Скачать 447.31 Kb.
|
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека». Тип урока: повторительно-обобщающий Вид урока: практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др. Цели урока: Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28 А12-17(орфография), В 1, В 2, В3, элементы части С. Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся; Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств. Методические цели: - индивидуализация и дифференциация процесса обучения; -осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности; -осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся. Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции: - понимать читаемый текст, - определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, - аргументировать свою точку зрения, - строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, - отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. -лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; - языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм; - коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; - интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов. Задачи урока:
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ: Орфоэпическая разминка Лексико-орфографическая работа Тренинг Творческая работа Тест Задание «Оратор», «Корректор» Слайд-диктант Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная Комплексный анализ текста Подведение итогов урока Домашнее задание Методы работы:
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ. Оборудование: Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал. Л.И. СКВОРЦОВ. ЭКОЛОГИЯ СЛОВА.- М.: 1996 РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / карточки с заданиями/ СХЕМА «Секреты хорошей речи»: ЯСНОСТЬ, ТОЧНОСТЬ, КРАТКОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. ХОД УРОКА. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. А. Н. Толстой 1.Организационный момент. Введение в тему. 1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи. -Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Грамотная речь как показатель культуры человека. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой. - Как вы понимаете слова известного русского писателя? - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости-директора школ района. Ключевые слова темы их семинара «…формирование позитивного имиджа ОУ». - Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.). -Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно? - Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.
2) Отчет выпускника о результатах социологического опроса среди 10-11 классов о культуре речи. - Токарева Татьяна провела собственное расследование, социологический опрос среди 10-11 классов. Она искала ответ на вопрос: «Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» Что же получилось? (Ученик называет результаты исследования.) 3)Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися. - Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ. -Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания). -Молодцы. Продолжим работу. Пожалуйста, Саша Зименс.. 2. Работа по теме урока. 1)Орфоэпическая разминка (заранее подготовлена сильным учащимся, который проводит ее.) Саша: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение). Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый (правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый). Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу. Слово учителя: - Ребята, вы сейчас уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях, которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются и в заданиях А11,13,14,15 ЕГЭ и на уроках. Маша составила слайд-диктант из таких слов, который она проведет с вами. 2) Слайд-диктант (заранее подготовлен и проводится учащимся ). Учащийся объясняет условия проведения слайд-диктанта. Маша: Я напоминаю Вам условия работы. На экране слайд со словом и рисунком. Вы должны записать слово в тетрадь орфографически верно, и, если рисунок правильно объясняет лексическое значение данного слова, то рядом со словом ставим «+». В случае несовпадения значения слова с изображением на рисунке, вы записываете слово орфографически верно, но рядом с ним ставим «-». (Показывает по 1 слайду, учащиеся записывают.) Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга. (Выводит на экран слайд «Проверь соседа по парте».) Оцените друг друга. (Выводит на экран слайд «Критерии оценки».) Спасибо за работу. 3) Слово учителя. - Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на слайде) Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. -А к мнению Гоголя? Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего. - Трудно? - Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин. 4)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 1 группа - в роли учителя русского языка, (зад. А 3,А 30 ЕГЭ) 2 группа – в роли лингвиста. Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ. 1 группа. Задание: Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа. КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)
( употребление слова в несвойственном ему значении).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА. Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/. Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними. II группа. Задание: Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель? Карточка – текст / на проекторе для всех/ 1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/ 2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/ 3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/. ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта. / В ЕГЭ А 30/. 5)Группы представляют результаты своей работы (3-5 мин). Комментарии учителя. -Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»? Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего» Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. - В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей». - Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку? 6) Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь» - Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст. Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве. (1 уч-ся выразительно читает стихотворение наизусть) Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни. 7)Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам (5 мин.). На уроке работают три группы: |
![]() | Цель урока: Обобщить полученные знания, уметь применить их на практике, привить любовь к родному краю | ![]() | Цель урока: Обобщить полученные знания, уметь применить их на практике, привить любовь к родному языку |
![]() | Имя числительное (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических) | ![]() | Время проведения: пятый урок, отведенный на изучение темы «Коммуникационные технологии» |
![]() | Тип урока: комбинированный урок (повторительно-обобщающий, отработки умений и навыков) | ![]() | Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний |
![]() | Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях политической жизни страны в 1953-1964 гг., сути и характере социально-экономических... | ![]() | Цели урока: обобщение материала о столице страны изучаемого языка, развитие навыков устной речи, систематизация изученного материала,... |
![]() | Учитель русского языка и литературы Горина Людмила Николаевна, моу сош №23 села Воронцовка мо ейский район, Краснодарский край | ![]() | Тип урока: повторительно-обобщающий по разделу «Древний Восток» в форме исторической игры для учащихся 5-х классов |