Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу




Скачать 473.62 Kb.
НазваниеПрограмма для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу
страница1/4
Дата публикации23.07.2014
Размер473.62 Kb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4
Правительство Москвы

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Общеуниверситетская кафедра философии

ФИЛОСОФИЯ

Программа для студентов

Москва

2007

УДК 1

ББК 87р301

Ф 56
Печатается по решению

Редакционно-издательского отдела МГПУ
Работа рекомендована к печати

Научно-методическим советом МГПУ
Составители:
Бессонов Б.Н.(темы: 1, 6), Бирич И.А.(темы: 8, 10), Кондратьев В.М.(темы: 5, 11), Михайлов В.В. (тема 13), Огородников Ю.А.(темы: 14, 15), Подкосов Д.П.(тема 2), Рачин Е.И. (тема 7), Сергеева О.А.(темы: 3, 12), Туйцын Ю.В.(темы: 4, 9).

Под редакцией:

проф. Б.Н. Бессонова

проф. И.А. Бирич

проф. О.А. Сергеевой


Рецензенты:

доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Е.Л. Петренко, начальник управления планирования и координации научно-исследовательских работ МГПУ, доктор педагогических наук Р.Г. Резаков


Ф 56 Философия. Программа для студентов / Под ред. Б.Н. Бессонова, И.А. Бирич, О.А. Сергеевой. – М: МГПУ, 2007. – 44 с.
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Философия» подготовлена в соответствии с государственным стандартом для высшей школы. Данная программа входит в соответствующий Учебно-методический комплекс, подготовленный на кафедре философии для студентов, обучающихся по образовательным программам, готовящих как бакалавров, так и специалистов. Кафедра считает, что предмет «Философия» носит универсальный характер, тем более, что он везде читается в объеме 100 часов, из них 50 часов аудиторных (лекции и семинарские занятия). Программа рекомендована для всех факультетов, в то же время она предусматривает специфику факультета: его математический, естественнонаучный или гуманитарный профиль. В зависимости от факультета отдельные темы могут читаться как в объеме 2-х, так и 4-х часов, или же две темы могут быть объединены в одной лекции.

В предложенной программе по философии отсутствуют очень важные для ее целостного восприятия темы, такие как «Логика» и «Этика». Логика и этика являются самостоятельными философскими дисциплинами, программы по ним на кафедре издавались в 2004 и 2006 гг. и будут еще переиздаваться. Эти дисциплины входят в учебный план многих факультетов отдельно от философии, они также могут читаться как курсы по выбору из цикла гуманитарных, социологических и экономических дисциплин. Для педагогического вуза это очень важное уточнение.

Итоговый контроль по курсу предполагает экзамен. В результате освоения программы студенты должны:

  • иметь представление об основных проблемах философии как формы целостного понимания мира, его структурной сложности и в то же время взаимообусловленности;

  • знать исторические этапы становления философии, основные имена;

  • уметь ориентироваться в главных философских направлениях современности;

  • разбираться в различных методологических подходах к познанию мира;

  • применять законы мышления в решении сложных проблемных ситуаций;

  • укрепить основы собственного мировоззрения.


Программа состоит из двух разделов, включающих в себя 15 тем. К каждой теме прилагаются ключевые понятия, проблемы для обсуждения на семинарских занятиях, темы для докладов и рефератов, а также список литературы, в основном, ориентированный на фонды библиотеки МГПУ.

Учебно-тематический план




Название темы

Часы




Раздел 1. История философии




1.

Философия как способ познания и осмысления мира

2

2.

Философия Индии и Китая

2

3.

Античная философия

2-4

4.

Европейская философия в Средние века

2

5.

Философия Нового времени (ХVП-ХVШ вв.)

2

6.

Классическая немецкая и марксистская философия

2-4

7.

Западная философия ХIХ и ХХ веков

2

8.

Русская философия

2-4




Раздел П. Фундаментальные проблемы философии




9.

Учение о бытии (онтология)

2

10.

Философская антропология

2-4

11.

Теория познания (гносеология)

2-4

12.

Философия истории

2

13.

Социальная философия

2

14.

Эстетика в системе философии

2

15.

Философия образования

2



Рекомендованные учебники по философии, имеющиеся в ФБ МГПУ:

  • Бессонов Б.Н. Философия. Курс лекций: Учебное пособие. – М., 2002.

  • Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2-х частях / Под ред. И.Т. Фролова – М., 1990.

  • Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М., 2006.

  • Дидактические материалы по философии / Под ред. Н.П. Пищулина и

Огородникова Ю.А. – МГПУ, 2004.
Хрестоматии по философии, имеющиеся в ФБ МГПУ

  • Антология гуманной педагогики: В 50-ти тт. – М., 1996-2005.

  • Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону, 1996.

  • Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов. – Симферополь, 1996.

  • Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов: В 3-х частях. – М., 1997, 1998, 2001.


РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА
Предмет и специфика философского знания. Социальные и гносеологические предпосылки зарождения философии. Структура философского знания (онтология, гносеология, антропология, социальная философия, аксиология, эстетика, этика, логика). Философия и мировоззрения. Философия и религия. Философия и мифология. Философия и искусство. Философия как методология мышления и практической деятельности. Социальные функции философии. Исторические этапы развития философии.
Проблемы для обсуждения на семинарском занятии:

  1. В чем специфика философского способа познания и осмысления мира и человека?

  2. Какова структура философского знания?

  3. Что общего у философии и мифологии, философии и религии, философии и искусства, философии и науки, и в чем их различия?

  4. Исторические этапы развития философии. Их основные характеристики.


Литература:

    • Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. – М., 2006.

    • Бибихин В. Язык философии. – М., 1993.

    • Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

    • Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

    • Путь в философию: антропология. – М., 2001.

    • Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

    • Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

    • Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.


Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ИНДИИ И КИТАЯ
Популярная схема «столбовой дороги» философии (от греческой к европейской); ее ущербность. Понятие локальной философской культуры: ее ведущая тенденция (идея), сверхрациональные и рациональные слои. Философские культуры Индии, Китая – живые, с богатым прошлым, с большим потенциалом развития. Их мифологические и религиозные основания, основные направления, ступени развития, словарь, классика. Своеобразие и неполная переводимость основных категорий индийской и китайской культур.
Проблемы для обсуждения на семинарском занятии:

  1. Концепция сансары и перевоплощений.

  2. Карма человека и пути освобождения.

  3. Буддизм о страдании-разочаровании и нирване.

  4. Китайская космология: небесные и земные перемены.


Ключевые понятия: Философская культура, её понятийное ядро, ведущая идея. Веды, Брахман, Атман, пуруша, пракрити, дхарма, сансара, майя, карма, мокша, нирвана, йога. Дао, Небо, Великий предел, ци, инь-ян, у син (пять энергий), дэ (благодать), триграммы и гексаграммы, жэнь, небесное поручение.
Темы для докладов и рефератов

  1. Циклы проявления и растворения миров в индийской понимании.

  2. На чём основаны идеи перевоплощения человека?

  3. Индийская традиция о строении и ступенях эволюции Вселенной.

  4. Судьба человека в категориях кармы, перевоплощения и освобождения.

  5. Веданта и новый индуизм XIX–XX вв.

  6. Буддийская проповедь о «четырёх благородных истинах».

  7. Даосизм, его научно-магическая традиция и учение о бессмертии. Конфуцианство о «благородном муже» и верховной власти.

  8. «Книга перемен» и методология китайской мысли.

  9. Конфуцианство в истории и культуре Китая.

  10. Восприятие индийских и китайских концепций в российской культуре.

  11. Причины возрождения древних научных направлений.


Литература:

    • Бхагаватгита. – М., 1990.

    • Голыгина К.И. «Великий Предел». Китайская модель мира в литературе и культуре. – М., 1995.

    • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. – М., 1996.

    • Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. – М., 1994.

    • Конфуций. – М., 1996. (Антология гуманной педагогики).

    • Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. – М., 1983.

    • Лао-Цзы. – М., 2004. (Антология гуманной педагогики).

    • Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

    • Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао-дэ цзин». – СПб, 1999.

    • Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. – М., 1994.



Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Периодизация античной философии. Протофилософия. Досократики. Классический период, эллинистически-римская философия. Основные школы античной философии. Античные философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид, Зенон, Протагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Зенон из Китиона, Хрисип, Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека, Пиррон.
Проблемы для обсуждения на семинарском занятии:

  1. Мифология и философия как формы мышления.

  2. В чем особенность античной натурфилософии.

  3. Предмет философии по Сократу. Метод майевтики.

  4. В чем суть учения Платона. Платоновский мир идей. Учение об обществе и государстве.

  5. Аристотель: учение о четырёх первопричинах, учение о душе, учение о государстве, этика.


Ключевые понятия: субстанция, апейрон, форма, материя, энтелехия, майевтика, апории, золотое правило морали, золотая середина, мера, гностики, агностицизм, метафизика, натурфилософия.
Темы для докладов и рефератов:

  1. Основные положения философии Пифагора.

  2. Основные положения концепции атомизма Демокрита.

  3. Элеаты. Понятие «бытие». Апории Зенона.

  4. Учение о государстве Платона.

  5. Почему учение о государстве Платона называют утопией?

  6. Каков вклад Аристотеля в развитие науки?

  7. Что такое диалектика в понимании античных философов?

  8. Учение о человеке и государстве Аристотеля.

  9. Основные философские постулаты школ киников и стоиков.

  10. Эпикуреизм.

  11. Стоицизм.

  12. Скептицизм.

  13. Филон Александрийский и Плотин.

  14. Диоген Синопский.

  15. Этика Сократа, Аристотеля, Сенеки, Эпикура.



Литература


    • Аристотель. – М., 2004. (Антология гуманной педагогики)

    • Асмус В. Античная философия. – М., 1998.

    • Богомолов А. Античная философия. – М., 1985.

    • Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.

    • Лурье С. Демокрит. – М., 1970.

    • Мень А. На пороге Нового Завета. – М., 2004.

    • Нерсесянц В. Сократ. – М., 1989.

    • Платон. – М., 2001. (Антология гуманной педагогики)

    • Степанова А. Философия древней стои. – СПб., 1995.

    • Трубецкой С. Курс истории древней философии. – М., 1997.

    • Чанышев А. Философия Древнего мира. – М., 1999.



Тема 4. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Возникновение христианского мировоззрения. Гностицизм и манихейство. Идейные истоки христианства. Апологетический период христианского вероучения.

Философские идеи Библии. Средневековая философия как синтез библейского учения и античной мудрости. Патристика: восточная и западная. Теизм и пантеизм в учениях средневековых мыслителей. Книга Августина Блаженного «О граде божием».

Этика христианства. Проблема соотношения души и тела. Эсхатологические представления христианского учения. Смысл жизни и смерти человека. Гносеологическое учение: взаимоотношение разума и веры, свобода воли в познании. Познание как богоуподобление.

Специфика средневековой схоластики. Доказательства бытия Бога. Полемика реализма и номинализма по вопросу об «универсалиях». Концептуализм П. Абеляра. Креационизм и апокалипсическое учение христианства.

Кризис христианского мировоззрения и раскол церкви. Различие философских идей православия, католицизма, протестантизма. Теология Фомы Аквинского – христианизация концепции Аристотеля. Богословие византийских мыслителей – христианизация концепции Платона. Философские основы религиозной Реформации. Философия гуманизма эпохи Возрождения.

Христианское и гуманистическое мировоззрение в современном обществе.
Проблемы для обсуждения на семинарском занятии:

  1. Библия – источник христианского мировоззрения и европейской философии Средних веков.

  2. Онтологические идеи христианской религии.

  3. Средневековая философия о несовершенстве и богоподобии человека. Этика христианства и теодицея.

  4. Проблема соотношения общего, особенного и единичного в схоластике средневековых мыслителей.

  5. Характерные черты философии эпохи Возрождения.


Ключевые понятия: религия, монотеизм, христианство, дух, бог, вера, разум, воля, душа, грех, святость, рай, ад, страшный суд, патристика, апологетика, схоластика, теология, креационизм, эсхатология, православие, католицизм, протестантство, теизм, пантеизм, универсалии, номинализм, реализм, триединство, геоцентризм, гуманизм.
Темы для докладов и рефератов:

  1. Сущность религиозного креационизма.

  2. Догматизм и традиционализм в христианском миропонимании.

  3. Фундаментальные библейские идеи философского значения.

  4. Понятия веры, разума и мудрости в христианской философии.

  5. Концепция двух истин в средневековой философии.

  6. Значение человеческой жизни в свете христианской эсхатологии.

  7. Античный и христианский аскетизм.

  8. Смысл феноменов души, духа и духовности в телеологическом учении христианства.

  9. Религиозные взгляды на природу и человека как творения бога.

  10. Специфика эстетического отношения к миру в Средневековье и в эпоху Возрождения.

  11. Что возрождается в эпоху Возрождения?

  12. Гуманисты Возрождения о творческой сущности человека.


Литература:

  • Августин Блаженный. – М., 2002. (Антология гуманной педагогики)

  • Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М., 1995.

  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

  • Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

  • Иисус Христос и его ученики. – М., 1996. (Антология гуманной педагогики)

  • Иоанн Лествичник: Отцы Церкви о природе человека и ее совершенствовании. – М., 2002. (Антология гуманной педагогики)

  • Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч.: В2-х тт. – М., 1979-80.

  • Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

  • Монтень М. – М., 2002. (Антология гуманной педагогики)

  • Неретина С.С. Формирование средневековой философии. – М., 1991.

  • Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconПрограмма рекомендована к печати Научно-методическим советом гоу...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconРоссийской Федерации Мурманский государственный педагогический университет...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconРоссийской Федерации Мурманский государственный педагогический университет...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconМетодические указания по написанию и оформлению научно-исследовательских...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconЛитература и примечания
Печатается по решению редакционно-издательского отдела Карачаево – Черкесского государственного педагогического университета

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconН. Л. Вершинина Д. И. Фонвизин в школе Конспекты уроков и методические рекомендации Псков
Печатается по решению редакционно-издательского отдела Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности...
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского педагогического университета

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconУченые записки мгпу. Общественные науки; Сборник научных статей /...
Цылев В. Р. Предпочтения молодежи в трудовой деятельности (по материалам социологического исследования) // Молодежь в глобализируемом...

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconИнформатика в задачах
Печатается по решению редакционно издательского совета Вятского государственного педагогического университета

Программа для студентов Москва 2007 удк 1 ббк 87р301 ф 56 Печатается по решению Редакционно-издательского отдела мгпу работа рекомендована к печати Научно-методическим советом мгпу iconМалого этноса
Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru