Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова»




Скачать 100.1 Kb.
НазваниеУрок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова»
Дата публикации19.08.2013
Размер100.1 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Философия > Урок
Бондарева С.И.

Урок русского языка в третьем классе

Тема: « Понятие об окончании и основе слова»

Цель урока: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова.

Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове окончания и основы; составление предложений из слов в начальной форме; способствовать сознательному наблюдению за своей речью, обеспечить развитие своей устной речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыка Чайковского, карточки с заданиями, тесты по русскому языку у каждого ребенка.


Этап урока

Структурный компонент урока


Содержание урока


Вид результата


Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Предметный

Метапредмет

ный

Личностный

1.

Организационный момент.

-Ребята, какое время года наступило? (Слайд 1).Какое настроение оно у вас вызывает? (Слайд 2).

Зима.
Веселое, радостное.







+

2.

Целеполагание и мотивация.

Три человека сейчас будут работать по карточкам. А остальные будут играть в игру «Лови ошибку». Вам дается несколько правил, одно из которых неверное. Найдите его и докажите его ошибочность.

1) Корень – это значимая часть слова.

2) Корень – это главный член предложения.

3) Корень – это главная значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

-Откройте учебник на странице 121, прочитайте название раздела.
-Что уже вам известно?

-Над чем задумался Афанасий?

-Какие предположения мы можем сделать?

-Мы продолжаем знакомиться с составом слова. Вы узнаете сегодня на уроке, что такое окончание и основа.

Карточки: (слабые учащиеся) учащиеся должны записать ряд однокоренных слов с корнями вар(ит), лес,

вод(а).

Находят ошибку. Доказывают ее ошибочность.
Открывают учебник, читают название.

-Части слова: корень, приставка, суффикс.

-Что такое окончание и основа.

Это тоже части слова, окончанием заканчивается слово.


+







3.

Актуализация.

На минутку чистописания запишите буквы и предложения: (слайд 3)

Над землею тучи серые шатром,

На земле снега пушистые ковром. (Л. Мей)

- О каком времени года говорится? Докажите. Обозначьте орфограммы. Взаимопроверка. (Слайд 4).

А сейчас я буду вам читать стихотворения, а вы будете записывать в тетрадь только словарные слова, которые встретились в тексте. (Слайд 5).

1.Декабрь пришел-

наступила зима…

Вновь снежные шапки одели дома,

А ты наблюдай и внимательней будь,

Да все в календарь

Занести не забудь.

2. Чтоб в холода не заболеть,

Не стоит на морозе петь.

Если сыплет снег с дождем.

Иди-ка в школу под зонтом.

3. Листья облетели,

Холода опять,

В это время лучше

Книжки почитать.

4. За окошком ветер злится.

Не забудь-ка утеплиться.

5. Не забудь про витамины,

Чай с лимоном да с малиной. (Слайд 6).
Проверка работ учащихся по карточкам. (Слайд 7).

А теперь поиграем в игру: «Кто больше знает слов?» Послушайте стихотворение «Всюду снег».

Двор весь заснеженный ярко блестит,

снежная крепость в нем смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метелкой стоит снеговик.

Снега излишки увез грузовик.

К елке готовим снежинки, фигурки,

Ставим спектакль мы веселый Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне.

Но вот подснежники видим во сне.

-Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Докажите (Слайды 8,9).



Записывают буквы и предложения в тетрадь.

По очереди комментируют слова и записывают в тетрадь: декабрь, календарь, мороз, опять, ветер, витамины, лимон, малина.

Зачитывают слова, проверяют.
Читают стихотворение вслух.

Называют ряд однокоренных слов: снежная, снежки, снеговик, Снегурка, подснежники.

+

+

+







4.

Первичное усвоение учебного материала.


(Слайд 10, 11).

а) Работа под руководством учителя.

-Допишите слова так, чтобы получилось предложение: (Слайд 12)

Мам_ слушает дочк_.

-Прочитайте полученные предложения .

-Объясните смысл каждого предложения. Почему он изменяется? Сравните буквы, которые вы вставили в первом слове, в третьем слове.

-Мама и маму – это однокоренные слова? А дочка и дочку? (Слайд 13)
Измените последнюю букву на другую. Вы получили новое слово?

-Как называется эта изменяемая часть слова?

-Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила на стр. 122.

-Интересно, для чего слову нужно окончание? При помощи приставки и суффикса образуются новые слова. Какую роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос.



Записывают предложения, вставляя окончания.
Мама слушает дочку.

Маму слушает дочка.


Нет, это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении.

Нет.
Высказывают предположения

+







5.

Осознание и осмысление учебного материала.


Работа с деформированным текстом. (Слайд 14)

Ночь, ударять, сильный, мороз.

Пушистый, снежинка, падать, на земля.

-Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Слайд 15).


Прочитайте слова второй строчки. (Слайд 16)

-Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? Составьте и запишите предложение.

Пушистые снежинки падали на землю.

-Почему же вы изменяли окончания слов? (Слайд 17).

-Так для чего служит окончание?

-Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.

-В слове есть изменяемая часть – это …(окончание), а оставшаяся часть – неизменяемая. Это… (основа).

-Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа. Выделите окончания и основу в записанных словах.

-Прочитайте вопрос под рамкой на стр. 122. Кто может ответить?

Нет. Слова между собой не связаны.
Изменить окончания.

Составляют первое предложение: Ночью ударил сильный мороз.

Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.
Для изменения слова и связи слов в предложении.

+

+




6.

Первичное закрепление учебного материала.

а) Рассмотрите рисунок. Прочитайте, как вы думаете, это одно и то же слово с разными окончаниями или три разных слова? (Слайд 18). Объясните свою точку зрения.

б) Прочитайте. Что написано в каждом столбике – одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать? (Слайд 19).

в) Отвечаем на вопросы из учебника на стр. 123

-Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?

-Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

-Как найти в слове окончание?

А сейчас проведем гимнастику для глаз. (Слайды 20-27)

Прочитайте, как А.С.Пушкин рисует картину зимнего утра? (Слайд 28) 1 группа учащихся списывает, вторая группа – списывает и

и обозначает окончания в выделенных словах. Как вы будете искать окончание?

Отделите основу от окончания значком ________.

Третья группа учащихся спишите, поставьте ударение, обозначьте орфограммы в словах и между словами.
Прочитайте. Догадайтесь, какие окончания пропущены. (Слайд 29)

Спишите по вариантам ( 1 вариант - 1 строфа, 2 вариант- 2 строфа).

Выделите окончания.

В каком слове окончание нулевое?

Обозначьте знакомые орфограммы. Взаимопроверка. (Слайд 30).


Читают:

про снеговика

к снеговику

со снеговиком

снег Снегурка

без снега у Снегурки

к снегу Снегурке

за снегом со Снегуркой

о снеге о Снегурке

Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.

Предлагают варианты ответов на третий вопрос.

Выполняют физминутку «Лови снежинку»

(следят под музыку за движениями снежинки глазами).

Читают вслух:

Зимнее утро.

Под голубыми небесами Прозрачный лес один чернеет,

Великолепными коврами, И ель сквозь иней зеленеет,

Блестя на солнце, снег лежит;

И речка подо льдом блестит.

Зимн_ холод_ пахнуло

На пол_ и на лес_.

Ярк_ пурпур_ зажглися

Пред закат_ небес_.

Ночь_ бур_ бушевал_,

А с рассвет_ на сел_,

На пол_, на сад_ пустынн_

Перв_ снег_ понесло…

Записывают по вариантам. Обозначают знакомые орфограммы. Проверяют.



+


+

+


+

7.

Домашнее задание.

Дома выучите определения на стр. 122, 123.

И выполните упр. 1, стр. 138.













8.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Откройте тесты на стр. 40. выполните задания 22 и 23 по вариантам: отметьте знаком «плюс» слова с нулевым окончанием. (Слайд 31,32)

Ответьте кратко: «да» или «нет»: (Слайд 33).

- Окончание – часть слова ?

-Окончание - изменяемая часть слова ?

- Окончание – часть основы?

- Окончание – служит для связи слов в предложении?

-У одного и того же слова могут быть разные окончания?

- С помощью окончания образуются новые слова?

-Что такое основа слова? Приведите примеры.

(Слайд 34).

Скоро Новый год, а вы написали письмо Деду Морозу? (Слайд 35).

Выполняют задания в тестах.

Проверяют.

Отвечают очень быстро да или нет.

+





+



+

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок русского языка в 5 классе Тема урока: «Лексическое значение слова. Словари»
Активизировать полученные знания о лексике. Закрепить понятие «Лексическое значение слова». Продолжить знакомство с толковыми словарями...

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: Корень. Однокоренные слова
Цель урока: формирование представления об однокоренных словах и корне слова как основной, значимой части слова, способствовать осознанию...

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: Слово и формы этого слова. Родственные слова
Задачи добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями, а родственные слова...

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок русского языка в 3 классе по теме «повторяем состав слова»
Урок русского языка в 3 классе по теме «повторяем состав слова» с использованием технологий морфемного чтения и письма

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Знакомься: другие части слов!»
Сформировать понятие о приставках и суффиксах как о частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную функцию

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема урока: «Речевой этикет: слова...
Активизирование полученных на уроках знаний по речевой культуре, умение применять их в жизни

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок №2 Урок французского языка в третьем классе Тема: «La rentree!»
Обучение навыкам говорения, умения представиться, назвать свой возраст, в каком классе учишься, а также задать вопросы о этом

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок русского языка в 5 классе тема: Однокоренные слова: их смысловое...
Обобщение навыков обоснованно выделять морфемы, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: Состав слова. Окончание
Воспитывать терпимость друг к другу, аккуратность, бережное отношение к школьному имуществу

Урок русского языка в третьем классе Тема: «Понятие об окончании и основе слова» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Корень. Однокоренные слова
Развивать речь, память, внимание, умение сравнивать и обобщать, работать в группе


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru