Урок – диспут Цель урока




Скачать 426.34 Kb.
НазваниеУрок – диспут Цель урока
страница1/4
Дата публикации28.08.2016
Размер426.34 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Экономика > Урок
  1   2   3   4
Тема: СССР в середине 60 – х – середине 80 – годов.
Урок – диспут
Цель урока: на основе анализа уяснить, что смена политического режима в СССР в октябре 1964 года означала и смену политического курса, откат от демократических начинаний Хрущева; раскрыть причины неудач реформирования и нарастания застойных явлений в экономике и социальной жизни при военно – стратегическом паритете между Востоком и Западом на основе работы с дополнительными источниками.

Основные знания: неостоталинизм ; усиление позиций партийно – государственной номенклатуры, аграрная реформа 1965 года, научно техническая политика, концепция развитого социализма, диссидентское движение, региональные конфликты, доктрина Брежнева.

Основные понятия: ресталинизация, номенклатура, «октябрьский переворот» 1964 года, теневая экономика, продовольственная программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, экономический застой, лимитчики, дефицитная экономика, теория конвергенции, застой в духовной жизни, советский народ, концепция «развитого социализма», разрядка международной напряженности.

Работа с историческими источниками: концепция СССР1977 г., воспоминая А.Д. Сахарова (М., 1966 г. – Т.1. – С. 380 - 425), Ю. Орлов. Опасные мысли (М., 1992 – С 191 – 209 ), программа мира, принята ХХ IV съездом КПСС (1971 г.).

Основные даты:

  • Октябрь 1964 г. – приход к власти Брежнева;

  • Октябрь 1977 г. – принятие новой конституции СССР;

  • Март 1965 г. – реформы аграрного сектора экономики;

  • Сентябрь 1965 г. – принятие основных направлений реформы промышленности;

  • 1979 г. – реформа хозяйственного механизма;

  • 1965 г. – начало движения диссидентов;

  • 1974 г. – «бульдозерная» выставка в Москве;

  • 1968 г. – ввод советских войск в Чехословакию;

  • 1972 г. – подписание договора ОСВ – 1 между СССР и США ;

  • 1979 г. – ввод Советских войск в Афганистан.


Основные персоналии: Л.И. Брежнев, Н.В. Подгорный, А.Н. Косыгин, Ю.В. Андропов, М.А. Суслов, Д.Ф. Устинов, А.Д. Сахаров, И. Бродский, В.С. Высоцкий.
Работа с исторической картой: уметь показать на карте «Народное хозяйство»СССР в 1966 – 1990 гг.; основные стройки восьмой, девятой и десятой пятилеток.

Формируются компетентности: умение работать с историческими источниками, дополнительной литературой самостоятельно анализировать её, критически осмысливать прочитанное.

Для дискуссии были предложены вопросы:

  1. 1965 г. – 1985 г. – это эпоха «развитого социализма» или «годы застоя»?

  2. Характерна ли данного этапа страны персонализация власти и институциональной плюрализм?

  3. Брежнев – сильная личность или марионетка в руках правящей элиты.

  4. Геополитическая доктрина Брежнева: за и против.

Вступительное слово учителя 1965 – 1985 г. В истории страны это очень противоречивый период, для которого характерны такие явления как косность и консерватизм, политическая стабильность и удержание власти не исключали расхождений и приглушенных конфликтов.

Одним, из примечательных фактов, весьма тусклой политической жизни было возвышение внутри правящей группы Брежнева, и зарождение настоящего – и вместе с тем комедийного культа личности последнего. Это период, когда пытались проводить неплохие реформы в промышленности и сельском хозяйстве, но они не привели к подъему из – за кризиса организации труда, непродуманных действий.

В этой ситуации был неизбежен медленный, но неостановимый рост проявлений протеста, возникновение феномена диссидентства.

В стране началась разрядка напряженности, но захват СССР Афганистана со всей очевидностью подтвердил утверждавшееся на Западе мнение в том, что «разрядка» было «улицей с односторонним движением», сильно напоминая жульничество на рынке.

Как вы можете ответить на предложенные вам вопросы? Мнение учащихся разделилось по всем вопросам.1965 – 1988 гг. – это эпоха «развитого социализма» или «годы застоя».

Большинство учащихся пришли к выводу, что это «период застоя» и мотивировали это следующими фактами.

1. Период застоя

а). Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм. Он не обладал ни

политической волей, ни видением перспектив развития страны. В экономике проявлялись тенденции стагнации, которые в 1970-х гг. компенсировались благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой. Львиную долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК) — область особой заботы Брежнева. При нем ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис. Экономические реформы 1960-х гг. были свернуты, темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко снизились, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав.

б). Политическая жизнь характеризовалась ростом бюрократического аппарата,

усилением его произвола. В партийных и советских кругах (прежде всего в ближайшем окружении Брежнева) процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция, очковтирательство.

в). Вместе с тем органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Брежнев

лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР.

г). В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения

политической разрядки в 1970-х гг. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979) и другими агрессивными акциями СССР.

д). В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором

доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора. В 1980 готовилась военная интервенция в Польшу.

Будучи крайне тщеславным человеком, Брежнев испытывал неуемную страсть к наградам, почетным титулам и званиям. Он стал четырежды Героем Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981) и Маршалом Советского Союза (1976). Неумеренные славословия в его адрес были зачастую нелепы и смешны, порождали множество анекдотов. Группе известных советских журналистов было поручено написать воспоминания Брежнева («Малая земля», «Возрождение», «Целина»), призванные укрепить его политический авторитет. Включив, мемуары генсека во все школьные и вузовские программы и сделав их обязательными для «положительного» обсуждения во всех трудовых коллективах, партийные идеологи добились прямо противоположного результата.

С середины 1970-х гг. здоровье Брежнева резко ухудшилось, а к началу 1980-х гг. он был уже по существу недееспособен как политик. Его физическую немощность, неспособность руководить страной и адекватно оценивать ситуацию использовали в своих интересах в ходе борьбы за власть влиятельные члены политического руководства.

Часть учеников остановились, непосредственно на реформах в промышленности и сельском хозяйстве и пришла к выводу, что в стране начался кризис.

2. РЕФОРМА 1965 ГОДА.

С осени 1965 г. в СССР, стала осуществляться экономическая реформа, инициатором которой был Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. Эйфория в обществе, возникшая в первые годы работы совнархозов, быстро прошла. Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положения в народном хозяйстве. Оно развивалось экстенсивно, ресурсоемкость экономики нарастала, а эффективность падала. Серьезных структурных изменений также не произошло. Главным предметом экспорта по-прежнему оставались нефть и другое сырье.

Уже в конце 50-х годов отчетливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961-1965 гг. он вырос всего на 5,7%. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку, и недостаточно для решения основных социально-экономических задач. В эти же годы за счет роста производительности труда было получено лишь 62% прироста промышленной продукции, а 38% - за счет быстро возрастающей численности рабочих. Все это свидетельствовало об отсутствии заинтересованности предприятий в улучшении использования основных и оборотных фондов, во внедрении достижений научно-технического прогресса.

К началу 60-х годов экономистам и руководителям производства стало ясно, что хозяйственный механизм устарел. Для преодоления «временных» экономических трудностей требовались иные методы управления экономикой, иные методы планирования. Из Центра было невозможно методами прямого администрирования управлять десятками тысяч промышленных предприятий и организаций. В связи с этим проблема совершенствования управления и планирования становится главной в научных дискуссиях, развернувшихся в конце 50-х – начале 60-х годов. Математическая школа (Л.Канторович, В.Немчинов, В.Новожилов) сосредоточивается на поиске «оптимального планирования», вновь в научный оборот вводятся такие ранее отвергнутые понятия, как полезность, редкость, маржинальный счет. После статьи харьковского экономиста Е.Либермана в газете «Правда» в 1962 г. в прессе разворачивается дискуссия о возможности использования прибыли в качестве критерия эффективности работы предприятия. Часть ученых доказывала необходимость перехода к экономическим методам управления, активизации товарно-денежных отношений.

Итоги дискуссии подвел, сентябрьский (1965г.) Пленум ЦК КПСС, поставивший задачу существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления, в пользу последних. Таким образом, изначально речь шла о полумерах. Реформа не меняла основ административно-командной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями (вместо 30-9), среди которых были объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность и др. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т.е. учитывалось только то, что действительно было продано.

Предприятия получали небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы.

Руководители предприятий получили возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью – можно было использовать эти средства и на повышение заработной платы рабочим. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

Процесс освоения нового хозяйственного механизма затянулся на годы. Еще до начала реформы в промышленности были ликвидированы совнархозы, руководство отраслями перешло к вновь созданным министерствам. Были организованы единый Госплан СССР, Госснаб и Госкомцен СССР. Вслед за этим весной 1965 г. была проведена реформа в сельском хозяйстве. Мартовский (1965г.) Пленум ЦК КПСС принял новый порядок планирования в сельскохозяйственном производстве. Вновь были повышены закупочные цены, сокращены налоги, снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Планы закупки стали устанавливать сразу на пять лет. Имея твердый план закупки на длительный срок, предприятия могли самостоятельно составлять производственный план, определять наиболее рациональную специализацию. На первых порах эта мера способствовала росту сельскохозяйственного производства.

Осенью 1965г. 43 предприятия легкой и пищевой промышленности были переведены в порядке эксперимента на новые условия хозяйствования. По мере накопления опыта их число расширялось, и лишь к 1972г. удалось перевести около 90% промышленных предприятий на новые условия работы. Не удалась попытка реформировать строительство. Номенклатуру вполне устраивал такой замедленный ход реформ. Министерства и ведомства работали по-старому. Их аппарат увеличивался, возникали новые главки. Но принимать важное решение без согласования с соответствующим отраслевым отделом ЦК КПСС они не могли. В Политбюро часть его членов, включая Л.И.Брежнева и Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного, полагали, что условия для реформ еще не созрели. «Мы что, плохо развиваемся?» - считали они.

Тем не менее, даже медленное, частичное реформирование промышленности дало неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965-1970гг.), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы. По официальным (завышенным) данным, валовой общественный продукт увеличился на 43%, национальный доход - на 45%, продукция промышленности выросла на 50%. Происходившее три предыдущих пятилетки снижение темпов роста производства было на время приостановлено.

А.Н.Косыгину не удалось до конца осуществить замыслы реформы. В силу многих причин она потерпела крушение, «ушла в песок». В чем же причины неудачи? Их несколько. Прежде всего, даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. А.Н.Косыгину пришлось пойти на временное, как тогда казалось, заимствование средств для покрытия бюджетного дефицита из фондов предприятий. И, наконец, преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах. Без демократизации общества, поддержки ее «снизу», реформа была обречена.

НАРАСТАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ЭКОНОМИКЕ.

На рубеже 70-80-х годов в мире начинается новый этап научно-технической революции (НТР), получивший название «микроэлектронная революция». С этого момента уровень развития той или иной страны определяется уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием микроэлектронной техники.

По этому показателю СССР отставал не только от западных, но и новых индустриальных стран (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия. Экономика продолжала развиваться экстенсивно, в ее основе по-прежнему находились устаревшие, традиционные отрасли по производству продукции, в которых Советский Союз уже к 1970г. был «впереди планеты всей». СССР производил больше всех в мире стали, чугуна, кокса, железной и марганцевой руды. Устаревшие отрасли требовали колоссальных природных ресурсов – электроэнергии, металла, которые к тому же использовались не рационально, поэтому сырьевой сектор работал с перегрузками. Ресурсы страны все больше истощались. Лишь небольшую часть советской экономики составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые полностью работали на военные заказы, а в производстве современной бытовой техники СССР также отставал на десятилетия.

В 70-е годы экономика страны была предельно милитаризована, «работала» в основном на военно-промышленный комплекс (ВПК). В общем объеме продукции машиностроения производство военной техники составляло более 60%, а доля военных расходов в валовом национальном продукте – около 23%.

Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. Из-за огромной разницы издержек в разных отраслях экономики покупательная способность рубля также была различной (в «оборонке» она равнялась 4-6 долларам США, в других отраслях – значительно ниже).

В стране практически не было единой денежной системы, а поэтому не срабатывали бюджетные методы регулирования экономики. Госплан не мог реально поддерживать баланс инвестиций и материальных ресурсов. Планируемые цифры увеличения добычи нефти, угля, производства электроэнергии были по существу фикцией.

Министерства и ведомства, распоряжающиеся ресурсами, а с 1965г. наделенные и государственной властью, стали крупной экономической силой, монопольно господствующей в своей отрасли. Практически они подчинили себе государственный аппарат.

В 70-е годы министерства предпочитали строить новые предприятия, а не переоснащать действующие. Следствие такой политики – в стране ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины работников материального производства: свыше 50 млн. В годы девятой пятилетки (1971-1975гг.) экономический рост фактически прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся все 70-е годы, обеспечивалась за счет «нефтяного допинга».

Именно экспорт нефти, цены на которую на мировом рынке выросли в эти годы почти в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, «решая» продовольственную, космическую и другие «комплексные» программы. Главным образом за счет экспорта невосполнимых природных ресурсов в 60-70-е годы шло интенсивное освоение восточных районов страны, формировались и развивались крупные народнохозяйственные комплексы – Западно-Сибирский, Саянский, Канско-Ачинский. За эти годы появились соответствующие мировому уровню ВАЗ и КамАЗ, новые нефтехимические комплексы и предприятия оборонной промышленности.

В 70-е годы в принципе еще были возможны другие варианты дальнейшего развития страны. Однако «пражская весна» 1968г. всерьез напугала советское руководство. Оно увидело, что экономические реформы неотделимы от политических. Поэтому даже А.Н.Косыгин, реалистичнее других членов брежневского Политбюро представлявший истинное положение в экономике, не был склонен к принятию каких-либо радикальных мер. Тем более к этому не был расположен сменивший его на посту Председателя Совмина СССР в 1980г. Н.А.Тихонов. После 1968г. вместо реальных реформ проводились затяжные эксперименты с расширением хозрасчета на предприятиях (бригадный метод строителя Николая Злобина, на комбинате «Азот» в Щекино близ Тулы) и введением показателя условно чистой продукции. Этот показатель, по замыслу его создателей, должен был исправить недостатки централизованного планирования, и в первую очередь блокировать стремление производителей выпускать продукцию по высоким ценам.

В начале 70-х был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологической неблагонадежности. Со второй половины 70-х годов начала меняться организация промышленного производства. Появились производственные и научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер стал лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло. Зато в эти годы быстро и успешно шло слияние, переплетение официальной экономики с теневой – разного рода полузаконной и незаконной производственной и торговой деятельностью, в которую были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись многими миллиардами. К началу 80-х годов стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Страна вступила в период глубокого кризиса.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок – диспут Цель урока iconКак провести урок диспут
Урок-диспут состоит из трех основных этапов: постановка проблемы, решение проблемы и подведение итогов

Урок – диспут Цель урока iconУрок диспут: “Выборы нужны ”
Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,...

Урок – диспут Цель урока iconУрок-диспут. Тема: «Некоторые актуальные проблемы истории Второй мировой войны»
Цель урока: учащиеся должны уяснить всемирно-историческое значение победы СССР в Великой Отечественной войне, а также итоги и уроки...

Урок – диспут Цель урока iconУрок диспут: 9 класс «Чтоб на выборы ходить гражданином надо быть!»
Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,...

Урок – диспут Цель урока iconУрок-диспут Нравственная проблема в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Цель урока
Сегодня на уроке мы обратимся к нравственным проблемам в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». В ходе диспута мы попытаемся разобраться,...

Урок – диспут Цель урока iconУрок 10. Анализ контрольной работы. Заключительный урок. Цель урока
Цель урока: обсудить возможные области применения знаний, полученных в ходе изучения всей темы

Урок – диспут Цель урока iconТип урока: урок получения знаний, умений, навыков. Цель урока
Цель урока: формировать понятие «Иррациональные уравнения» и умения решать их основным способом

Урок – диспут Цель урока iconУрок декоративно-прикладного искусства во 2 классе Тема урока: «Дымковские узоры» Цель урока
Цель урока: развитие эстетического восприятия, чувства ритма, уважения к прославленным произведениям дымковских мастеров к их труду...

Урок – диспут Цель урока iconЛюбви все возрасты покорны. Диспут (сценарий)
Любви все возрасты покорны. Диспут (сценарий) /Сост. Л. Д. Якубинская / Полтавская центральная библиотека ку «Центр культуры и искусства...

Урок – диспут Цель урока iconУрок – экскурсия Цель урока
Цель урока: 1 Воспитательная: научить ценить и уважать прекрасное достояние чужой


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru