Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.




Скачать 253.38 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.
страница1/2
Дата публикации01.11.2014
Размер253.38 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай

РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

Протокол № _1_

от «24»08.2012г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай»

_____________ Л.Г. Трескина

«____»____________20___ г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________ М.В.Смышляева

«____»____________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ

7 класс

Составила:

Рузанова Любовь Ивановна

г. Горно-Алтайск

2012 г.

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

        Рабочая программа по биологии  в 7 классе составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1.Закона РФ «Об образовании»;

2.Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919

3.Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;

    4.Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Основная цель обучения биологии в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о  живой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе;

первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся данного класса и способствует их умственному развитию.

3.Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

• названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

• строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

• некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

• разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Обучающиеся должны уметь:

• отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

• приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

• различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

• различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

• выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

• различать грибы и растения

4. Содержание программы

7 класс

Растения, грибы и бактерии

(2 ч в неделю)

Введение

Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).

Лабораторные работы.

1.Органы цветкового растения.

2.Строение цветка.

3. Строение семени фасоли.

4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:

Условия, необходимые для прорастания семян.

Испарение воды листьями.

Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).

Многообразие растений, бактерий и грибов

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Цветковые растения Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).

Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)'Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторная работа. Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.

Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.

Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».

5.Учебно – методические средства обучения рабочей программы:

1. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред.А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.

2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

3.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. –С.152-172.

4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.

5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.

6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.

7.Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. – М.: «Терра» – «Terra», 1992. –Т.3. - С. 5-160.

8. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.:Просвещение, 1981. – С. 94-141.

9. Основы экологии /Под ред. В.И. Жидкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1994. – 352 с.

10.Старикович С.Ф. Самые обычные животные. – М.: Наука, 1988. – С.79-107.

11. Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2. –С. 7-8, 43-47, 104-105, 112-113, 162-164, 338; Т. 3. – С. 50-51, 131, 161, 172,262-263, 293, 332-333.

12.Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств : Полевой определитель: Кн. для учителя. – М., 1983.

13.      Герасимов В.П. Живой мир нашей Родины. Пособие для учителей. – М., 1977.

14.       Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М., 1973.

15.       Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

16.      Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М., 1991.

17.      Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.

18.       Сабунаев В.Б. Занимательная ихтиология. – Л., 1967.

19.       Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2002.

20.  Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный журнал. – 2000. – № 1.

21.   Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII  вида // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

Медиа файлы Диски 1-2 «Биология .Человек.» Просвещение 2005г

22.А.И.Никишов,Н.ИАрсиневич «Естествознание.Неживая природа». Москва «Просвещение» 2004 год ( 6 класс)

23.З.А. Клепинина «Биология» Москва «Просвещение» 2005 год ( 7 класс)

6.Календарно-тематическое планирование

7 класс специальной (коррекционной) программе VIII вида - 2 часа в неделю

7 «а»-среда; четверг; 7 «б»-среда; понедельник.

Растения, грибы и бактерии






Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

Примечания




1.

Введение

1

05,03.09




2.

Многообразие растений. Значение растений и их охрана.

1

06,05.09




3.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

1

12,10.09




4.

Общее понятие об органах цветкового растения (цветок, стебель, лист, корень)

1

13,12.09




5.

Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков).




19,17.09




6.

Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).

1

20,19.09




7.

Опыление цветков. Образование плодов и семян

1

26,24.09




8.

Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

1

27,26.09




9.

Строение семени (на примере фасоли и пшеницы)

1

03,01.10




10.

Размножение семенами.

1

04,03.10




11.

Условия, необходимые для прорастания семян.

1

10,08.10




12.

Лабораторная работа «Условия, необходимые для прорастания семян»

1

11,10.10

1

13.

Практическая работа. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву

1

17,15.10

1

14.

Лабораторная работа «Строение семени фасоли» «Строение зерновки пшеницы».

1

18,17.10

1

15.

Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски.

1

24,22.10




16.

Значение корня в жизни растения.

1

25,24.10




17.

Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень),

1

31,29.10




18.

Контрольное занятие. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование.

1

01,31.10




19.

Листья простые и сложные.

1

14,14.11




20.

Значение листьев в жизни растения – образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету.

1

15,19.11




21.

Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Демонстрация опытов «Испарение воды листьями».

1

21,21.11

1

22.

Дыхание растений.

1

22,26.11




23

Демонстрация опыта «Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте)».

1

28,28.11




24.

Строение стебля на примере липы.

1

29,0312.




25.

Значение стебля в жизни растения – доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам.

1

05,05.12

1

26.

Практическая работа «Передвижение минеральных веществ и воды по древесине»

1

06,10.12

1

27.

Разнообразие стеблей.

1

13,17.12




28.

Растение – целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

1

19,19.12




29

Экскурсия в природу

1

20,2412




30

Контрольное занятие. Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

1

26,26.12




31.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

1

16;14.01




32.

Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

1

17;16.01




33.

Понятие о мхе как многолетнем растении.

1

23;21.01




34.

Места произрастания мхов.

1

24;23.01




35.

Торфяной мох и образование торфа.

1

30;28.01




36.

Папоротники. Многолетние травянистые растения.

1

31;30.01




37.

Места произрастания папоротника.

1

06;04.02




38.

Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.

1

07;06.02




39

Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.

1

13;11.02




40.

Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

1

14;13.02




41.

Покрытосеменные или цветковые растения.

1

20;18.02




42.

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

1

21;20.02




43.

Экскурсия в лес для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной

1

27;25.02




44.

Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль).

1

28;27.02




45.

Характерные различия однодольных и двудольных растений (строение семян, корневая система, жилкование листа).

1

06;04.03




46.

Однодольные растения. Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза.

1

07;06.03




47.

Особенности внешнего строения злаковых (корневая система, стебель, лист, соцветие).

1

13;11.03




48.

Выращивание злаковых: посев, уход, уборка.

1

14;13.03




49.

Использование злаковых в народном хозяйстве.




20;18.03




50.

Контрольное занятие. Преобладающая культура для данной местности.

1

21;20.03




51.

Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

1

03;01.04




52.

Лук, чеснок – многолетние овощные растения.

1

04;03.04




53.

Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

1

10;08.04




54.

Лабораторная работа «Строение луковицы»

1

11;10.04




55.

Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан)

1

17;15.04




56.

Двудольные растения. Пасленовые.

1

18;17.04




57.

Картофель, томат-помидор, петунья, дикий паслен, душистый табак.

1

24;22.04

1

58.

Лабораторная работа «Строение клубня картофеля»

1

25;24..04




59.

Бобовые. Горох. Бобы.

1

02;29.04




60

Клевер, люпин – кормовые травы.

1

08;06.05




6.1.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника.

1

15;08.05




62.

Особенности размножения яблони, малины, земляники.

1

16;13.05




63.

Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

1

22;15.05




64.

Сложноцветные. Подсолнечник. Особенности внешнего строения этих растений.

1

23;20.05




65.

Агротехника выращивания. Использование человеком.

1

29;22.05




66.

Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения

1

30;27.05

1

67.

Итоговое занятие. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение.

1

- ;29.05

1
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconПояснительная записка рабочая программа по факультативному курсу...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор В. М. Мозговой...

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconРабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы...
Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconПояснительная записка Программа курса биологии для коррекционной...
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconРабочая программа предмета Физическая культура
Рабочая программа по физической культура в 5-9 классе составлена на основе государственной учебной программы специальных (коррекционных)...

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconРабочая программа предмета математика
Рабочая программа по математике в 5 9 классе составлена на основе государственной учебной программы «Математика» для 5-9 классов...

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconРабочая программа по математике разработана на основе учебной программы...
Рабочая программа по математике разработана на основе учебной программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII...

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconПрограмма составлена на основе Программы специальных (коррекционных)...
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Сценарий урока чтения для учащихся 2 класса школы VIII вида (государственная программа под общей редакцией И. М. Бгажноковой / Программы...

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconРассмотрено
Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы специально (коррекционной) школы VIII, составлена в соответствии с требованиями...

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. iconРассмотрено
Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы специально (коррекционной) школы VIII, составлена в соответствии с требованиями...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru