Методическая разработка




Скачать 107.36 Kb.
НазваниеМетодическая разработка
Дата публикации04.08.2013
Размер107.36 Kb.
ТипМетодическая разработка
5-bal.ru > Биология > Методическая разработка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Москвы СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №70

Красноярская Алла Викторовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Визуализация с использованием информационных технологий как средство повышения эффективности работы учащихся на уроках биологии»

Направленность - для средних общеобразовательных учреждений

Аннотация. В работе представлены методические материалы по организации учебной деятельности учащихся с наглядными материалами на основе использования современных технических средств визуализации на уроках биологии: интерактивной доской (на примере Prometean), документ-камерой, цифровым микроскопом с USB - портом.

Основу составляют формы организации учебной деятельности, направленные на повышение мотивации к изучению основ биологии, развитие творческой составляющей в анализе различных биологических закономерностях, умению применять современные цифровые средства коммуникации и визуализации (презентации, флипчарты, flash-ролики).

Предложенные формы и методика отличаются простотой и технологичности в применении на уроке и в полевых экспедициях любым учителем биологии.

МОСКВА

2012

"Действительно жить –

это значит жить,

располагая информацией".

Н. Винер

Введение.
В наше время на каждого человека, а на ученика тем более, обрушивается масса информации из различных источников. На современном этапе развития образования перед школой стоит задача не просто сообщать школьникам готовые знания, а научить их добывать нужную информацию, используя все доступные ресурсы.

На уроках биологии помогают сделать это быстро и эффективно современные средства визуализации учебного процесса такие как компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы. Их использование в учебном процессе позволяет интенсифицировать работу на уроке, что повышает эффективность работы учащихся, помогает развитию у них ключевых компетенций.

На это в первую очередь нацеливает национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание…личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». В школе должно быть «обеспечено изучение технологий, которые пригодятся в будущем». «Новая школа – это современная инфраструктура с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, интерактивными учебными пособиями…» [1].

Использование современных средств информационной технологии расширяет арсенал методов, используемых в преподавании биологии - универсальной дисциплины, содержащей уникальный среди школьных предметов потенциал развития информационной культуры.

Школьный курс биологии содержит огромный объем информации научного характера, необходимой к усвоению, биологической терминологии, затрудняющей понимание, усвоение тем. Язык учебников усложняется, что приводит к непониманию и вызывает нежелание учеников разобраться в нужном вопросе.

Современные московские школьники далеки от природы, объекты и явления которой изучают на биологии. Не знают окружающих их, живущих в черте города, растений и животных. Недостаточно рассказать им об этом, или прочитать, необходимо визуализировать подаваемую информацию. Современные информационные технологии помогают в этом как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В современных условиях школа должна создать «условия для формирования личной успешности обучающихся в обществе», «обеспечить индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике» - программа развития образования в городе Москве на 2012-2016 годы [2].

Цель работы: повысить эффективность работы учащихся на уроках биологии за счет визуализации с использованием информационных технологий.

Задачи:

  1. Расширить арсенал методов и приемов использования ИКТ на уроках, повышающих эффективность усвоения знаний учащихся.

  2. Повышать интерес учащихся к предмету через визуализацию и использование ИКТ.

Средства визуализации информации с использованием ИКТ на уроках биологии.

Биология – уникальный предмет в плане формирования многообразных общеучебных умений, жизненных компетенций и других слагаемых информационной культуры. Курс биологии включает самые разные задания по работе с текстами, рисунками, графиками, таблицами, расчетные задачи, специфические задачи по генетике и молекулярной биологии. Привлечение ИКТ на уроках оправдано прикладными задачами.

Визуализация учебного материала за счет иллюстративного характера особенно важна для современного поколения детей - поколения «движущейся картинки». Детей, для которых виртуальный мир компьютерных программ уже стал не менее реальным, чем предметный и социальный миры. И для многих учащихся работа с современными средствами ИКТ будет значительно более значащей, чем традиционные формы обучения.

Тем более что недостаток цветовых и графических ощущений на уроке испытывают все учащиеся, а это чревато снижением уровня восприятия учебного материала. К тому же, конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Ведь известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Визуализировать информацию на уроке можно разными способами. Мы и сейчас используем в качестве наглядных материалов школьный учебник, бумажные таблицы, иллюстрации книг, журналов, календарей.

Но совершенно другие возможности предоставили нам современные ИКТ. Ресурсы Интернет в последнее время стали доступны всем. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, проекты, как правило, строятся на материале Интернет. Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, иллюстраций, схем, таблиц, графических изображений, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника. Из всего многообразия информации обучающиеся учатся выбирать самое необходимое, находить главное, структурировать материал.

Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время. Можно демонстрировать также задания для фронтальной работы с классом. Компьютеры повлияли на изменение общей роли учителя на уроке – от всезнающего ментора к организатору, менеджеру процесса самообучения своих учеников.

Значительно облегчает работу учителя и обучающихся применение мультимедиа. Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией. Психологи утверждают: "Длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим повышает мотивацию обучения".

Более всего меня сейчас привлекает использование средств интерактивной доски Prometean.

Использование интерактивной доски на уроках биологии.

Самое простое использование ИД - в качестве проектора для показа презентаций учителя, ученика. Материал представляется красочно, зримо всем учащимся, включая задние парты. Этим привлекает внимание, фиксирует его на теме урока. Презентации помогают расставить акценты на наиболее важных моментах, сделать урок более динамичным. Позволяют учителю за короткий временной интервал дать больший объем информации, визуализируя живые объекты, их внешнее и внутреннее строение, происходящие в них процессы. Презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографий ученых.

Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов научных фильмов. Например, видео «Митоз», «Мейоз», «Биосинтез белка» не заменят никакие рассказы учителя и рисунки, а вот дополняют их замечательно. Видео я использую не только для визуализации объяснения, но и для закрепления данного материала, для опроса. Ответ учащихся должен быть динамичным соответственно меняющимся кадрам. Это требует от них хорошего знания материала. Очень удобно использование готовых электронных уроков и тестов на дисках. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Это существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников.

Огромная помощь учителю и ученику - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования. Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием ЦОРов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика. Активное использование интерактивных наглядных пособий в виде таблиц, выполненных в программе Flash, разнообразит работу на уроке, решает проблему визуализации, позволяет экономить время на написание.

Однако готовых интерактивных наглядных пособий – флипчартов - по биологии в Единой коллекции ЦОР очень мало. Охватывают всего чуть больше десятка тем. К тому же всегда хочется создать что-то свое, близкое к своему стилю изложения материала. Создание новых флипчартов по биологии актуально.

Созданные мной флипчарты к теме «Семя», показывают внешний вид растений, разнообразие семян, помогают запоминать внутреннее строение семян при помощи перемещения названий составляющих. Функции каждой из составных частей семени также с помощью передвижения нужных фраз по доске можно соотнести с этими частями. Можно составить схему «Условия прорастания семян» из заготовленных рисунков и слов. Соотнести фразы «Подземное прорастание» и «Надземное прорастание» с соответствующими рисунками.

В пятом классе на уроках естествознания работа с интерактивной доской еще более привлекательна для учащихся. Можно не только визуализировать происходящие процессы, но и создать аудиальное сопровождение. Например, по теме «Какие бывают физические явления?» рисунок для флипчарта помогали создавать сами учащиеся 5го класса. Рисунок «Гроза», на котором нужно показать злектрическое явление – молнию, сопровождается звуковыми эффектами – шумом дождя, громом, позволяющими говорить о звуковых явлениях. Объяснение того, что звук вызывается колебанием тел, сопровождается примером игры на гитаре, образ которой перед глазами на экране. Я выбрала исполнение испанского гитариста, но музыку можно менять. Тепловые явления в виде тумана, облаков представлены красивыми пейзажами. Одновременно с научным познанием мира идет процесс эстетического развития. Видеоэффекты и звуковое оформление способствуют эмоциональной окраске подачи материала, пробуждая интерес класса, мобилизуя внимание.

Одну из наиболее трудно дающихся школьникам тем по биологии «Обмен веществ» благодаря визуализации с помощью интерактивной доски тоже можно сделать привлекательной, облегчить процесс понимания и запоминания. На заготовленной мной схеме клетки можно перемещать информационную РНК из ядра к рибосомам – месту синтеза белка. Двигаются транспортные РНК с прикрепленными аминокислотами. Перемещаются аминокислоты, и можно показать как собирается и удлиняется белковая цепь. То есть весь процесс можно изобразить своими руками, перемещая объекты. Названия объектов и процессов тоже нужно расставить на свои места схемы. При этом идет активное запоминание всего происходящего. Сами объекты имеют привлекательный вид благодаря возможностям доски.

Такая активная деятельность у доски привлекает учащихся, снимает стресс при ответе, т.к. работа с интерактивной доской для учащихся аналогична работе с компьютером, мобильным телефоном, что им близко и не вызывает никаких затруднений, только интерес. Удивительно число рук, стремящихся к ответу в такой форме.

Наиболее актуальной в последнее время в школе становится проектная деятельность обучающихся как на уроках биологии, так и во внеурочное время. Выполняя проект, обучающиеся должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, сканировать, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта.

Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ формирует у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. В данном случае формируются учебно - познавательные компетенции. Учителю проектная деятельность позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

Проекты способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования: овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Интерактивная доска – инструмент Новых стандартов, так как именно ее применение позволяет организовать системно - деятельностный подход в обучении, вовлечь в процесс обучения всех учеников.

Выводы.

Учитель учит не информации, а умению работать с информацией, и чем богаче используемый им арсенал, чем большему количеству таких приемов он сможет обучить своих учеников, тем полезнее его труд.

Практическое внедрение.

Как только мы получили интерактивные доски, сразу стали учиться использовать их ресурсы. Было понятно, как много возможностей для визуализации процесса обучения именно на уроках биологии они предоставляют. Учащиеся заинтересовались новыми информационными технологиями и стали активно участвовать в создании информационных таблиц, презентаций.

С их помощью мы создаем оптимальную образовательную среду, мотивирующую учащегося на учебную деятельность и активизирующую труд учителя. Уроки проходят максимально эффективно, без лишних затрат времени. Позволяют дать учащимся, объяснить, разобрать и закрепить больше материала в рамках того же временного интервала. Кроме того, достигнуты следующие результаты:

- создан электронный дидактический материал:

    • флипчарты к урокам по курсу «Естествознание», «Растения», «Общая биология»;

    • презентации к урокам по курсу «Естествознание», «Растения», «Животные», «Человек», «Общая биология»;

- для учителей нашей школы был проведен семинар по теме «Возможности использования интерактивной доски на уроках биологии»

Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.

Список литературы.

  1. Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования)

Интернет-ресурсы.

1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". – http://президент РФ /news

2. Городская целевая программа развития образования "Столичное образование 2012-2016- http:// www. educom. ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка iconМетодическая разработка по английскому языку тема: «Экология»
Методическая разработка предназначена для суворовцев III курса. Она рассчитана на 6 уроков

Методическая разработка iconМетодическая разработка семинарско практического занятия по психологии по теме «Общение»
Методическая разработка предназначена для преподавателей средних специальных медицинских учебных заведений

Методическая разработка iconМетодическая разработка урока преподавателя обществоведческих дисциплин...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1...

Методическая разработка iconМетодическая разработка система уроков по предмету «Литература» на...
Настоящая методическая разработка составлена в соответствии с требования фгос по освоению дисциплин гуманитарного цикла

Методическая разработка iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема : «Моя профессия технолог»
Методическая разработка предназначена для преподавателей среднего профессионального образования, и может использоваться при подготовке...

Методическая разработка iconМетодическая разработка открытого урока По дисциплине «Иностранный язык ( английский)»
Методическая разработка предназначена для преподавателей иностранных дисциплин средних специальных учебных заведений интересующиеся...

Методическая разработка iconМетодическая разработка «Основы вождения автомобиля»
Настоящая методическая разработка составлена для индивидуального обучения первоначальным навыкам вождению автомобиля на основе квалификационной...

Методическая разработка iconМетодическая разработка на конкурс «Открытый урок»
Готовимся к государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов. Виды спп. Методическая разработка урока русского языка для...

Методическая разработка iconМетодическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности...
...

Методическая разработка iconМетодическая разработка по дисциплине «Налогообложение физических лиц»
Методическая разработка предназначена для самостоятельного решения задач по расчету налога на доходы физических лиц с применением...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru