой монолог, а заполнить урок голосами детей, их вопросами и ответами, увеличивая время на активную, самостоятельную, познавательную работу учеников, что и является источником их развития.

Для себя определила следующие истины:

  • « чем больше говорит на уроке учитель, тем меньше знают его ученики»;

  • « учитель монолог – учитель одинок».

Для развития мышления предлагаю учащимся подготовить такие вопросы ( это может быть и классная и домашняя работа), которые позволяют раскрывать содержание изучаемого понятия. Такие вопросы оцениваю также высоко, так как правильно заданный вопрос предполагает большую мыслительную деятельность и предполагает знание ответа на него. Вопросы должны предполагать доказательства, опровержения, объяснения. Например, по теме « Фотоэффект»:

  • почему человек не получает загара, будучи за стеклом?;

  • почему в опыте по фотоэффекту с Zn пластиной мы использовали у/ф излучение?;

  • какое значение имеет фотоэффект в природе?;

  • что именно возникло?;

  • откуда и почему произошло?;

  • почему ты так считаешь?;

  • кто не согласен?;

Такие вопросы – удивления, вопросы – недоумения, наводящие вопросы переходят в дискуссию. Совместно с учителем получаем на них ответы и соответственно более высокий уровень развития, так как ответы на поставленные вопросы добыты силой мышления, путем анализа, сравнения и т.д. Ответы на поставленные вопросы представляют собой полное теоретическое знание по данной теме.

На 2-ом уроке, при повторении физического понятия, учащимся предлагаются задания, с помощью которых акцентируется внимание учащихся, развивается вновь память и мышление:

  • оценить ответ ученика ( проверка сжатого или выборочного пересказа);

  • оценить самого себя.



Схема оценки ответа

  1. Какие вопросы пересказа (плана) ученик раскрыл (ответил)?

  2. Какие вопросы плана не раскрыл?

  3. Как на них ответить, если они не раскрыты?

  4. Как их исправить, если есть неточности?

  5. Чтобы ты хотел дополнить?

Оценки получают и тот, кто отвечает, и тот, кто оценивает. Таким образом формируются навыки самоконтроля, развивается рефлексия.

При таком многократном повторении включается 3-я фаза памяти и идет процесс вспоминания, воспроизведения учебного материала в различных формах, процесс узнавания, процесс повторного заучивания. Все это позволяет сохранить большой % информации. Происходит процесс консолидации – перехода мгновенной памяти в долговременную.

Таким образом, запоминание становится результатом усвоения учебного материала, причем без зубрежки, на основе понимания и активной деятельности самих учеников над учебным материалом, что способствует в целом развитию памяти.

Таким образом, обобщенные планы, как основа деятельности учеников в учебном процессе, дают следующие положительные результаты:

  1. Повышают качество знания ( почти 100% учащихся справляются безошибочно со сжатым пересказом, так как понятны любому ученику);

  2. Ускоряют процесс усвоения ( очень быстро справляются с заданием, пользуясь планом);

  3. Обеспечивают самостоятельность в учебной деятельности, в том числе самоконтроль, самообучение, взаимоконтроль;

  4. Способствуют развитию психологических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;

  5. Исключают зубрежку, что обеспечивает неформальные знания.

Таким образом, правильно организованное обучение, обучение в соответствии с законами психического развития, позволяют ученику овладеть новыми способами действия (ОУУН), научиться учиться, способствует развитию его психических познавательных процессов.
Литература:

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. - М.: -Гуманитар.изд.центр Владос,2004.

Книга 1 стр. 38, 99.

Книга 2 стр.9, 55, 74.

  1. Заботин В.В. Этапы усмотрения проблемы в мышлении и обучении. - М.: -Министерство Просвещения РСФСР ВГПИ им. П.И. Лебедева - Полянского, Владимир, 1973г. стр.35

  2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение. 1991г. стр. 24, 31

  3. Приложение к газете «Первое сентября» Физика, №4/02 «Рекомендации по подготовке и проведению итоговой аттестации по физике за курс основной и старшей школы» стр.1

  4. Сборник нормативных документов. Физика/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г. стр. 18,24.

  5. Сборник статей «Технология совершенствования ОУУН», учительская газета, 1998г. №29, 30, 50, 1999г. № 5 и др.

Приложение 1

Обобщенные планы для усвоения физических понятий

Физическая величина


1.Название и обозначение физической величины

2.Определение

3.Формула

4. Единицы измерения

5. Способ измерения

Физическое явление

1. Определение

2. Условия протекания

3. Признаки явления

4. Объяснение явления

5. Примеры наблюдения, применения

Физический закон

1. Определение закона

2. Формула

3. Опытное доказательство

4. Условия выполнения

5. Примеры технического бытового использования

Физический опыт

1. Название опыта

2. Цель опыта

3. Схема опыта

4. Результаты опыта

5. Практическое значение

Физический прибор

1. Название прибора

2. Схема прибора

3. Главные части прибора и их назначение

4. Принцип работы

5. Правила пользования (правила Т.Б.)

Приложение 2

Памятка для учащихся для работы над пересказом.


Сжатый

пересказ

Выборочный

пересказ


1. Прочитать текст.
2. Выделить основные части текста с учётом обобщённого плана для физических понятий (физические явления или физические величины, или закона, или опыта и т.д.)
3. Выяснить непонятные предложения, термины.
4. Свернуть информацию текста до краткого письменного рассказа, используя основные ключевые слова для раскрытия пунктов плана.
5. Написать, Проверить и Выучить пересказ (пересказ должен содержать не менее пяти пунктов и не менее пяти предложений).


1. Прочитать текст.
2. Выделить основные части текста с учётом обобщённого плана для физических понятий (физические явления или физические величины, или физического закона, или физического опыта и т.д.)
3. Выяснить непонятные предложения, термины.
4. Подготовить устный пересказ по своей логике рассуждений (индивидуально).
5. Рассказать пересказ (пересказ должен быть кратким, но ёмким, последовательно и логично раскрывать все пункты плана).




Приложение 3




I.

Что?

II.

Как?

III.

Зачем?

1. Обучающая цель
2. Выполняется учителем или совместно с учениками.

3. Формы

- беседа

- наглядность

- учебная ситуация

4. Действия

- контроль
5. Результат

- мотивация учебной деятельности

1. Развивающая цель
2. Учебные действия учеников
3. Формы (способы)

- схемы

- планы

- модели

- инструкции и т.д.
4. Действия

- самооценка, самоконтроль

5. Результат

- ускоряет процесс усвоения

- повышает качество усвоения

- доступность любому ученику

- способствует развитию

1. Цели воспитания и развития

2. Совместные действия учителя и ученика
3. Формы

- дискуссия

- диалог

- самостоятельное создание ориентиров учебной деятельности

4. Действия

- самооценка

- самоконтроль

5. Результат

- самый высокий результат умственного развития

- развитие личности






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики iconТворческая работа Развитие познавательных способностей и творческих возможностей на уроках
Теоретические основы и проблемы развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся 5

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики iconНа уроках физики как условие достижения метапредметных результатов
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества...

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики iconСтарших классов
«Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках»

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики iconСтарших классов
«Социально-личностное становление учащихся на основе активизации познавательных процессов на уроках»

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики iconПриложения к работе «Формирование и развитие оуун как способ повышения...

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики icon«Сравнение десятичных дробей»
...

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики iconЛитература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной...

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики iconДидактическая игра как средство развития внимания младших школьников
Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие произвольного внимания. От степени его развития зависит...

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики iconИрина Александровна Лапухина
Цель урока: Формирование техническо-исполнительских навыков игры на гитаре через развитие познавательных процессов учащегося

Развитие оуун – как основа для развития познавательных процессов на уроках физики icon2003 содержание введение 4
Задания и упражнения для развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики 31


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru