Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения




Скачать 118.45 Kb.
НазваниеРазвитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения
Дата публикации02.11.2013
Размер118.45 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Физика > Документы
Ситникова Инесса Анатольевна

учитель физики

МБОУ «Началовская СОШ»

с.Началово

Астраханской области

Аннотация к материалу

Я считаю, что мой опыт, моя тема самообразования интересна не только

мне, но и многим другим учителям. Ведь без создания интереса учащихся

к физике практически невозможно её полноценное изучение. И одна из

главных задач любого учителя - развить у школьников этот интерес.

Тогда уроки не будут для ребят скучными, и они будут с удовольствием

их посещать и заниматься с полной отдачей.

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения.


В настоящее время традиционный взгляд на содержание обучения физики,

её роль и место в общем образовании пересматривается и уточняется.

Физика, став языком науки и техники, в настоящее время всё шире проникает

в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в

традиционно далёкие от неё области. В школе физика служит для развития логического мышления, что способствует лучшему усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки, которые учащиеся приобретают на уроках физики, лабораторных работах необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Физика существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом.

Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает

творческие способности школьников.

При обучении физике формируются умения и навыки умственного труда-

планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения,

критическая оценка результатов своей деятельности.

Физическое образование вносит свой вклад в формирование общей

культуры человека.

История развития физики даёт возможность учащимся пополнить запас

историко-научных знаний, формирует у них понятие и представление о физике

как части общей культуры.

Исследования психологов, педагогов, учителей-новаторов показывают:

чтобы научить учащихся творчески и главное самостоятельно работать, нужно

включить их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами

этой деятельности. Для этого необходимо выработать у школьников

мотивы и цели учебной деятельности (“Зачем нам изучать физику?”)

и обучить способам её осуществления и регулирования (“Как

учиться?”).

Потребность в деятельности - это основной источник активности человека, его

нужда в предмете деятельности. Форма проявления потребности - мотив-это

то, что побуждает человека к деятельности, связано с удовлетворением

определённой потребности. Успеваемость учащихся различна и определяется

двумя группами причин:

1)особенностями обучаемого, его умственного развития;

2)отношением учащегося к учебной деятельности, то есть мотивацией

обучения.

Мотивация учения у учащихся разных уровней успеваемости должна

отличаться своеобразием: как сами учащиеся осознают своё отношение к

учению, какой смысл они вкладывают в свои учебные действия.

По степени осознания учащимися мотивов можно судить об уровне

мотивации. По тому, в какой степени осознаёт себя и свои действия та или иная

личность, можно говорить об уровне её развития.

Существуют три основные мотива, стимула, побуждающие учащихся

заниматься:

Во-первых, интерес к предмету. Я изучаю физику не, потому что преследую

какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне

удовольствие. Высшая степень интереса - это уже увлечение. Занятия при

увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность

заниматься воспринимается как лишение чего-то очень важного, значимого

для тебя.

Во-вторых, сознательность. Занятия по данному предмету мне скучны,

но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься.

Наверное, этот мотив довольно популярен у ребят первой группы

успеваемости, то есть у учащихся с достаточно высокой степенью умственного

развития.

В-третьих, принуждение. Я занимаюсь потому, что меня кто-то заставляет

(родители, учителя). По-моему, это самый распространённый мотив обучения,

к сожалению. Это принуждение иногда поддерживается страхом наказания

(что не редко мешает процессу обучения, так как вызывает отрицательные эмоции, по отношению к предмету, особенно, если этот предмет

сложен для учащихся). А иногда этот мотив поддерживается соблазном

награды (эту роль, в частности, с некоторыми оговорками, могут играть

отметки). Этот мотив поддерживают родители (если получишь хорошую

отметку, пойдешь гулять, на дискотеку и т.д.).

Формирование положительного отношения к учению предполагает

учёт положительной мотивации учащихся.

3 Интерес-это один из инструментов, побуждающий учащихся к более

глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания

и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя

возможностями: работой на уроке и внеклассной деятельностью. Главной из

них является, конечно, работа на уроке. НА уроке присутствуют ученики всего

класса, а кружок, факультатив, внеклассное мероприятие, как правило,

посещают те учащиеся, у которых уже есть интерес к предмету, увлечение.

Я остановлюсь лишь на немногих формах работы, которые помогают

систематически воспитывать интерес к физике. Несколько уроков в каждой

четверти мы отводим рассказу о значении физических открытий, физике

вокруг нас, об учёных, посвятивших свою жизнь физике, о связи физики с

другими предметами. Очень интересны рассказы об истории развития

физики, об ученых. Эти уроки целесообразно проводить перед и после

изучения нового раздела. До изучения рассказываю, что думали древние

учёные об этом явлении, как объясняли его, а после изучения уже говорим о

том, как современная наука объясняет это же явление и где оно используется

сейчас.

Причём учащиеся часто сами подбирают интересный материал. Очень важны

в этом смысле самые первые уроки нового предмета. Самая первая и главная

задача учителя на этих уроках - это заинтересовать учащихся новым

предметом, создать положительные эмоции изучения. Этого можно достичь

путём демонстрации простых, но интересных для ребят опытов, рассказом

о предмете, об истории его изучения. Надо объяснить учащимся, что

физические знания необходимы в повседневной жизни, на каждом

шагу мы встречаемся с явлениями, объяснить которые возможно только

изучив физику. Умение решать задачи приводит к развитию логического

мышления, учит рассуждать последовательно и четко, обосновывать свои

рассуждения. Интерес к предмету, очевидно, является самым сильным

стимулом к учению, и он не заменим ничем. В отличие от других

стимулов, интерес в очень высокой степени повышает производительность

занятий. При этом новый учебный материал впитывается легко, без

сопротивления, так как подсознание учащегося не занято ничем другим.

Интерес к уроку можно поддерживать необычными приёмами

обучения, новизной подачи материала. Перечислю лишь некоторые формы

проведения уроков или элементов их: конкурс, сказка, практические и

лабораторные работы, физический диктант, лекция, урок-марафон, урок одной

задачи, семинар, физический турнир, КВН, урок-зачёт и т.д.

Все эти формы проведения уроков можно использовать в своей

деятельности. Например,начиная с изучения физики можно проводить уроки-

сказки, физические турниры, КВН. Как выявление знаний учащихся в конце

темы-уроки-зачёты, физические диктанты. И, конечно же, обязательно

лабораторные работы. ПО мере того как дети подрастают нужно вводить

новые формы проведения уроков, которые требуют обязательной подготовки

не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Это уроки-

семинары, логические диктанты. Обычно уроки-семинары я провожу в конце

четверти, хотя темы этих уроков объявляются заранее.

Например, В 11 классе очень много интересного материала по теме

“Ядерная физика”,тем более, что эта область развивается и сейчас, а в

учебнике не достаточно материала или он уже устарел. Поэтому заранее даю

всем учащимся темы доклалов, они ищут материал, приносят его мне, мы

выбираем самое интересное и на уроке рассказываем об этом. Начиная с

седьмого класса мы пишем сочинения, это тоже очень нравится

учащимся. Например, рассказ - сочинение на тему» Что было бы, если б исчезла

сила трения?”. Ребята пишут удивительные сочинения. В девятом классе

пишем на тему» Закон всемирного тяготения”. В эту тему входит все: от

предыстории открытия до современного использования этого закона и его

значения для науки. И ещё нужно чаще использовать на уроках при подаче

нового материала наглядность, опыты. К сожалению, это не всегда удается, из-

за отсутствия необходимого оборудования.

Сразу же, начиная с первых уроков изучения физики, нужно показывать её

связь с другими предметами, особенно с математикой. Например, в ла-

бораторных работах часто нужно уметь найти относительную погрешность

вычислений. Эта тема изучается учащимися в курсе математики, но её надо

обязательно напомнить ребятам перед выполнением работы. Тесная связь

прослеживается с изучением биологии, химии, физической географии. Особенно

много эмоций вызывает у учащихся уроки на тему» Физика в литературе”. На

этих уроках мы анализируем стихотворения и рассматриваем их с физической

точки зрения, как одно и тоже явление описывают поэты и физики. Извечный

спор физиков и лириков очень увлекает учащихся.

Иногда, на уроках можно использовать» рекламные паузы” с анонсом новых

книг по физике, новых научных открытий и достижений, особенно

российских ученых. Учащиеся должны знать, что физика как наука не стоит на

месте, а развивается, у этой науки есть будущее. Причём такие анонсы могут

делать и сами дети.

Приобщение школьников к чтению научно-познавательной литературы

способствует развитию познавательной активности, самостоятельности

мышления и развитию интереса к предмету. Помимо новизны подачи

материала созданию условий для положительной мотивации способствует

новизна содержания материала.

Физика имеет множество великолепных приложений к различным, самым

неожиданным, аспектам человеческой деятельности, а в школьном учебнике

лишь вскользь упоминается о некоторых из них. В результате у учащихся

возникает представление об оторванности физики от жизни и практики, о

сложности науки. Учитель должен на своих уроках показывать взаимосвязь

естественно-математического цикла с гуманитарным, наполнив урок

конкретными фактами, яркими примерами, образами, сделав

их содержательнее, разнообразнее, занимательнее. Ведь сейчас много отраслей

науки, где применяется физика. Например, биофизика, у учащихся часто бытует

мнение, что если они, допустим, пойдут в медучилище или институт, то там

физика им не нужна, а только химия и биология, но это не так, поэтому нужно

знакомить ребят с конкретными применениями знаний по физике. Также

учащиеся любят уроки на которых используются фрагменты истории, какие-

то конкретные факты из жизни учёных, история открытия какого-то явления

или закона. Все эти приёмы, используемые на уроках, развивают интерес у

учащихся, они даже стараются сами найти интересные факты по теме.

А сколько существует занимательных вопросов и нестандартных

задач. Использование их при подаче нового материала, а также после изучения

темы способствует нашей цели - создание положительной мотивации, развитие

интереса учащихся к физике.
Разработаны целые уроки: «Шерлок Холмс идёт в гости”, “Робинзон Крузо на

необитаемом острове”, на которых даже слабые учащиеся включаются в

игру, предлагают свои варианты решений.

Третий, наиболее сложный элемент из всех направлений создания

положительной мотивации-посильная сложность информации. Это положение

понимается так: задания к уроку должны быть трудными, но

выполнимыми, посильными для ребят. Каждый ученик должен испытывать

радость победы над задачей. Ещё один фактор, влияющий на развитие

интереса-это доброжелательный настрой урока.

2)Большие возможности в развитии положительной мотивации к предмету

раскрывает внеурочная деятельность.

Это факультативныезанятия, кружки, игры, КВН, физические турниры. В играх

развивается и укрепляется чувство товарищества, солидарности, честности и

правдивости, другие качества, необходимые для коллективной работы и

воспитания сознательной дисциплины. Игра является хорошей союзницей как

в воспитании, так и в обучении детей.

Познание физики через игру прививает любовь к ней, переходящую,

иногда, в потребность заниматься этой наукой серьёзно.
Сейчас всё большее значение приобретают элективные курсы. Цель этих

Курсов - заинтересовать ребят физикой, так чтобы в дальнейшем они

выбрали физико-математическое направление своего образования.

В этом году я разработала программу элективных курсов для 9 класса.

В эту программу я постаралась вместить все вопросы, которые вызывают

интерес у учащихся. Даже задачи для занятий я подбираю с практической

направленностью (юным автолюбителям, физика в быту и т.д.). Учащиеся

должны ещё и ещё раз убедиться в том, что физика не оторванный от

жизни предмет, а она существует вокруг нас, и без её знания нам тяжело

в жизни. (Программа элективных курсов прилагается)

Я считаю, что моя тема самообразования интересна не только

мне, но и многим другим учителям. Ведь без создания интереса учащихся

к физике практически невозможно её полноценное изучение. И одна из

главных задач любого учителя - развить у школьников этот интерес.

Тогда уроки не будут для ребят скучными, и они будут с удовольствием

их посещать и заниматься с полной отдачей.

Литература.

1.Балашов М.М.О природе.-М.:Просвещение,1991.

2.Дягилев Ф.М.Из истории физики и её творцов.-М.:Просвещение,

1986.

3.Извеков В.И.Механизм живого интереса.-Ж.”Директор школы”

№2,2004.

4. Матюхина М.В.Мотивы обучения учащихся с разным уровнем

успеваемости. - М.:Просвещение,2004.

5.Петрухина М.А.Нестандартные уроки физики. Волгоград:

Учитель,2004.

6.Разумовский В.Г.Современный урок физики в средней школе.-

М.:Просвещение,1999.

7.Синичкин В.П.Внеклассная работа по физике.-Саратов: ОАО

“Издательство”Лицей”,2002.

8.Журнал”Физика в школе”,№6-1999.

9.Я познаю мир:Дет.энцикл.:Физика/Сост. Леонович А.А.-М.:

ООО» Издательство АСТ-ЛТД”,1997.

10. Я иду на урок физики:7 класс: Книга для учителя. - М.:

Издательство» Первое сентября”,2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения iconРассказ о приемах выделения фрагментов текста
Воспитательная: развитие познавательного интереса, повышение мотивации к предмету; формирование умения оценивать свою деятельность,...

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения iconЗадачи: Развитие интереса к культуре и истории страны изучаемого...
Добро пожаловать в Соединенное Королевство! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Британии и узнаем много нового и интересного...

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения iconОтчет о проведении предметной недели наук естественно математического...
Целью таких мероприятий является повышение интереса к предметам и повышение качества знаний, формирование положительной мотивации...

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения iconУрок «Что такое информатика»
Задачами мероприятия были развитие творческой инициативы, повышение интереса к наукам, мотивации учения, сплочение участников образовательного...

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения iconУрок праздник Тема: Праздники в Великобритании и США
Цель урока: повышение мотивации учащихся в обучении английскому языку, интереса к культуре и обычаям другого народа

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения iconНеделя физико- математического цикла с 15 по 20 апреля 2012-2013 учебного года
Цель: развитие у обучающихся интереса к математике, физике, экономике, информатике; развитие логического мышления; умения пользоваться...

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения icon«Обучающие игры на уроках английского языка»
Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. От этого, я считаю,зависит...

Развитие интереса к физике. Повышение мотивации обучения iconВнеклассное мероприятие по физике и математике на тему: "Счастливый случай"
Развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru