Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи




Скачать 100.33 Kb.
НазваниеЛабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи
Дата публикации10.12.2013
Размер100.33 Kb.
ТипЛабораторная работа
5-bal.ru > Биология > Лабораторная работа
Урок №22

Тема: Законы Менделя. Лабораторная работа №7 «Решение задач»

Задачи:

  1. Познакомить с наследованием признаков при дигибридном скрещивании и цитологическими основами процессов

  2. Развивать умения применять полученные знания в новой ситуации, оформлять ход расщепления признаков, решать задачи по генетике

Планируемые результаты:

Знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач

Знать I,II, III законы Менделя,

Уметь объяснять закономерности наследования

Основные понятия:

Закон чистоты гамет, аллельные гены, закон независимого наследования признаков, фенотип, генотип, гомозиготный организм, гетерозиготный организм, анализирующее скрещивание, дигибридное скрещивание

Содержание урока:

  1. Закон чистоты гамет. Распределение аллельных генов при образовании половых клеток. Цитологические основы моногибридного скрещивания

  2. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Цитологические основы дигибридного скрещивания

  3. Анализирующее скрещивание при гетерозиготности по двум парам генов

Ресурсы:

  • Биология. Общие закономерности. 9 класс.
    И.Б. Агафонова, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин: параграф 37 полностью

  • Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология: Общие закономерности: 9 класс» (в дальнейшем тетрадь №2): с 89 №10, 11, 12, 13, 16, 17

Интернет-ресурсы:

-

Схема работы по уроку

  1. Подготовить к уроку материал из раздела «Ресурсы», ознакомиться с ним

  2. Записать в рабочей тетради (в дальнейшем тетрадь №1) тему урока и дату занятия

  3. Прочитать параграф учебника №34 по теме

  4. Составить (в тетради №1) развёрнутый план ответа по вопросу «Законы Менделя.»

  5. Ответить на вопросы после параграфа

  6. Выполнить указанные задания в тетради №2

  7. Осуществить самопроверку качества выполненной работы по уроку; устно ответив на вопросы «достигнуты ли планируемые результаты», «знаю ли я основные понятия»

Домашнее задание (для предъявления по электронной почте учителю):

  • Решить задачу

14. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, цвет карих глаз над голубым.

Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой неблизорукой женщиной? Известно, что у мужчины отец был голубоглазым, неблизоруким. 
Ответ проиллюстрируйте составлением решетки Пеннета.

Закон чистоты гамет

Закон чистоты гамет (гипотеза): гаметы диплоидного гибрида может нести лишь один из двух аллелей данного гена или ; т.е. гамета не может быть гибридной, т.к. она несет аллель одного из родителей в чистом виде.

Аллель – это различные формы одного и того же гена. Аллели определяют варианты развития одного и того же признака.

Рассмотрим гипотезу чистоты гамет в решении задачи.

1. Желтый горох с 2-мя доминантными зеленый горох с 2-мя рецессивными

генами желтой окраски генами зеленой окраски

(он чист по признаку – цвет в генотипе

т
P:

x


олько желтый)



2. Гены в гаметах


В диплоидных клетках присутствуют две аллели; в одной гамете две аллели не находиться не могут.






3. Зиготы из таких гамет в F1

4. Окраска: все желтые, т.к ген доминантный – желтый; но в генотипе есть и зеленый , он подавляется; мы видим соблюдение правил единообразия гибридов F1.

Второе поколение F2

1. Желтый горох F1

2. Гены в разных гаметах: созревают два сорта разных гамет и ; гаметы «чисты» (либо желтые, либо зеленые, т.е гаметы не гибридные).

3. В результате оплодотворения из этих гамет образуются 4 типа зигот.

4. Окраска этих семян (фенотип – внешнее проявление генотипа).

5. Генотип семян

Цитологические доказательства I закона Г. Менделя

Дадим цитологическое обоснование единообразию гибридов F1. Сделаем это, решив задачу. Задача: какое потомство в F1 и F2 можно ожидать при моногибридном скрещивании черных и белых кроликов.

1
(оба кролика чистопородные, т.е. гомозиготы)
. Фенотип P: Черная крольчиха x Белый кролик

А - хроматида с локусом (), т.е. местонахождением гена.



2. Генотип P: x

3
Мейоз при овогенезе

Мейоз при сперматогенезе
. Гаметы у них:


1 сорт яйцеклеток

1 сорт сперматозоидов




4
правило единообразия гибридов F1
. Зигота F1:

5. Генотип F1 – Аа, фенотип – все крольчата черные

Цитологическое обоснование закона расщепления в F2

1. Фенотип P: Черная самка x Черный самец

(из F1) (из F1)

2. Генотип P: Аа (гетерозигота) x Аа (гетерозигота)

3
Полная схема сперматогенеза
. Гаметы у них:


2 сорта сперматозоидов





мейоз при сперматогенезе

2n



Мейоз I

гомологичные хромосомы расходятся

мейоз при овогенезе

2 сорта яйцеклеток
(или, или)

Диплоидная клетка с парой гомологичных хромосом (каждая хромосома состоит из двух хроматид, несущих аллели А и а

П1 (профаза) – происходит конъюгация и кроссинговер

М1 (метафаза)

А1 (анафаза) – расхождение хромосом

Т1 (телофаза) – образование 2-х дочерних клеток

Мейоз II

гаплоидные клетки в каждой по одному аллелю из исходной пары


4. Зиготы F2: (решетка Пеннета)




А

а

4 типа зигот

А

А А

А а

а

а А

а а

5. Формула расщепления по генотипу: 1АА : 2Аа : 1аа

6. Формула расщепления по фенотипу: 3 черных : 1 белый

(соотношение фенотипов при полном доминировании)

Дигибридное скрещивание

Рассмотрим результат при скрещивании родительских особей, отличающихся по двум признакам.

Дигибридное скрещивание
(гены разных признаков лежат в разных хромосомах)



P: AABB х aabb

(желтые гладкие семена) (зеленые морщинистые семена)

гомозигота гомозигота

Гаметы: AB ab

F1: все желтые гладкие

F2 ? (определим результаты скрещивания во втором поколении)

P: ABab х ABab

Гаметы:

Зиготы: построим решетку Пеннета





AB

Ab

Ba

ab

Фенотипов: 4 разных
Генотипов: 16
Генотипов больше, чем фенотипов

AB

ABAB

желтый

гладкий

ABAb

желтый

гладкий

ABBa

желтый

гладкий

ABab

желтый

гладкий

Ab

AbAB

желтый

гладкий

AbAb

желтый

морщинистый

AbBa

желтый

гладкий

Abab

желтый

морщинистый

Ba

BaAB

желтый

гладкий

BaAb

желтый

гладкий

BaBa

зеленый гладкий

Baab

зеленый гладкий

ab

abAB

желтый

гладкий

abAb

желтый

морщинистый

abBa

зеленый гладкий

abab

зеленый морщинистый

Мендель собрал от растений в F2 556 семян.

Гладких желтых 315

Морщинистых желтых 101 9 : 3 : 3 : 1

Гладких зеленых 108

Морщинистых зеленых 32

Если посчитать соотношение для каждой пары аллельных признаков – цвет, форма (предложить ученикам посчитать самим) то получается:

Гладких 423 : Морщинистых 133 3 : 1

Желтых 416 : Зеленых 140 3 : 1

Произведя статистическую обработку результатов, что мы видим:

    1. Дигибридное скрещивание – это два моногибридных скрещивания, идущих независимо

    2. Две пары признаков, которые объединены в F1 (ABab) в F2 разделяются и ведут себя независимо.

Таким образом, явление, обнаруженное Г. Менделем у независимом расщеплении получило название III закон Менделя: расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других признаков.

Цитологическое обоснование дигибридного скрещивания

Менделевский принцип независимого распределения можно объяснить особенностями передвижения хромосом при мейозе.



Именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе I и последующее разделение в анафазе I ведет к разнообразию сочетаний в аллелях. Число возможных комбинаций аллелей в мужских и женских гаметах можно определить по формуле 2n, где n – гаплоидное число хромосом. У человека n = 23, следовательно число комбинаций аллелей в гаметах равно 223 = 8 388 609.

Тренинг по решению задач

(обязателен, чтобы научится решать задачи самостоятельно)

Задача 7.



1. Каковы генотипы родителей и гибридов F1, если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?
2. Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.

Ответы.

1. Р: АаВb х ааВb; F1: АаBB, 2AaBb, Aabb, aaBB, 2aaBb, aabb.
2. Наследование признака окраски плодов томата идет независимо от их формы, а именно отношение числа красных плодов к желтым равняется:
(37% + 14%) : (37% + 12%) = 1 : 1,
а круглой формы к грушевидным:
(37% + 37%) : (14% + 12%) = 3 : 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи iconРешение логических задач, решение конструктивных задач, работа с...
Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и воспитания однозначных чисел

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи icon«Определение плотности твердого тела» (Лабораторная работа №5) Учитель: Златина А. С
Данный урок позволяет закрепить понятие плотности вещества, рассмотреть решение качественных задач, сформировать умение находить...

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи iconРекомендации по изучению темы «Решение текстовых задач на проценты»
Одним их видов текстовых задач являются задачи на проценты. Как правило, такие задачи вызывают затруднения у учащихся. Решение задачи...

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи iconРешение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании...
Генетика относится к числу точных наук. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал. Для успешного решения задач по...

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи iconЛабораторная работа. Получение и свойства оксидов, гидроксидов и солей
Лабораторная работа. Ряд напряжений металлов. Гальванические элементы. Электролиз юююююю

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи iconЛабораторная работа №1 Тема : Решение задач линейного программирования...
Тема: Решение задач линейного программирования и анализ чувствительности с помощью ms excel

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи iconИсследовательская работа по теме: «Геометрия помогает алгебре»
«путь» решения задачи. Решение задач алгебраическим методом усложняется отсутствием наглядности. Решая алгебраические задачи, мы...

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи iconЛабораторная работа по курсу «Теория языков программирования и методов...
Данная лабораторная работа предназначается для студентов специальности пвс изучающих «Теория языков программирования и методов трансляции»....

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи iconУрок математики в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями. Решение задач»
Тема нашего урока «Действия с десятичными дробями. Решение задач». Мы закрепим знания и умения в решении примеров на все действия...

Лабораторная работа №7 «Решение задач» Задачи iconРешение задач 141-153 из учебника 99 Решение задач 154-165 из учебника...
Издание разработано при поддержке Отдела теории алгоритмов и математических основ кодирования Вычислительного центра им. А. А. Дородницына...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru