Скачать 268.83 Kb.
|
![]() ![]() ![]() Комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Экспертное заключение По результатам экологической экспертизы проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» 1. Общие сведения На рассмотрение рабочей группы экспертов в составе: Кириленко А., эксперт по проведению экологической экспертизы нормативных правовых актов, член Ассоциации юристов Кыргызстана, координатор программ Экологического Движения «БИОМ». Сатыбекова Б., Директор Регионального Экологического Центра в Кыргызстане Домашова И., эксперт по проведению экологической экспертизы нормативных правовых актов, член Ассоциации юристов Кыргызстана, координатор программ Экологического Движения «БИОМ». Исабековой И. сотрудника НПО «Результат» с приложением следующих материалов: а) обязательных:
б) дополнительные:
2. Вводная часть Вид экспертизы: Экологическая экспертиза Основания проведения экспертизы: Закон КР «О нормативных правовых актах», Стандарты проведения специализированных видов экспертиз проектов законов в Жогорку Кенеше. Объект экспертизы: Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» (далее по тексту Проект) Дата, место и период проведения экспертизы: г. Бишкек, 20.10.12 – 20.11.12 2. Аналитическая часть Согласно Конституции Кыргызской Республики (ст. 12 п. 5) земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса являются исключительной собственностью Кыргызской Республики, используются в целях сохранения единой экологической системы как основы жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства. Земля также может находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности, за исключением пастбищ, которые не могут находиться в частной собственности. Также в статье 48 отмечено, что: п. 1. «Каждый имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду.», п. 2. «Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования». Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает финансирование мероприятий по охране окружающей среды производится за счет: республиканского и местных бюджетов (статья 34) . Статья 40 данного Закона устанавливает Компетенцию Правительства Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды, а именно: организация разработки концепций, утверждение, финансирование, реализация и контроль за осуществлением республиканских, межрегиональных, межгосударственных программ и планов по охране окружающей среды; утверждение порядка экологического страхования и использования фондов экологического страхования. Данные нормы Конституции и Закона призваны служить гарантией того, что Правительство Кыргызской Республики при планировании государственного бюджета обязательно должно отдельной строкой предусматривать финансирование охраны окружающей среды. Проанализировав проект Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы», а также сопровождающие его документы, рабочая группа экспертов пришла к следующим выводам: В период перехода к рыночным отношениям наблюдается тенденция снижения государственных расходов на охрану окружающей среды. Так, если в 2009 году эти расходы составляли 607 миллионов сомов, то в 2012 году их сумма составила всего 420 миллионов сомов. В процентах к ВВП расходы на окружающую среду характеризуются устойчивой тенденцией к снижению с 0,21% в 2009 году до 0,13% в 2012 году. ![]() Динамика расходов на охрану окружающей среды за 2009 – 2011гг. (тыс. сом) ![]() В результате правовой оценки решения государством вопросов бюджетного природоохранного финансирования в названных объемах обоснован вывод о том, что им не обеспечивает экономический механизм соблюдения права граждан на окружающую среду. ![]() Расходы по функциональной классификации на 2013 (млрд. сом) ![]() В Кыргызской Республике расходы республиканского бюджета по статье V. Охрана окружающей среды на 2013 год составят 436 061,80 тыс. сом или 1% от ВВП и 0,4% от удельного веса в общих расходах бюджета. В составе прогнозируемых доходов бюджета (как республиканского, так и государственного) весомую часть составляют доходы от использования природных ресурсов. Статьями Налогового кодекса установлены налоги и сборы, которые могут быть отнесены к платежам за пользование природными ресурсами: налог за пользование недрами, на доходы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, за пользование природными ресурсами, налог на транспортные средства, а также местный земельный налог. Неналоговый характер имеют плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование растительным и животным миром, штрафы за нарушения в области законодательства в сфере охраны окружающей среды. Таким образом, в Кыргызской Республике обязательные платежи экологической направленности, связанные с природопользованием, законодательно в отдельную систему не выделены.
При этом, расходы на восстановление окружающей среды и снижение загрязнений (относительно функциональной классификации прогноза расходной части бюджета) составляют в 2013 году 436061,8 тыс. сом, то есть 3,42% к доходам от природных ресурсов республиканского бюджета и 3,08% государственного бюджета. Соотношение доходов от природных ресурсов и расходов на окружающую среду П ![]() Отношение административных расходов и трат на природоохранную деятельность на 2013 год. ![]() Динамика административных расходов и расходов на природоохранную деятельность в период на 2013 – 2015 гг. ![]() Таким образом, существует большой разрыв между средствами выделяемыми государством на админирирование отрасли и на деятельность. При этом, нужно отметить, что средства, которые идут на мероприятия по охране окружающей среды практически 100% идут из средств Фонда ОП и спец. счетов, наполнение которых является обязательством специализированного органа по ООС (ГАООСиЛХ). Недостаточное наполнение спец счетов напрямую отражается на способности специализированного органа выполнять свои обязанности по охране окружающей среды. В реальности в связи с тем, что за последнее время происходят частые изменения нормативной базы (например закон «О проверках») и структуры (разделение функций между ГАООСиЛХ и Инспекцией по экологической безопасности) в первую очередь это влияет на наполнение Фонда, недостаток которого напрямую влияет на защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Важно отметить, что серьезную долю вклада в республиканский бюджет осуществляют гранты и кредиты на благоустройство, безопасность и окружающую среду (проект «Устойчивое развитие Иссык-Куля», реабилитация мусорных свалок городов Ош, Жалалабад, Бишкек). Недостаточное количество средств на природоохранные нужды, восстановление природного капитала может привести к росту экологических рисков для бюджета страны, выраженных в росте экологических затрат. |
![]() | Доклад Председатель Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по обороне и безопасности – мамытов токон Болотбекович | ![]() | О работе временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по выявлению и расследованию обстоятельств и условий,... |
![]() | В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О структуре Правительства Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики... | ![]() | В соответствии с Лесным кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» Правительство... |
![]() | В целях охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики, дальнейшего развития сектора здравоохранения Кыргызской Республики... | ![]() | Кыргызской Республики и войдет в историю страны, как период испытания на прочность кыргызской государственности и всей системы государственного... |
![]() | Кыргызской Республики и войдет в историю страны, как период испытания на прочность кыргызской государственности и всей системы государственного... | ![]() | Питьевая вода является основой жизни и деятельности населения Кыргызской Республики, имеет стратегическое, практическое и экономическое... |
![]() | Кыргызской Республики, имеющих большое количество памятников истории и культуры, градостроительные ансамбли, а также содержащие древние... | ![]() | Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством... |