Vi астанинский экономический форум (аэф)




Скачать 97.09 Kb.
НазваниеVi астанинский экономический форум (аэф)
Дата публикации21.02.2015
Размер97.09 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Экономика > Документы
VI Астанинский экономический форум (АЭФ).

22-24 мая, г. Астана
Академик Аманжол Кошанов

(Институт экономики КН МОН РК), г. Алматы)
Казахстан «Стратегия-2050» и социально-политические приоритеты новой модели экономического роста
Стратегия «Казахстан-2050» впервые выдвигает глобальные направления научно-технологического и социального прогресса на уровне отдельно взятой страны. На сегодня достаточно примеров малых и средних государств с обширной территорией и малым демографическим потенциалом, которые достигнув уровня высокоразвитых, успешно сотрудничают в современном глобализированном мире и уверенно отстаивают свой государственный суверенитет.

Новая стратегия Казахстана – гарант успешного будущего нашей страны. Фундаментальные задачи качественно нового этапа развития, связанного с третьей промышленной революцией на базе информационной и нанотехнологий, опираются на прочный экономический потенциал, созданный за годы реализации «Стратегия-2030» и программы ФИИР РК.

Достижение высоких позитивных целей Стратегии «Казахстан-2050» ставит комплекс актуальных вопросов, которые должны явиться предметом научного обсуждения и практического решения. Одной из приоритетных задач, выдвигаемых Президентом РК, должна стать новая постановка стратегического долгосрочного планирования, как атрибута сильного государства, создающего развитую экономику и Общество благоденствия.1 В предстоящий посткризисный период наступает новая эпоха интенсивного становления базисных и институциональных основ мирового общественного развития. Соответственно изменяется и ускоряется пошаговая динамика социально-экономических процессов не только на уровне передовых экономик, но и стан достигающего и догоняющего развития. В числе первоочередных приоритетов выдвигается всесторонняя разработка следующей фазы индустриализации, которая в условиях Казахстана должна сочетаться не только с преодолением процесса деиндустриализации и завершением в целом этапа индустриализации, но и в равной мере с решением программы неоиндустриализма и фаз пятого и шестого технологических укладов. Для Казахстана эта двуединая задача в предстоящие десятилетия до 2030 года.

Горизонты прогнозирования на содержательном и временном уровнях меняются не только в рамках ЕврАзЭС, но и глобально в масштабах ВТО. Процесс ускорения научно-технологического прогресса в глобализированном мире предстает как императив преодоления стагнации и рецессии по странам мира. Предстоит задача решительно отказаться от инерции подражания и заимствования идей и положений программ как это было в свое время с рекомендациями Вашингтонского консенсуса. «Стратегия-2050» по основополагающим идеям, целям и задачам, по этапам и срокам реализации должна отражать потенциал и механизмы решения, присущие казахстанской действительности и творческого использования конкурентных преимуществ.

Ключевая проблема – переориентация экономики на путь реального производства с выходом на конечную дорогостоящую продукцию. Проблема сложная, кардинальная. Приобретает особую остроту на сегодня. Следует признать, относительно динамичное развитие экономики Казахстана обязано благоприятной конъюнктуре внешнего рынка с высокими ценами на природное сырье. Внешняя конъюнктура помогла стране стабилизировать государственные финансы и аккумулировать значительные резервы в Национальном фонде ($87 млрд). Одновременно государство активно реализует Программу ФИИР (в объеме $42 млрд) и на новом этапе – Государственную программу «Стратегия-2050». Они позволяют решать задачи общей индустриализации и одновременно инновационную модернизацию отраслей и регионов. Пока не достигаются цели системной модернизации ведущих отраслей специализации, нет должного инновационного эффекта от модернизации. Программа ФИИР проводится недостаточно системно, а в программах индустриализации по регионам не прослеживаются ведущие кластерные звенья, о чем особо настаивает Президент РК в своем Послании. Нет пока достаточно четкого разделения по республике и регионам отраслей и сфер с выделением объектов по общей индустриализации и преимущественно инновационного развития. Такой подход на сегодня имеет важное методологическое и практическое значение при анализе карт индустриализации с расчетом эффективности индустриально-инновационных программ.

В качестве важнейшей основы и составляющей стратегического планирования Президент РК выдвигает необходимость разработки и внедрения принципиально новой системы управления природными ресурсами, которые следует использовать как важное стратегическое преимущество Казахстана. Технологическая революция, ускоряя и меняя структуру переработки исходного сырья, неизмеримо расширяет номенклатуру выпуска конечного продукта из углеводородов, металлургического и уранового сырья и сферы их использования как ускорителей мирового технологического прогресса. Главный ориентир – создание в республике новейших производств на базе совместного предпринимательства. Так будет преодолеваться сложившийся вариант валового привлечения инвестиций в сферу добычи и первичного передела. Только таким образом возможно достичь выгодного и эффективного для страны совместного партнерства филиалов иностранных ТНК, государственно-частных и национальных компаний Казахстана. Выступа на Совете национальных инвесторов Н.А. Назарбаев (10.04.2013 г.) особо отметил: «В реализации Стратегии до 2050 года, а также в осуществлении масштабной цели вхождения Казахстана в клуб 30 наиболее развитых экономик мира особая роль принадлежит отечественному бизнесу, являющемуся движущей силой национальной экономики… В стратегии-2050 национальный бизнес обозначен как самый главный источник роста внутренних инвестиций».2

Новая модель экономического роста в управлении природными ресурсами республики не может быть продолжением сложившейся ситуации в природопользовании, особенно в институциональной организации отношений собственности, соотношений активов на уровне филиалов иностранных ТНК, которые значительно ограничивают экономический суверенитет республики о праве собственности на недровые ресурсы. В этом плане по указанию Президента страны правительство предпринимает серьезные усилия по эволюционному восстановлению равноправных правоотношений во владении и распоряжению недровыми ресурсами. Несправедливое обогащение олигархических групп мира за счет эксплуатации ресурсного потенциала развивающихся стран справедливо отмечает американский экономист, лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц.3 Вопрос о владении, использовании и распоряжении основами национального богатства и решающей роли отечественного предпринимательства в этой сфере непосредственно вытекает из основополагающих положений «Стратегия «Казахстан-2050».

Тренд и усилия по укреплению экономического суверенитета стран СНГ и других развивающихся стран – определяющая черта современного политического курса национальных государств. Но в каждой из них он, несомненно, имеет свои предпосылки, экономические механизмы и, что не менее важно, зависит от политической воли и административного ресурса. Потому теоретико-методологическая и социально-политическая разработка и обоснование этапов, путей и средств последовательного укрепления экономического потенциала и суверенитета республики на новой фазе промышленной революции требует совместных усилий ученых, политического руководства, административно-планирующих органов. Уже в предстоящее десятилетие (2013-2025 гг.) должны радикально измениться условия и содержание сотрудничества с иностранными компаниями в области недропользования соответственно интересам неоиндустриального прогресса республики на базе кластеров нового поколения. Только в этих условиях возможно достичь выгодного и эффективного для страны совместного партнерства. Сложившийся вариант привлечения иностранных инвестиций, где заложены приоритеты интересов филиалов ТНК, переориентируются на новую модель экономического роста республики.

Важным проявлением нового политического курса Республики Казахзстан как состоявшегося социального государства является активная ориентация общества и ресурсов по последовательному формированию «Общества Всеобщего труда» и новой модели трудовых отношений. Модель предусматривает принципиально новую постановку и развитие системы социальной модернизации нашего общества во взаимосвязи с показателями макроэкономического развития, реформой социально-трудовых отношений, с новой мотивацией ко всеобщему труду. Концепция «Общества Всеобщего труда», где системно увязываются идеи эффективного производительного труда и качества жизнедеятельности человеческого капитала представляется важным вкладом в теорию и практику вывода стран СНГ из кризиса с новой идеологией развития.

Затрагивая практически все аспекты социальной жизни общества, Н.А. Назарбаев в работе «Концепция Всеобщего Труда…» приоритетно ставит вопросы трудовых отношений, разработки и внедрения системы социальных стандартов с жесткой оценкой деятельности бизнеса, особенно в системе оплаты труда, трудоустройства, явных нарушений Трудового Кодекса. По официальным данным МТиСО в РК (на январь-февраль 2013 г.) неодинаковую заработную плату местные работники и иностранцы получают более чем в 50 компаниях, притом в ведущих. Дискриминация в оплате труда в некоторых из них достигает 11-кратного размера. Такое положение выявлено в Karachaganac Petroleum Operating, ряде итальянских, канадских, английских, датских, турецких, индийских и др. компаний.4 Позиция Президента РК в этом аспекте исходит из анализа и учета международных событий, обобщения трудовых конфликтов внутри страны. Потому прямо отмечается: «Частная форма бизнеса не дает права устанавливать свои «законы». Достижение единых социальных стандартов трудовых отношений без дискриминаций на всех объектах собственности, независимо от форм владения и распоряжения – принципиальный вывод и важное условие перехода к Обществу Всеобщего труда и социальной модернизации Казахстана.

Такой подход к формированию социальной политики, адекватной новому политическому курсу Казахстана развернуто поставлен в «Стратегии «Казахстан-2050». Впервые формулируется Концепция нового содержания социальных нормативов качества жизни населения с учетом практики индустриально развитых, социально ориентированных государств. Безусловно, поиск путей, методов последовательного сближения и выравнивания этих показателей соответственно росту экономики республики удел совместной работы ученых, министерств и ведомств республики. Исходно и приоритетно выдвигается ключевая проблема разработки минимальных социальных стандартов и гарантий качества жизни в Казахстане. Речь идет о жизнеобеспечении прежде всего малообеспеченных слоев населения, сокращении числа бедных и недопущении социальной маргинализации. Проблема заключается в разработке научно обоснованных гарантированных государством минимальных ключевых параметров и индикаторов качества жизни, ориентированных на прогрессивные мировые стандарты, включая уровень заработной платы, пенсий, пособий, объем гарантированных медицинских услуг, механизм формирования минимальной и рациональной потребительской корзины на одного казахстанца. Это в равной мере относится к выполнению социального стандарта на основе законодательных норм республики не только отечественным, но и иностранным бизнесом, работающим в Казахстане.5

Статистика свидетельствует о нарастающем социальном неравенстве и усиливающейся социальной нестабильности в мире. По оценке специалистов, сейчас децильное соотношение доходов (10% бедных и 10% бедных) доходит по отдельным странам, особенно в развивающихся, до 30:1, что резко контрастирует с развитыми странами с социально ориентированной экономикой и практикой социально-демократических программ, где соотношение (в докризисный период) составлял 4:2, или в США – 7:1. Более того, в мире отмечается резкая поляризация разницы доходов пяти богатейших и пяти беднейших стран мира: в 1990 г. она составляла 60:1, в 2007 предкризисном году – 74:1.6 А по душевому показателю ВВП (с учетом ППС – паритета покупательной способности в ценах 1990 года) абсолютный разрыв между странами с высоким и низкими уровнями дохода возрос с 6-кратного до 21-кратного.7

Неоднозначные последствия либеральных реформ и монетарных методов хозяйствования по странам СНГ испытывает прежде всего социальная сфера. Так, в РФ 200 тыс. семей получают доходы более 1 миллиона долларов в год. Это 0,5% богатой прослойки от общего населения страны.8 А не более 15% населения аккумулируют в своих руках около 85% всех сбережений, 92% из них – от доходов собственности.9 Резкая дифференциация социальной структуры населения в Казахстане наглядна по структуре банковских депозитов: 50% всех депозитов приходится на 0,1% вкладов (по данным Народного банка РК). А сбережения имеют только 17% казахстанских семей, причем на самые неотложные нужды и обстоятельства (Агентство по статистике РК).

В этом аспекте разработка новых социальных стандартов и гарантий с ориентацией на прогрессивные уровни потребует новых методологических подходов и обоснования вариантов минимального и рационального потребительских по республике и регионам. По индексу Энгеля доля затрат на продовольствие в совокупных затратах населения России на сегодня равняется 54%, что соответствует показателям стран третьего мира. В развитых странах он мене 20%, а в США 0 12% (в докризисный период).10 По Казахстану доля затрат на продовольствие по минимальному потребительскому бюджету на сегодня составляет 60%.

Исходя из сложившихся диспропорций и противоречий исходных нормативов, Президент РК особо акцентирует проблему рационального, научно обоснованного наполнения минимального прожиточного уровня, пенсий, пособий, других социальных льгот. Притом установления минимальных социальных стандартов на основе прогрессивных мировых стандартов с учетом положений МОТ (Международной организации труда). В соответствии с установками Стратегии «Казахстан-2050» готовятся предложения по поэтапному совершенствованию пенсионной системы во взаимосвязи с показателями макроэкономического развития, фондового рынка, а также с положением среднего класса. Объективно для коренного улучшения благосостояния населения социальные стандарты жизнеобеспечения должны последовательно ориентироваться на потребительский бюджет среднего класса с последующим принятием их нормы для большинства населения.

Нет сомнения, что наша республика достигла такого уровня, когда экономический потенциал и новый политический курс позволяет успешно решать актуальные задачи новой социальной политики, стратегические социально-политические приоритеты состоявшегося государства Республики Казахстан.

1 Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства.

2 Речь Н.А. Назарбаева на Совете национальных инвесторов: «Сильное предпринимательство – сильная страна». 10.04.2013.

3 Дж. Стиглиц. Глобализация: тревожные тенденции. Москва, 2004.

4 Известия – Казахстан. 29.03.2013; Казахстанская правда. 29.03.2013; Мегаполис. 1.04.2013.

5 Послание Президента РК – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства». Алматы, 2013.

6 А. Кошанов. Индустриально-инновационная стратегия и экономический рост. Алматы, 2012.

7 Хэ Чуанци. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2020 гг.). Москва, 2011. // Вопросы экономики. М., № 1, 2011.

8 Поиск. Газета научного сообщества. М., 14.12.2012.

9 Экономист. Москва, № 9, 2012.

10 Экономист. М., № 9, 2012.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Vi астанинский экономический форум (аэф) iconАстанинский Экономический Форум Конференция высокого уровня
Сессия Влияние региональных макроэкономических процессов на Центральную Азию и соседние страны: стратегия действий

Vi астанинский экономический форум (аэф) iconДоклад ао «Фонд недвижимости «Самрук-Қазына» на Астанинский Экономический Форум 2015
А был создан в 2009 году в рамках реализации государством антикризисных мер в целях стабилизации рынка недвижимости. В период с 2009...

Vi астанинский экономический форум (аэф) iconЕвразийский Экономический Форум Молодёжи
Конкурс научно-исследовательских проектов в области экономики «Кризис-управление: актуальные проблемы, приземлённые решения» проводит...

Vi астанинский экономический форум (аэф) iconПоложение об ежегодном улусно м Форум е школьников «Моё доброе имя» Общие положения. Форум
Форум – это ежегодная встреча школьников, родителей и педагогов, а также руководителей всех образовательных учреждений улуса, организуемая...

Vi астанинский экономический форум (аэф) iconОрганизация Объединенных Наций ece/trans/WP. 29/2013/33 Экономический и Социальный Совет
Экологически чистые транспортные средства (этс) и Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств (WP. 29)...

Vi астанинский экономический форум (аэф) icon8 Международный Молодежный Нефтегазовый Форум
Казахского Национального Технического Университета имени К. И. Сатпаева пройдет 8 Молодежный Нефтегазовый Форум

Vi астанинский экономический форум (аэф) iconДокладе антимонопольного ведомства? Конкуренция в России: правда или вымысел?
Всемирный экономический форум понизил нашу страну в Рейтинге глобальной конкурентоспособности, отметив, что все экономические преимущества...

Vi астанинский экономический форум (аэф) iconФорум-2006 “Экономика суверенной демократии: как России расти быстрее?”
Форум стал настоящим политическим событием, привлекшим к обсуждению стратегии экономического развития страны представителей Партии...

Vi астанинский экономический форум (аэф) iconПрограмма 17-й международный форум редакторов wef
В 2009 году в Хайдарабаде Международный форум редакторов обратил внимание на то, что монетизация содержания должна стать приоритетной...

Vi астанинский экономический форум (аэф) iconМежрегиональный форум для предпринимателей
Форум организован Общероссийской общественной организацией «опора россии» и Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru