Скачать 419.41 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23» Находкинского городского округа
Рабочая программа курса «Биология» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
г. Находка 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для учащихся 9класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по Н.И. Сонина (2011г), реализующей федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Программа рассчитана на 70часов (2ч. в неделю), в том числе для проведения контрольных работ-3 часа, лабораторных работ-5 часов Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: Учебник «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин М. «Дрофа» 20012г Биология. Общие закономерности. Рабочая тетрадь к учебнику. А.Ю. Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. М.: Дрофа 20012г Тематическое планирование.
В результате изучения предмета биологии ученик должен: знать/понимать: признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем; сущность биологических процессов и явлений: хранения и передачи генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы; использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация). Уметь давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований; решать генетические задачи, составлять родословные; работать с учебной и с научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета. находить в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации. объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (/ час) Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы. РАЗДЕЛ 1 Эволюция живого мира на Земле (21 час) Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Развитие биологии в додарвиновский период.Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Макроэволюция. Возникновение жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. В ходе изучения раздела обучающиеся должны: знать основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Критерии вида. Формы борьба за существование. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы. уметь объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле, основные свойства живых организмов. РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов (10 часов) Химическая организация клетки. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Строение и функции клеток. Клеточной теории строения организмов. В ходе изучения раздела обучающиеся должны: Знать. Органические и неорганические вещества, клетки. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Особенности растительной и животной клетки. Роль хромосом. Кариотип. Деление клеток. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов. Уметь. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.. РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). В ходе изучения раздела обучающиеся должны: Знать. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение. Мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение. Уметь. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. РАЗДЕЛ 4 Наследственность и изменчивость организмов (20 часов) Закономерности наследования признаков. Закономерности изменчивости. Селекция растений, животных и микроорганизмов. В ходе изучения раздела обучающиеся должны: знать понятия. Ген. Генотип. Доминантный и рецессивный признак. Фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. Уметь объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия. РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов) Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек. В ходе изучения раздела обучающиеся должны: Знать понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Уметь выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания. Применять комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Контроль реализации программы
Перечень лабораторных работ. 1. Приспособленность организмов к среде обитания. 2.Морфологические критерии вида. 3. Изучение строения растительной и животной клетки. 4. Изменчивость организма. 5. Составление цепей питания. Средства контроля. Тест по теме «Основы цитологии». Вариант 1 А 1 Строение и функции клетки изучает
А 2 Неклеточное строение имеет
A 3 Главный признак, по которому живое можно отличить от неживого. - это
А 4 Главным источником энергии в клетке являются молекулы
А 5 Вес химические превращения в организме катализируются
А б В клетках происходят процессы обмена веществ, поэтому клетку считают единицей
А 7 Органоид, в котором сложные и крупные молекулы белков расщепляются до мелких молекул мономеров, называют
4. комплекс Гольджи А 8 Клетка, имеющая оболочку из клетчатки, хлоропласта вакуоли с клеточным соком, принадлежит организму 1) растения 2) гриба 3) бактерии 4) животного А 9 Богатые энергией вещества, необходимые для жизнедеятельности клетки, образуются в
А 10 В метафазе митоза происходит
Часть В В1 Какие из указанных процессов обеспечивают биосинтез белка? А) соединение и-РНК с рибосомой Б) считывание генетической информации с ДНК на и-РНК В) окисление органических веществ с освобождением энергии Г) возбуждение молекулы хлорофилла под действием энергии света Д) образование пептидной связи между аминокислотами Е) окисление органического вещества и образование АТФ В2 Установите соответствие между органоидом клетки и особенностью его строения. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца. ОРГАНОИД КЛЕТКИ 1) рибосома 2) клеточный центр 3) эндоплазматическая сеть 4) микротрубочка 5) лизосома 6) комплекс Гольджи ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ А) одномембранный Б) немембранный
Часть С C1 Какова роль ДНК в биосинтезе белка Тест по теме «Основы цитологии». Вариант 2 Часть А А1 Науку о многообразии растений, животных и их объединении в родственные группы называют
А2 Клеточное строение - признак, характерный для
А3 Один из признаков отличия живого от неживого - это способность к
А4 Из перечисленных веществ выберите мономер молекулы ДНК
А5 Белки клетки, которые выполняют функцию катализаторов, называют
А6 Организмы всех царств живой природы состоят из клеток, поэтому клетку считают единицей
А7 Функцию транспорта веществ в клетке выполняет
А8 В растительной клетке, в отличие от клетки животной, имеются
А9 Биосинтез белка происходит в -
А10 Удвоение ДНК и образование двухроматидных хромосом происходит в 1. анафазе 2. профазе 3. телофазе 4. интерфазе ЧастьВ1 Каковы особенности процессов биосинтеза белка в клетке? А) синтез происходит на внутренней мембране митохондрий Б) синтез происходит на рибосомах В) в химических процессах используется энергия молекул АТФ Г) происходит синтез молекул АТФ Д) реакции носят матричный характер Е) реакции сопровождаются выделением энергии Запишите ответ в виде последовательности букв в алфавитном порядке (без пробелов и других символов) и перенесите его в бланк. В2 Установите соответствие между структурой клетки и особенностью ее строения. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца. СТРУКТУРА КЛЕТКИ ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ 1) митохондрия А) одномембранная
Запишите ответ в виде последовательности букв в алфавитном порядке (без пробелов и других символов) и перенесите его в бланк.
|
![]() | Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного среднего (полного) общего образования по биологии, авторской... | ![]() | Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек... |
![]() | В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.... | ![]() | Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2008. Также использована Программа основного общего образования по биологии 6–9 классы... |
![]() | Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов... | ![]() | Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего... |
![]() | В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология.... | ![]() | В. В. Пасечника, В. В. Латющина, В. М пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев.... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего... | ![]() | М. Пакуловой. Она полностью отражает содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки... |