Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь»




Скачать 360.5 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь»
страница1/3
Дата публикации22.02.2015
Размер360.5 Kb.
ТипКурсовая
5-bal.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

институт экономики и востоковедения

Кафедра финансового менеджмента

Курсовая РАБОТА

по дисциплине: «Финансы»

на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь»

Выполнила: студентка 2 курса

208 группы экономического отделения

_________________

(подпись)
Научный руководитель:

к.э.н., доцент Базиль Т. В.

_________________

(подпись)

Южно-Сахалинск

2013

Содержание

Введение 3

2.2 Налоговая ставка в рамках реализации фискальной функции 22

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. 22

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако это представляется маловероятным. 22

23

Рисунок 1 – Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов 23

в январе-ноябре 2010 года (в %) 23

Из графика (рисунок 2) можно сделать вывод, что поступления по НДС (41%) являются наиболее значительной частью федерального бюджета. Так налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2010 года составил 1 196 млрд. рублей, что на 10% больше, чем в январе-ноябре 2009 года. 23

Заключение 30

Введение


Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Данная тема актуальна тем, что для того, чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в Налоговом Кодексе РФ, в статье 17. Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. А также тем, что к элементам налогообложения, помимо объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, сроков и порядка уплаты налога, порядка исчисления налога, относится налоговая ставка. А в настоящее время является дискуссионным вопрос о снижении ставок по налогу на добавленную стоимость. В данной курсовой работе мною охарактеризованы все элементы налогообложения и рассмотрены меры по совершенствованию налогового законодательства и налоговых отношений.

Целью данной работы является изучение элементов налогообложения и их роли в реализации функций налогов.

Следует рассмотреть задачи:

  • проследить историческое формирование элементов налогообложения в РФ;

  • охарактеризовать элементы налога;

  • определить основные функции налога;

  • изучить взаимосвязь элементов налога и его функций.

Объект изучения: налоговые отношения, возникающие в процессе реализации налогами своих функций.

Предмет изучения: взаимосвязь функций налогов.

В данной работе использовались следующие методы изучения:

  • исторический;

  • сравнительный;

  • дедуктивный.

Данную тему исследовали ряд экономистов: О.В. Качур, Д.Г. Черник, Е.Н Евстигнеев, К.С. Бельский, И.А. Майбуров и ряд других исследователей.


1 Теоретические основы элементов и функций налога

1.1.История формирования элементов налогообложения в РФ

Согласно п.1, ст.8 Налогового Кодекса РФ налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

За период существования Российской Федерации элементы налога не были постоянны. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определял такие элементы:

  • налогоплательщика (субъект налога);

  • объект и источник налога;

  • единицу налогообложения;

  • налоговую ставку (норму налогового обложения);

  • сроки уплаты налога;

  • бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ №2118-1 плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

Согласно ст.5 Закона РФ № 2118-1 объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Под источником налога обычно понимают резерв, используемый для уплаты налога: доход и капитал налогоплательщика. Например, источником земельного налога может быть либо доход, полученный от использования земельного участка, иной доход налогоплательщика, средства, вырученные от продажи этого земельного участка (его части) или другого имущества.

Единица налогообложения - единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. 1 Например, при обложении земель используются единицы измерения, принятые в стране (акр, гектар, сотка, квадратный метр и др.). При налогообложении прибыли и доходов единицей налогообложения выступает национальная денежная единица.

Налоговая ставка – это величина налога в расчете на единицу налоговой базы. В ст. 7 Закона №2118-1 говорится, что налоговые ставки, за исключением ставок акцизов, устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с настоящим Законом.2

Срок уплаты налога – это срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пеня в зависимости от просроченного срока.

Можно выделить четыре основных требования, предъявляемых к законодательному акту по налогообложению, касающихся определения в нем элементов налога, при соблюдении которых налог будет считаться законно установленным:

  • в законе должен быть указан круг плательщиков налога (сбора) согласно определенным критериями; элемент налога - налогоплательщик;

  • указано, какие налоги (сборы) должен платить налогоплательщик; элементы налога - объект налога, налогооблагаемая база, налоговый период и налоговая ставка;

  • в законодательном акте должно быть закреплено, когда должен быть уплачен налог (сбор); элемент налога - срок уплаты налога;

  • в каком порядке осуществляется уплата налога; элемент налога - порядок исчисления и уплаты налога.

Иначе говоря, данный нормативный акт содержал такие элементы налога, не предусмотренные законодательством в настоящее время, как источник налога, единицу налогообложения, налоговый оклад и бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. В то же время ст. 11 указанного выше Закона не называла в качестве элементов налога налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога и порядок уплаты налога. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что налоговая система динамична, но элементы налога наиболее стабильная часть этой системы. Часть элементов осталась прежней и закреплена в действующем налоговом кодексе РФ, часть перешла из разряда основных в разряд вспомогательных.
1.2.Элементы налогообложения

Элементы налога – его составные части, без которых он не может быть законно установлен и эффективно функционировать. В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Все элементы налогов подразделяются на 4 группы: обязательные, факультативные, вспомогательные, необязательные.

Рассмотрим обязательные элементы.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог является установленным в случае, если определены налогоплательщики и элементы налога:

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления налога;

  • порядок и сроки уплаты налога.

У налогоплательщика возникает необходимость уплаты налога только при наличии объекта налогообложения.

Определение объекта налога в целом осталось неизменным. Данное понятие дано в параграфе 1.1.

Теоретически объекты можно подразделить на 3 группы:

  1. имущественные права (право собственности на имущество и пользование имуществом)

  2. действия субъекта (реализация товаров, ввоз и вывоз товаров);

  3. результаты хозяйственной деятельности (прибыль, доход, добавленная стоимость).

С объектом налогообложения тесно связан такой элемент, как налоговая база.

Налоговая база (база налогообложения) - 1)совокупность объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения; 2) количественное выражение предмета налогообложения.

В зависимости от выбранного масштаба налога налоговые базы подразделяются на: налоговые базы со стоимостными показателями (например, для исчисления налога на имущество юридических или физических лиц используется стоимость имущества); налоговые базы с объемно-стоимостными показателями (например, для исчисления НДС используется объем реализованной продукции); налоговые базы с физическими показателями (например, при исчислении налога на пользователей недр используется объем добытого сырья). Налоговая база и объект налога могут как совпадать, так и не совпадать.

В теории налогообложения  выделяют несколько  методов   определения размера налоговой базы. Прямой метод расчета  налоговой базы в российском законодательстве является основным, по нему определяются реальные и документировано подтвержденные показатели налогоплательщика. Косвенный метод используется, например, в случаях, когда налогоплательщик отказывается от обследования своей  деятельности налоговыми органами. Тогда облагаемый доход таких лиц определяется на основании документов, подтверждающих получение ими доходов с учетом обложения налогами других лиц, занимающихся аналогичной   деятельностью. Условный метод определения дохода предполагает использование  вторичных  признаков: суммы арендной платы снимаемых помещений, средней суммы расходов на жизнь и пр. С определенного таким образом дохода налог взимается в общем порядке. Паушальный метод основан на определении не условной суммы дохода, а условной суммы налога. При исчислении налоговой базы важен учет влияния инфляции на налоги и налогообложение.

Для обеспечения временной определенности размера налогового обязательства устанавливается в обязательном порядке налоговый период, состоящий из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.3

Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Данные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.4

Вышеизложенные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Исчисление налогового обязательства немыслимо без определения налоговой ставки, или, как ее еще характеризуют, нормы налогового обложения. Налоговая ставка согласно ст.53 НК РФ определяется как величина налога в расчете на единицу налоговой базы.

С учетом различных факторов ставки налога классифицируются на:

  1. в зависимости от построения налогов:

  • твердые – в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода;

  • процентные или долевые ставки;

  • смешанные ставки, сочетающие в себе твердые и долевые;

  1. в зависимости от влияния налогов на объект обложения:

  • стандартные;

  • повышенные;

  • пониженные.

Равное налогообложение предполагает установление равной суммы налога для каждого налогоплательщика.

При пропорциональном налогообложении ставка для каждого плательщика одинакова, а сумма налога возрастает пропорционально базе налогообложения (большинство налогов в РФ).

Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы.

Прогрессивное налогообложение бывает 3 видов:

  • простая поразрядная прогрессия – доходы делятся на разряды и для каждого разряда определяется налог в твёрдой сумме (не используется);

  • простая относительная прогрессия – устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки. Ставка применяется ко всей базе обложения в отличие от простой поразрядной. Налог возрастает пропорционально, однако сохраняется тот же недостаток – резкость переходов.

  • Сложная прогрессия – повышенная ставка налога применяется не ко всему объему обложения, а только к его части, превышающей определенный уровень. Этот вид прогрессии обеспечивает большую плавность в зависимости от количества разрядов и возрастания ставки.

Регрессивное налогообложение предполагает снижение налоговой ставки по мере уменьшения налоговой базы.

Порядок исчисления налога — налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Порядок и сроки уплаты налога – уплата налога в бюджет производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налог через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи.5 Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, а региональных и местных – соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Срок уплаты налога – календарная дата или истечение периода времени (исчисляемое годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено). В случаях, если расчет налога производит налоговый орган, то обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При просрочке уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

Далее следует рассмотреть факультативные элементы.

Налоговые льготы. Согласно НК РФ - льготы по налогам и сборам - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов.

Льготы, в частности, могут выражаться в предоставлении возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Круг лиц, на который распространяется действие норм, определяющих основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, - это не конкретные граждане и организации, а категория налогоплательщиков, т.е. не определенная индивидуально группа лиц, имеющих какой-либо общий для всех членов этой группы признак.

В Налоговом кодексе РФ не содержится исчерпывающий перечень видов налоговых льгот, причем не признаются льготами общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что не соответствует общепринятому пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования.

Автор С.В. Барулин рассматривает налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства, представляющий собой совокупность способов и правил уменьшения (полного или частичного) налоговых обязанностей налогоплательщиками в форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов в целях государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач. Следует в основном согласиться с классификацией всех налоговых льгот на три укрупненные группы, которая предложена названными авторами: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредит.

Порядок возмещения налога. Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Процедура возмещения НДС включает в себя несколько этапов. Сначала организация должна подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС с указанием в ней суммы налога к возмещению из бюджета и заявление о возврате НДС, предъявленного к возмещению, на расчетный счет организации или заявление о зачете НДС в счет предстоящих платежей по этому или другим федеральным налогам. Отметим, что заявления можно составить в произвольной форме.

Получив декларацию, налоговая инспекция проведет ее камеральную проверку (ст. 88 НК РФ). Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст.176 НК РФ).

Отчётный период – это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую либо налоговую отчетность, а также уплачивать авансовые платежи по налогам.

Получатель налога. Получателем налога являются бюджет либо внебюджетный фонд. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджеты.

Далее обратимся к вспомогательным элементам.

Предмет налога. Предмет налога представляет собой события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги). Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, в тот время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к предмету налога, есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.

Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей налогообложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет являться один литр (в других странах — галлон, баррель и т.д.).

Масштаб налога. Масштаб налога как элемент налога необходим для определения налогооблагаемой базы, и представляет собой определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, к примеру мощность автомобиля и др. масштаб налога. Масштаб налога как элемент налога необходим для определения налогооблагаемой базы, и представляет собой определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, к примеру мощность автомобиля и др.

Налоговый оклад. Сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет, именуется налоговый оклад.

Источник налога. Источник налога — это тот резерв, соответствующий экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. Например, прибыль, финансовый результат и т.д.

Нельзя забывать о необязательных элементах.

Налогоплательщик – это организация или физическое лицо, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги.6

Налоговый агент – лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджетный (внебюджетный) фонд налогов.7

Носитель налога – физическое лицо, фактически несущее бремя налогообложения даже в том случае, если оно не является субъектом налогообложения(налогоплательщиком) по конкретным видам налогов и сборов.8

Сборщик налогов – гос. орган, орган местного самоуправления, другой уполномоченный орган, должностное лицо или организация, которые в случаях, предусмотренных НК РФ, принимают от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средства в уплату налогов и (или) сборов и перечисляют их в бюджет.9

Из вышеперечисленных элементов налога следует, что налог считается законно установленным только при наличии его обязательных элементов. Реальное существование налогов невозможно и без других его составляющих, вспомогательных, факультативных и необязательных элементов. Эффективное осуществление налоговой системы, т.е. функций налога может быть только при наличии всех элементов в совокупности.
1.3.Понятие и виды функций налога

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос  чёткий ответ – от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются  две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Однако теоретическое определение функций ещё не означает, что именно в заданном ими направлении будет действовать принятая в законе налоговая система.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника: «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений».

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных  фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная  функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно  распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить из сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной  и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями.

Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений, противостоящих друг другу. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, а регулирующая - государства к налогоплательщику.

Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

2. Элементы налога в рамках реализации функций налога

2.1. Анализ налоговых льгот как механизм реализации регулирующей функции

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Льгота, по определению А.В. Малько, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц, т.е. это и является реализацией регулирующей функции.

Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, маневрированием способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением специальных налоговых режимов налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики. Налоговое регулирование предполагает целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью активизации (в отдельных случаях - сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.

Продуманная налоговая политика создает предпосылки для вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую деятельность, формирует базу для интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений. Посредством умелой налоговой политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, основанную на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала.

В качестве примера возьмём налоговые льготы на доходы физических лиц.

По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), Налоговым Кодексом РФ предусмотрено четыре вида налоговых вычетов:

1. Стандартные предоставляются ежемесячно работодателем путём освобождения фиксированной суммы дохода (т.е. начисленной зарплаты) от обложения НДФЛ.

2. Социальные подразделяются на: благотворительный, медицинский, образовательный и пенсионный вычеты. Предоставляются по заявлению гражданина, осуществившего в истекшем году расходы на свои социальные нужды.

3. Имущественные делятся на две категории:

вычет при продаже имущества. Предоставляется по заявлению. Воспользоваться этим вычетом может человек, который в истекшем году продал что-либо из своего имущества, принадлежавшего ему по праву собственности. Например, недвижимость или долю в ней, автомобиль, земельный участок и т.п.;

вычет на приобретение жилья на территории РФ. Предоставляется по заявлению налогоплательщика, купившего жильё на территории РФ (применяется данный вычет один раз в жизни) и желающего частично возместить расходы по его приобретению.

4. Профессиональные предоставляются гражданам: занимающимся частной профессиональной деятельностью, получавшим доход по договорам гражданско-правового характера и / или получающим авторские вознаграждения.

Стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты применяются только в отношении доходов, облагаемым по ставке 13%. В отношении доходов, облагаемым по иным ставкам, данные вычеты не применяются.

Не могут воспользоваться социальными вычетами и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД и / или применяющие упрощённую систему налогообложения (УСНО). Предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, могут воспользоваться социальными вычетами только в отношении доходов, облагающихся по ставке 13%.

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирующая функция и налоговые льготы тесно взаимосвязаны и являются неотъемлемой частью друг друга. Доход, освобождаясь от подоходнего налогообложения (путем налоговых льгот), остается в распоряжении физического лица, который направляет его на потребление, соответственно повышается производственная и социальная активность.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» icon14. Финансы и фискальная политика
Необходимо рассмотреть сущность и функции налогов, принципы построения налоговой системы, подразделение видов налогов на крупные...

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» iconКурсовая работа по дисциплине «Управленческая психология» и «Управление персоналом»
Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями по разработке и

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» iconКурсовая работа по психологии
Курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» iconКурсовая работа по дисциплине «Товароведение и экспертиза однородных групп товаров»
...

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» iconКурсовая работа. Курсовая работа по дисциплине «Экономика отрасли (строительство)»
Подготовка специалистов-строителей, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в области экономики строительства...

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» iconКурсовая работа по дисциплине: Планирование на предприятии на тему:...
Адрес планируемого предприятия – Москва, метро Водный стадион, Головинское шоссе, дом 8

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» iconКурсовая работа по дисциплине Планирование на предприятии: на тему:...
Целью бизнес-плана является обоснование экономической эффективности организации предприятия по выращиванию осетра

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» iconКурсовая работа по дисциплине «Программный туризм» на тему «География...
Элементы приключений свойственны спортивным видам туризма, в основу которых входит посещение труднодоступных мест, совершение опасных...

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» iconКурсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»
Целью написания курсовой работы является детальное усвоение содержания основных вопросов темы, углубление и закрепление знаний, полученных...

Курсовая работа по дисциплине: «Финансы» на тему: «Функции налогов и их взаимосвязь» iconКурсовая работа по дисциплине: «Организация коммерческой деятельности предприятий»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru