Программа Глобального партнерства




НазваниеПрограмма Глобального партнерства
страница1/3
Дата публикации20.02.2015
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > Физика > Программа
  1   2   3
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выпуск # 38, 2006

1 ноября – 8 ноября

ЦИТАТА НОМЕРА

Сегодня все смеются, но я твердо убежден, что в какой-то момент у нас будет один выход - запретить вообще ядерное оружие. Я считаю, что абсолютно всем странам надо запретить производство, хранение, использование ядерного оружия, потому что где-нибудь да взорвется.

Секретарь Общественной палаты РФ,

президент Российского научного центра

"Курчатовский институт"

Е.П. Велихов

СОДЕРЖАНИЕ

КАЛЕНДАРЬ

  • 1 ноября – 8 ноября

ДОКУМЕНТЫ

  • Документы Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Реформирование атомной отрасли России

  • Ситуация вокруг северокорейской ядерной проблемы

  • Иранское досье

  • Победа российских атомщиков в тендере на строительство АЭС в Болгарии

  • Программа Глобального партнерства

  • Создание в России Урановой горнорудной компании

  • Неудачный пуск БРПЛ Булава

  • Чертежи ядерной бомбы в Интернете

МНЕНИЕ

  • Риски теракта с использованием ОМУ

  • Интервью с министром иностранных дел России С.В. Лавровым

  • Интервью с директором Российского федерального ядерного центра ВНИИ экспериментальной физики Р.И. Илькаевым

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Изменения в структуре управления ПИР-Центра

  • Работа над первыми номерами журнала Индекс Безопасности

КАЛЕНДАРЬ

  • 1 ноября – 8 ноября

2 ноября - Польша будет учитывать позицию России при принятии решения о размещении на своей территории средств системы противоракетной обороны США. Об этом заявил министр национальной обороны Польши Радослав Сикорский. "Россия - наш очень важный сосед, и мы принимаем во внимание взгляды своих соседей", - отметил глава минобороны перед отлетом в Вашингтон, где у него состоятся переговоры с шефом Пентагона Дональдом Рамсфелдом.

2 ноября - Учебные запуски нескольких десятков ракет дальнего действия в ходе военных учений в Иране прошли успешно. Как сообщает иранское телевидение, были произведены успешные запуски ракет дальнего действия Шехаб-2 и Шехаб-3, ракет Скад-Б,Зульфакар-73, а также Z-30 и Фатх-110. По данным ТВ, все ракеты разработаны иранскими специалистами. С запуска ракет дальнего действия в Иране начались учения под кодовым названием "Великий пророк -2".

3 ноября - Соединенные Штаты не видят препятствий на пути сотрудничества России и Египта в сфере ядерной энергетики. Это явствует из ответов начальника пресс-службы госдепартамента США Шона Маккормака на вопросы журналистов на означенную тему, заданные на регулярном брифинге. Комментируя высказывания главы российского Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина, который ранее подтвердил намерение Москвы участвовать в тендере на строительство АЭС в Египте, американский дипломат заявил, что администрация Буша "поощряет развитие мирной ядерной энергетики в Египте или любом другом ответственном государстве". "Мы, безусловно, поддерживаем развитие мирной атомной энергетики ответственными странами", - повторил официальный представитель внешнеполитического ведомства США.

3 ноября - Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии". Документ призван минимизировать управленческие риски в атомной отрасли и не допустить снижения уровня ядерной и радиационной безопасности. Законопроект предполагает создание холдинга "Атомпром". Единую компанию планируется создать на базе предприятий гражданского атомнопромышленного комплекса. Холдинг объединит деятельность по всем этапам ядерно-топливного цикла - от добычи урана до строительства атомных электростанций в России и за рубежом.

3 ноября - Спецслужбы США закрыли доступ к интернет-сайту, на котором были размещены изъятые в Ираке документы режима Саддама Хусейна. Как говорится в заявлении директора по связям с общественностью офиса главы Национальной разведки США Чада Колтона, доступ был закрыт после статьи в газете Нью-Йорк Таймс. В ней военные эксперты указывали, что размещенные на сайте документы могут послужить руководством для изготовления ядерного оружия. На размещении изъятых иракских документов в Интернете в общедоступном режиме настаивали конгрессмены-республиканцы. Американское разведсообщество выступило против, но президент Буш поддержал инициативу конгресса, и в марте прошлого года офис директора Национальной разведки рассекретил миллионы страниц документов, преимущественно на арабском языке.

4 ноября - Иран не должен запускать промышленный каскад центрифуг для обогащения урана. В противном случае достичь урегулирования проблемы, связанной с иранской ядерной программой, не удастся. Такое мнение высказал глава МИД РФ Сергей Лавров. Качественный рубеж в урегулировании иранской ядерной проблемы "был бы перейден, если бы Иран запустил промышленный каскад центрифуг", сказал министр. "Если есть возможность избежать этой фазы развития кризиса и начать переговоры на компромиссных условиях без ущерба принципиальной позиции о ненанесении рисков режиму нераспространения, то будем готовы такой компромисс в рамках "шестерки" искать", - подчеркнул Лавров.

4 ноября - Состоялся функциональный пуск одного из двух атомных реакторов на ледоколе "50 лет Победы", сообщили в пресс-службе Минтранса РФ. "Все параметры в норме. 5 ноября начнется подготовка к пуску второго реактора", - сообщили в Минтрансе. По словам собеседника агентства, после запуска реакторов начнутся комплексные швартовые испытания, который пройдут в ноябре. "При положительном исходе испытаний ледокол будет готов уйти на ходовые испытания в Балтийское море", - отметили в пресс-службе.

4 ноября - Россия рассчитывает, что конкретная договоренность о возобновлении шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР будет достигнута до конца года. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Он выразил надежду, что "до середины ноября главы делегаций шести стран проведут первый контакт по проблеме КНДР в "формате шести". "Рассчитываю, что они договорятся о возобновлении самих шестисторонних переговоров до конца года", - сказал Лавров.

4 ноября - Россия согласится с проектом резолюции Совета Безопасности ООН по Ирану при условии, что предусмотренные меры будут иметь "ограниченный срок действия". Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. "Если мы сконцентрируемся на выработке мер, которые будут противодействовать поступлению технологий в Иран, то Россия может быстро согласиться с текстом резолюции по Ирану", - сказал министр. По его словам, в резолюции должно быть также условие, что "меры будут иметь четко ограниченный по времени срок действия и что в документе будет записано, каков механизм прекращения действия этих мер". "Мы хотим, чтобы в резолюции была отражена договоренность "шестерки" ни при каких обстоятельствах не закрывать двери для переговоров, - подчеркнул Лавров. - Мы готовы принимать меры в отношении Ирана, поэтому попытки упрекнуть нас, что мы отказываемся принять резолюцию, абсолютно не обоснованны".

5 ноября - Россия занимает реалистичную позицию по ядерной проблеме Ирана, заявляет иранский МИД. "Русские, по сравнению с другими государствами "шестерки", заняли более мягкую и реалистичную позицию (по Ирану), и Китай придерживается близкой к ним точки зрения", - заявил официальный представитель МИД Ирана Мохаммад АлиХоссейни. При этом он указал, что направление, по которому в целом двигается "шестерка" посредников (Россия, США, Китай, Франция, Германия и Великобритания), - это рассмотрение иранского "ядерного досье" в Совбезе ООН.

5 ноября - В Иране инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) посетили ядерные объекты в Натанзе и Исфагане. Как сообщило иранское информационное агентство ИРНА со ссылкой на осведомленный источник, два инспектора МАГАТЭ, прибывшие в Иран 3 ноября, осмотрели в частности недавно установленный второй каскад центрифуг по обогащению урана на объекте в Натанзе. По словам источника, сведения, собранные специалистами Агентства, будут использованы в докладе главы МАГАТЭ Мохаммеда Эльбарадея о состоянии ядерной программы Ирана, который он представит в Совете управляющих МАГАТЭ в конце ноября этого года.

7 ноября - США и Южная Корея не намерены признавать КНДР ядерной державой, несмотря на проведенное Пхеньяном 9 октября ядерное испытание. "Обе страны подтвердили, что они не могут признать Северную Корею ядерной державой", - говорится в заявлении, опубликованном по итогам встречи в Сеуле первого заместителя министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Ю Мен Хвана и заместителя госсекретаря США Николаса Бернса. Текст заявления опубликован на сайте внешнеполитического ведомства Южной Кореи. "Ядерное испытание Северной Кореи представляет серьезную угрозу для мира и стабильности не только на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии, но и во всем мире", - говорится в документе.

7 ноября - Босния и Герцеговина стала 136-ой страной, ратифицировавшей Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Как сообщили в штаб-квартире организации по ДВЗЯИ в Вене, 26 октября соответствующие верификационные грамоты сданы в депозитарий генерального секретаря ООН. Для того, чтобы договор вступил в силу, его должны ратифицировать 44 государства, которые обладают потенциалом создания ядерного оружия и перечислены в приложении к документу. Босния и Герцеговина не входит в этот перечень. На сегодняшний день из этого списка ДВЗЯИ ратифицировали только 34 страны, в том числе в 2000 году - Россия.

7 ноября - Российско-иранское СП по обогащению урана, скорее всего, не будет создано никогда, сообщил источник в атомной отрасли России. "Скорее всего, российско-иранское предприятие по обогащению урана никогда не будет создано, потому что ответ иранцев на российское предложение нас не устроил", - сказал источник. В настоящее время, по его словам, "российское предложение реально не обсуждается и на столе переговоров его нет". Собеседник агентства отметил, что предложение России Ирану по созданию СП для обогащения урана "было политическим жестом России". "Мы таким образом вытаскивали ситуацию в сфере иранской атомной программы из патовой", - отметил представитель атомной отрасли.

8 ноября - В Токио открывается двухдневный семинар Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по мерам предотвращения ядерного терроризма. В нем примут участие делегации Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Японии, Южной Кореи, КНР, Казахстана и Узбекистана. В качестве наблюдателей на заседание прибыли ученые и государственные чиновники из Австралии, Бразилии, Канады, Испании и США. Пленарное заседание откроет вступительной речью заместитель министра иностранных дел Японии Масакадзу Сэкигути, после чего прозвучат выступления на темы ядерной безопасности в ЮВА, необходимых мер против возможного распространения ядерного терроризма на региональных уровнях и по всему миру и перспектив ядерной безопасности до 2015 года.

8 ноября - Замоскворецкий суд Москвы отложил на 21 ноября слушания по делу экс-главы Минатома Евгения Адамова, обвиняемого в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Процесс отложен в связи с болезнью одного из подсудимых. "По закону, без подсудимого предварительные слушания состояться не могут", - пояснил журналистам адвокат Адамова Генри Резник. Ранее судебное заседание также откладывалось в связи с госпитализацией одного из обвиняемых.

8 ноября - В Вене проходит семинар по имплементации резолюции СБ ООН, нацеленной на борьбу с "черными рынками" оружия массового уничтожения. США считают резолюцию СБ ООН 1540, нацеленную на борьбу с "черными рынками" оружиям массового уничтожения, важной составляющей усилий по борьбе с терроризмом. Об этом заявил постоянный представитель США при международных организациях в Вене ГрегориШулте. "США продолжают рассматривать имплементацию резолюции 1540 в качестве жизненно важного элемента наших национальных и глобальных усилий в деле предотвращения распространения ОМУ, недопущения попадания этого смертельного оружия в руки террористов", - заявил он, выступая в Вене на семинаре Форума по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ "Значение резолюции СБ ООН 1540 и региональное сотрудничество".

8 ноября - Проблемные регионы с точки зрения распространения ОМУ находятся в непосредственной близости от границ России, заявил Владимир Путин на встрече с ветеранами ГРУ. "Сохраняется и острота проблем, связанных с распространением оружия массового уничтожения, - сказал Путин. - Расшатывание режима контроля за нераспространением представляет собой реальную угрозу для всего мира и для России. Тем более, что проблемные регионы находятся в непосредственной близости от наших границ". Он подчеркнул, что вопросом нераспространения ГРУ стало уделять повышенное внимание.

8 ноября - Владимир Путин констатирует рост угрозы появления дестабилизирующих вооружений - ядерных зарядов малой мощности и стратегических ракет без ядерных боеголовок.

8 ноября - Иран продолжит освоение мирных ядерных технологий, заявил духовный лидер и руководитель Исламской Республики аятолла Али Хаменеи. "Иранская нация со всей мощью и мудростью своего молодого поколения, способности которого растут изо дня в день, продолжает двигаться по своему достойному пути (освоения мирной ядерной энергии)", - цитирует слова лидера официальное информационное агентство ИРНА. По словам аятоллы Хаменеи, большинство стран "убеждены, что ядерная энергия должна перестать быть монополией нескольких претенциозных держав".

ДОКУМЕНТЫ

  • Документы Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма

Документы, принятые на встрече первоначальных участников Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма (Заявление о принципах, Положение по реализации и оценке), Рабат, 30-31 октября 2006 года. Пресс-центр МИД РФ. 1 ноября 2006

1908-01-11-2006

Неофициальный перевод с английского языка

Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма: Заявление о принципах

Участники Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма привержены следующему Заявлению о принципах в интересах развития возможностей для сотрудничества в целях решительной и систематической борьбы с ядерным терроризмом в соответствии с национальными законодательствами и обязательствами, которые они имеют по соответствующим международно-правовым инструментам, а именно по Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма, Конвенции по физической защите ядерного материала и ядерных установок, резолюциям 1373 и 1540 СБ ООН. Они призывают все страны, которые обеспокоены этой угрозой международному миру и безопасности, заявить о приверженности выполнять на добровольной основе следующие принципы:

- разрабатывать, если это необходимо, и совершенствовать системы учета, контроля и физической защиты ядерных и других радиоактивных материалов и веществ;

- укреплять физическую безопасность гражданских ядерных объектов;

- совершенствовать возможности по обнаружению ядерных и других радиоактивных материалов и веществ для предотвращения незаконного оборота таких материалов и веществ, в том числе по сотрудничеству в области исследования и разработки национальных возможностей по обнаружению, которые были бы оперативно совместимыми;

- совершенствовать возможности участников Инициативы по поиску, конфискации и установлению надежного контроля за незаконно удерживаемыми ядерными и другими радиоактивными материалами и веществами или устройствами, использующими их;

- не допускать предоставление укрытия, экономических и финансовых ресурсов террористам, стремящимся к приобретению или использованию ядерных и других радиоактивных материалов и веществ;

- обеспечивать достаточность адекватных соответствующих национальных законодательств и норм для применения соответствующей уголовной и, если это необходимо, гражданской ответственности в отношении террористов и тех, кто оказывает содействие актам ядерного терроризма;

- совершенствовать возможности участников по реагированию, ликвидации последствий и расследованию террористических атак с использованием ядерных и других радиоактивных материалов и веществ, включая разработку технических средств для распознавания ядерных и других радиоактивных материалов и веществ, которые использованы или могут быть использованы в инциденте; и

- содействовать обмену информацией, относящейся к борьбе с актами ядерного терроризма и его пособниками, принимая меры в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами для защиты любой информации, которой участники обмениваются в конфиденциальном, порядке.

Участники Глобальной инициативы признают роль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в области ядерной безопасности, которое было приглашено принять участие в Инициативе в качестве наблюдателя. Все участники выражают признательность МАГАТЭ за его деятельность в области ядерной физической безопасности. Участники рассчитывают, что МАГАТЭ внесет вклад в реализацию Инициативы, осуществляя уже ведущуюся им деятельность и предоставляя свой технический экспертный потенциал.

Государства - первоначальные партнеры разработают положения по реализации и оценке Инициативы с тем, чтобы содействовать ее эффективному осуществлению, в том числе способствуя предоставлению содействия участникам, которые могут попросить об этом, а также проведению соответствующих учений.

Они выражают намерение расширить участие в Глобальной инициативе путем приглашения других стран, которые разделяют общие цели Инициативы, активно привержены целям борьбы с ядерным терроризмом и поддерживают это Заявление о принципах.

Неофициальный перевод с английского языка

Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма

Положения по реализации и оценке

Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма открыть для всех стран, которые разделяют общие цели инициативы и активно привержены цели решительной и систематической борьбы с ядерным терроризом. Участие в этой Инициативе подтверждается путем одобрения государствами Заявления о принципах и направлением письменного уведомления об этом сопредседателям Группы по реализации и оценке (ГРО), которая учреждается настоящими положениями.

Цель

Оказание странам-участницам содействия в реализации Заявления о принципах Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма.

Сфера деятельности

Государства, участвующие в Глобальной инициативе, будут осуществлять конкретную деятельность по выполнению Заявления о принципах, исходя из добровольности участия в Инициативе в целом и ее отдельных компонентах и самостоятельной ответственности каждого участника за шаги, предпринимаемые по реализации Инициативы в рамках его юрисдикции, в том числе путем взаимовыгодного взаимодействия с работой, осуществляемой МАГАТЭ. Такая деятельность может включать:

• Поощрение других стран к одобрению Заявления о принципах;

• Совершенствование возможностей по борьбе с актами ядерного терроризма путем предоставления и получения, когда это необходимо, содействия партнеров с тем, чтобы ликвидировать имеющиеся пробелы в этих возможностях;

• Участие или проведение ситуационных учений экспертов для проверки возможностей, разработки новых оперативных концепций и усиления готовности, а также семинаров экспертов для обмена наилучшей практикой и разработки методов быстрого обмена технической и оперативной информацией между государствами-участниками при условии соответствующей защиты любой информации, которой участники обмениваются в конфиденциальном порядке;

• Обеспечение регулярного предоставления докладов о ходе выполнения Заявления о принципах соответствующими министерствами и ведомствами в пределах их компетенции (речь идет о внутренних докладах, которые готовятся государствами для собственных целей в соответствии с национальР1ыми процедурами и законодательством); и

• Рассмотрение и, если это необходимо, укрепление на регулярной основе соответствующего национального законодательства для выполнения Заявления о принципах.

Вся вышеупомянутая деятельность будет осуществляться при условии наличия ресурсов. При осуществлении конкретных мероприятий участники будут стремиться избегать ненужного дублирования международных программ.

Никакая деятельность в рамках Инициативы не затрагивает военные ядерные программы ядерных государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия. Равно как то, что никакая деятельность по Инициативе не затрагивает доступа к законному использованию ядерной энергии в мирных целях.

Функции и участие в ГРО

1. ГРО является координирующей структурой, созданной для оказания содействия в реализации этой Инициативы. Ожидается, что члены ГРО предпримут, если это необходимо, конкретные шаги по оказанию помощи другим государствам в реализации Заявления о принципах Глобальной инициативы. ГРО является неформальным совещательным органом государств-участников Инициативы для координации и организации деятельности, необходимой для ее осуществления.

2. Первоначальными членами ГРО являются Россия, США, Австралия, Канада, Китай, Франция, Германия, Италия, Япония, Казахстан, Турция и Великобритания. МАГАТЭ приглашается к участию в ГРО и в реализации Инициативы в качестве наблюдателя. Состав ГРО будет адаптироваться для обеспечения его большей представительности в интересах содействия всеобъемлющей реализации Инициативы.

3. Первоначальными сопредседателями ГРО являются Россия и США. Ожидается, что участники ГРО внесут свой вклад в разработку Плана работы, а также эффективных мер по содействию участникам Инициативы в осуществлении Заявления о принципах. План работы - постоянно обновляемый документ, и сопредседатели будут распространять План работы по мере его обновления по назначенным контактным пунктам участников Глобальной инициативы.

4. Члены ГРО призываются участвовать в деятельности по расширению числа участников Инициативы. Члены ГРО будут работать с частным сектором с целью содействия выполнения Заявления о принципах.

5. Члены ГРО призываются участвовать в двусторонних и региональных мероприятиях в поддержку Заявления о принципах.

Обязанности государств-участников Инициативы

1. Ожидается, что участники предпримут инициативные шаги по борьбе с угрозой ядерного терроризма и будут работать с целью обеспечения активного участия в Инициативе всех государств, которые одобрили Заявление о принципах.

2. Участники будут стремиться к тому, чтобы были выделены соответствующие людские и материальные ресурсы для выполнения Инициативы, а также обеспечивать участие оперативных и технических экспертов - сотрудников соответствующих министерств и ведомств, имеющих соответствующие оперативные, технические знания и навыки, знания в области регулирования ядерной безопасности (например, из министерства обороны, энергетики, внутренних дел/безопасности, финансов, юстиции и т.д.), для участия в деятельности в рамках Инициативы в соответствии с Планом работы и по согласованию со страной, организующей те или иные виды деятельности по Инициативе.

3. Участники будут добиваться обеспечения соответствующего предоставления ресурсов в рамках их возможностей для поддержания активного графика технических встреч и оперативных учений.

4. Участники будут информировать сопредседателей ГРО и поддерживать работу назначенных ими контактных пунктов. Эти контактные пункты должны быть известны и другим участникам Инициативы и могут включать экспертов из соответствующих министерств и ведомств.

1 ноября 2006 года

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Глобального партнерства iconПрограмма Глобального партнерства
У большинства стран нет возможности рассуждать самостоятельно, будет ли у них ядерная энергетика

Программа Глобального партнерства iconПрограмма развития ООН проект проон, Глобального Водного Партнерства и Правительства Норвегии
Анализ текущей ситуации используемой практики иувр и эффективного использования воды в Казахстане

Программа Глобального партнерства iconПрограмма Глобального партнерства
Более того, Советский Союз ни в коей мере не причастен к другим программам иракского оружия массового уничтожения, таким как ядерная,...

Программа Глобального партнерства iconПрограмма Глобального партнерства
Европы, относительной простотой перебазирования некоторых средств на территории этих стран, а также возможностью продажи им современных...

Программа Глобального партнерства iconПрограмма Глобального партнерства
Все это сегодня в работе, российская и американская сторона не видит в этом особых проблем, проблемы эти решаемы и решаемы в целом...

Программа Глобального партнерства iconПрограмма Глобального партнерства
Сохранение потенциала стратегических сил сдерживания является важнейшим элементом выполнения решений Совета безопасности России по...

Программа Глобального партнерства iconПрограмма Глобального партнерства
Размещение оружия в космосе привело бы к подрыву существующей структуры договоренностей по ограничению вооружений, прежде всего ракетно-ядерных,...

Программа Глобального партнерства iconПрограмма Глобального партнерства
Россия является принципиальным сторонником создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ому, в том числе ядерного оружия. Не раз...

Программа Глобального партнерства iconПрограмма Глобального партнерства
Сегодня мы не можем полностью исключать вероятность попадания расщепляющихся материалов, в том числе высокообогащенного урана и плутония,...

Программа Глобального партнерства iconПрограмма Глобального партнерства
Россия сейчас активно участвует в этой важнейшей области деятельности, включая работу Группы контртеррористических действий, в рамках...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru