«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания»




Скачать 61.95 Kb.
Название«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания»
Дата публикации13.11.2014
Размер61.95 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: «Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания»

  1. Организационный момент

  2. Изучение новой темы.

Цель: Изучить внешнее строение рыб, выявить особенности строения, связанные с условиями среды обитания.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с условиями среды обитания

  2. Работать с текстом учебника и дополнительной литературы.

  3. Воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: таблица "Тип хордовые. Класс рыбы", аквариум с живыми рыбками, учебники, рабочие тетради, тексты с дополнительной литературой.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение новой темы.


Знаменитый океанолог Жак Ив Кусто назвал одну из своих книг "В мире безмолвия". О каком мире он написал свою книгу? Так ли уж он прав? Обоснуйте ответ.

Как вы думаете о ком мы сегодня начнем разговор?

Изучение нового материала.

Рыбы - наиболее древние позвоночные животные. Исконные обитатели водной среды, в которой жили и все их предки, начиная с первичных организмов, и в которой исторически сложился тип хордовых животных.

Рыбы отличаются самым разнообразием в мире позвоночных животных. Если млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий вместе взятых насчитывается 18 000 видов, то число видов рыб превышает 22 000 видов.

Диапазон обитания рыб очень разнообразен - от высокогорных водоемов до предельных океанических глубин. Температура условия рыб так же разнообразны от -2 до +50С (термальных источниках).

Самые быстрые рыбы - обыкновенный тунец. Обычная скорость 30 км/ч, а на коротких дистанциях они развивают скорость до 90 км/ч.


    1. Выполнение теста

1. Рыбы – это животные, обитающие в:

а. почвенной среде б. водной среде в. наземно-воздушной среде.

2. Большинство рыб дышат:

а. жабрами б. лёгким в. трахеями.

3. Рыбы относятся к животным:

а. беспозвоночным б. позвоночным.

4. Рыбы – это животные:

а. теплокровные б. холоднокровные.

5. Окраска рыб:

а. зависит от окружающей среды б. не зависит от окружающей среды.



    1. .Заполнение таблицы

Знаю

Не знаю, но хочу узнать

Мне не понятно

Узнал(а)

Моё мнение об уроке

















    1. Заполнение первого и второго столбцов таблицы, используя имеющиеся знания о рыбах, анализ работы.

    2. Составление кластера на основе информации первой колонки таблицы.


?

животные



?



Рыбы



?



?

Работа с текстом учебника (параграф № 21), дополнительной информацией, заполнение третьей и четвёртой колонки, используя прием чтения текста с пометками

+ - знаю / - узнал ? - мне не понятно. Анализ работы.

2.5. Обобщение. (В чём был прав, что узнал нового, что не понятно, на какие вопросы не получил ответа).


  1. Закрепление (Задания выполняется по выбору)

А. Вставить пропущенные слова.

Рыбы – это ________ животные. Рыбы обитают в _____. Тело рыбы состоит из _____, ______ и ______. Кроме хвостового плавника имеются парные ______ и _______ плавники, а также непарные _____, _______ и _______. У большинства рыб _____ форма тела, которая уменьшает сопротивление воды при их передвижении. Обычно тело рыб покрыто _______. Такой покров защищает рыбу от механических повреждений
Решить биологические задачи.

Б. Тело рыб разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжато с боков; у скатов - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул торпедообразное; у рыб-игл - иглообразное.

В связи, с чем могли развиваться у рыб такие особенности строения.

В. Известно, что камбала может изменять окраску и рисунок кожи в зависимости от цвета грунта, на котором она находится. Положенная на шахматную доску, она также пытается приспособиться к фону и образует на теле светлые и темные пятна.

Какое значение имеет эта особенность в жизни рыбы?
4. Рефлексия. Составить синквейн со словами: урок, рыбы, заполнить пятый столбец таблицы.

5. Домашнее задание: параграф 16, найти ответы на вопросы, не прозвучавшие в ходе урока .

Дополнительная информация

Большинство рыб активно плавает в толще воды и приспособлено к водной среде. У них, как правило, обтекаемая форма тела. Это уменьшает сопротивление воды при их передвижении, так как плотность воды достаточно большая. Обычно тело рыб покрыто чешуёй. Каждая чешуйка представляет собой тонкую костную пластинку, передний конец которой погружён в кожу, а задний налегает на следующую чешую. Такой покров защищает тело рыбы от механических повреждений и не мешает движению. Сопротивление воды значительно уменьшает слизь, покрывающая чешую снаружи тонким слоем.

Особенности формы тела зависят от распределения давления на разных глубинах: она меняется от веретенообразной у неглубоководных видов к лентовидной у глубоководных и дисковидной у донных.

Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза. Это рыбы красного, фиолетово-черного, чёрного цвета или неокрашенные совсем.

На голове рыбы находятся ноздри, глаза и рот. С помощью глаз рыбы, живущие в прозрачной воде, хорошо различают различные предметы. Окраска спинки рыб разнообразна и зависит от окраски окружающей среды, в которой обитает рыба. У большинства рыб брюшко желтовато - белого цвета. Это позволяет им защищаться от врагов. Ноздри ведут в орган обоняния, воспринимающий запахи.

На боковых сторонах тела заметен ряд отверстий – это боковая линия. Она позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды.

Передвигаются рыбы с помощью плавников и изгибаний тела. Грудные и брюшные плавники – парные, брюшной, хвостовой и подхвостовой (анальный) – непарные».

Большинство рыб активно плавает в толще воды и приспособлено к водной среде. У них, как правило, обтекаемая форма тела. Это уменьшает сопротивление воды при их передвижении, так как плотность воды достаточно большая. Обычно тело рыб покрыто чешуёй. Каждая чешуйка представляет собой тонкую костную пластинку, передний конец которой погружён в кожу, а задний налегает на следующую чешую. Такой покров защищает тело рыбы от механических повреждений и не мешает движению. Сопротивление воды значительно уменьшает слизь, покрывающая чешую снаружи тонким слоем.

Информационная карта индивидуальной деятельности ученика:

(Ф. И. )


задание

самооценка

Оценка учителя

1.Используя имеющиеся знания и жизненный опыт, запишите в первую колонку таблицы всю известную вам информацию о рыбах, их строении, приспособлениях к обитанию в воде.

знаю

Не знаю, хочу узнать

Мне не понятно

Узнал(а)

Моё мнение об уроке
















2. Выполнить тест

3. Используя информацию первой колонки, составить кластер на тему «Рыбы»


?

животные



?



?

Рыбы


4. Прочитать текст параграфа № 21, дополнительную информацию. Заполнить третью и четвёртую колонки.

5. Вставить пропущенные слова:

А. Рыбы – это ________ животные. Рыбы обитают в _____. Тело рыбы состоит из _____, ______ и ______. Кроме хвостового парника у рыб имеются парные ______ и _______ плавники, а также непарные _____, _______ и _______. У большинства рыб _____ форма тела, которая уменьшает сопротивление воды при их передвижении. Обычно тело рыб покрыто _______. Такой покров защищает рыбу от механических повреждений.

Решить биологические задачи:

Б. Тело рыб разнообразно по форме: у лещей оно высокое и сильно сжато с боков; у скатов - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул торпедообразное; у рыб-игл - иглообразное.

В связи, с чем могли развиваться у рыб такие особенности строения.

В. Известно, что камбала может изменять окраску и рисунок кожи в зависимости от цвета грунта, на котором она находится. Положенная на шахматную доску, она также пытается приспособиться к фону и образует на теле светлые и темные пятна.

Какое значение имеет эта особенность в жизни рыбы?

  1. Составить синквейн (I вариант со словом «Рыбы», II вариант со словом «Урок»)







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconМногообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания
Обучающая: Обеспечить в ходе урока усвоение особенностей строения рептилий, установить особенности их строения в связи с приспособленностью...

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconУрок по теме «Класс Олигохеты или малощетинковые черви»
Цель: в ходе лабораторных исследований выяснить особенности строения дождевого червя, связанные со средой его обитания

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconПлан-конспект урока Вертлюгова Татьяна Петровна мкоу «щ озерская...
Цель: раскрыть особенности внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconУрок по биологии в 7 классе учителя биологии мбоу «Красносельцовская сош»
Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconУрок по теме: многообразие рыб. Класс костные рыбы
Цель: Продолжить работу по знакомству с многообразием рыб, их приспособленностях к жизни в различных условиях водной среды; формировать...

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconПлан-конспект урока тема урока: Общая характеристика и особенности...
Млекопитающих, отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconГлазырина Г. М., Тюбукская сош №3
О – познакомить учащихся с особенностями строения, размножения и среды обитания водорослей

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconУрок природоведения в 5 классе. Тема: Среды обитания организмов
Развивать умение описывать строение живых организмов, их приспособления к различным средам обитания Развивать умение сравнивать различные...

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconУрок биологии с применением информационно
Задачи: -раскрыть особенности внешнего строения, связанные с жизнью на суше и размножением в воде

«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания» iconПояснительная записка программа адресована для 8 классов общеобразовательных учреждений
Изучение строения ведется по отдельным органам. Раскрываются особенности строения во взаимосвязи с функциями. Формируются убеждения,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru