Инновационный педагогический опыт




НазваниеИнновационный педагогический опыт
страница1/6
Дата публикации26.10.2013
Размер0.76 Mb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Инновационный педагогический опыт

«Использование информационно- коммуникационных технологий при обучении в школе»

учителя биологии

Белецкой Юлии Валерьевны

2012 год

Содержание

Автобиография………………………………………………………….4

Введение ………………………………………………………………. 5-10

Глава 1. Теоретические основы использования информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе (Раздел «Животные)

1.1. Информатизация системы российского образования. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Информационные технологии обучения…………………...........................1-16

1.2. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в биологическом образовании………….17-20

1.3. Формы представления учебного материала по биологии, ЦОР для обучения биологии в школе: электронные учебники, виртуальные лаборатории, энциклопедии, их преимущества по сравнению с другими……………………………………………………………………….20-22

1.4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки, мониторинга учебных достижений учащихся. Тренировочные электронные системы……………………………………..23-25

1.5. Основные виды ЦОРов. Интерактивные схемы, рисунки и тестовые задания……………………………………………………………..25-32

1.6. Виды обучения биологии в школе ……………………………33-42

1.8. Компьютеризированный учебник. Образовательные услуги сети Интернет………………………………………………………………………43-46

Глава 2. Использование различных информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе

2.1. Использование ИКТ в обучении биологии в разделе «Животные» (тема «Тип Членистоногие»)……………………………………………….47-49

2. 2. Описание эксперимента…………………………………………50-53

2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы………………54-58

Заключение…………………………………………………………….59

Список использованной литературы…………………………………60-64

Приложение …………………………………………………………...65-90

Автобиография
Белецкая Юлия Валерьевна, учитель химии и биологии в МОУ Неплюевская СОШ.

В 2002 году закончила нашу школу и сразу поступила на очное отделение Челябинского Государственного педагогического университета, естественно- технологический факультет по специальности химик –биолог. Выбор профессии был осознан. В школе с большим интересом изучала химию и биологию и хотела быть похожей на Попову Галину Александровну, это бывший учитель этих предметов в школе.

В 2008 году пришла работать в МОУ Неплюевская СОШ учителем химии и биологии. Работаю по второй категории.

В 2010 – 2011 учебном году получила должность завуча по воспитательной работе. Работаю по первой категории.

В школе на протяжении трех лет являюсь ответственной за проведение олимпиад. Награждена дипломами за проведение и активное участие во Всероссийских «Молодежных предметных чемпионатах», олимпиады УРФо. Имею благодарности от регионального оргкомитета игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех-2009,2010», от оргкомитета конкурса «Инфознайка» и «Инфознайка – спасатели». Награждена грамотой директора школы в 2010 учебном году за активный и добросовестный труд. В 2011 году наша школьная команда, капитаном которой была я, заняла 2 место в мероприятии, посвященном проводам зимы. Глава Неплюевского сельского поселения Данилов В.А. наградил нас грамотой и денежной премией. И вообще веду активный образ жизни. Награждена грамотой управления образования Карталинского муниципального района, как финалист муниципального конкурса «Педагогический дебют – 2012 год».

Введение

В своей работе применяю методы проектов, исследовательские работы, методы информационно-коммуникационных технологий. Так как считаю, что образовательное учреждение должно быть привлекательным для учащихся, для этого необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности.

В аспекте выше перечисленных задач наиболее приемлемым и успешным считаю использование интерактивных и информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе. Эти методы могут использовать учителя различных предметов для достижения более качественного и наглядного обучения.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных форм и методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем - либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Основные характеристики: специальная форма организации познавательной деятельности учащихся. Её цели – создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения – это организация мною учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Преимущества, связанные с применением интерактивных методов в образовательном процессе, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность моей деятельности, как педагога, так и самих учащихся за счёт целого ряда факторов.

Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес школьников к конкретной теме урока по экономической и географической дисциплинах, а, следовательно, и к наукам в целом.

Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учеников, их поведение при этом контролируется педагогом и одноклассниками.

В-третьих, дух соревновательности и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.

В-четвёртых, в процессе игрового урока развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые подготавливают почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между мною и обучаемыми.

В-пятых, повторяется поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности.

Таким образом, интерактивные способы взаимодействий по линии субъект (обучающий) – объект (обучаемый) превращаются в трехуровневую систему образовательного процесса в следующем виде:

Схема наглядно показывает, что интерактивные методы обучения – это система комплексных, многосторонних, учебно-творческих контактов всех участников образовательной деятельности. Использование таких методов позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующей на учеников.

На мой взгляд, немаловажным в плане изучения предметов в школе в интерактивном режиме является формирование навыков работы с ИКТ. Моя задача -научить грамотно работать с разнообразными носителями информации в различных сферах ее возникновения и обработки.

Я выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках биологии. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по предмету вне школьных занятий. И, в-третьих, это применение ИКТ для обеспечения познавательного досуга.

Этапы подготовки урока с использованием ИКТ: 1 – й этап – технологический (определяю способ использования ИКТ: работа учащихся за компьютером ); 2-й этап – содержательно – организационный (выбор темы урока, определяю цели и задачи, планирую деятельность учителя и учащихся, оцениваю эффективность использования выбранных методов и форм изучения материала); 3-й этап – процессуальный (проведение урока и реализация замыслов на основе использования ИКТ); 4 й- этап – аналитико – рефлексивный ( анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, обоснование эффективности использования ИКТ, оценка качества знаний учащихся.

Несомненным прогрессом педагогической практики биологического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. В работе использую электронные версии учебников и энциклопедий, например «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др.

Для подготовки тематических презентаций по предмету использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Информационные технологии позволили добиться качественно более высокого уровня наглядности учебного материала.

Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание компьютерной презентации. Поэтому превращаю эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. Одним из главных и масштабных источников информации является сеть Интернет. Интернет – ресурсы активно используются школьниками при подготовки рефератов и докладов по предмету.

Для проверки знаний я очень часто использую тесты в режиме «Онлайн». Мне это позволяет сохранить время на уроке и уменьшает нагрузку, так, как после проведения тестирования результат выходит на экран сразу. При подготовке выпускников к экзаменам я их регистрирую на различных сайтах, где они выполняют задания.

На уроках химии, чтобы сократить время, показываю различные опыты на цифровых носителях. Ребята могут не только наглядно увидеть эксперимент, но и прослушать его объяснение. На уроках биологии с помощью методов ИКТ мы можем с ребятами посмотреть движения животных, их поведение, услышать издаваемые звуки.

По результатам психологического мониторинга выявлено повышение уровня мотивации учащихся к предмету, изменилось время подготовки учащихся к урокам, улучшилось качество ЗУН.

Свой педагогический опыт я распространяю среди коллег, выступая на школьных методических объединениях и педсоветах. Провожу открытые уроки.

Документальное изложение моего педагогического опыта располагается на сайте МОУ Неплюевская СОШ.
Информационные технологии позволяют:

1.Рационально организовывать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

2. Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

3. Изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

4. Представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические и биологические процессы, реально протекающие с очень большой и малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

В 2009-2010 учебном году на базе МОУ Неплюевская СОШ мною было проведено исследование.

Цель исследования: выявление и анализ мотивации у учащихся к использованию компьютерных технологий в процессе обучения биологии в школе.

Объект исследования: образовательный процесс в основной школе.

Предмет исследования: педагогические условия организации учебной деятельности на уроках биологии в 7 классе с применением информационно – коммуникационных технологий.

Исходя из цели, объекта и предмета была выявлена гипотеза исследования: процесс организации обучения учащихся на уроках биологии, а также развитие их индивидуальных особенностей, будут качественными, успешными и продуктивными, если будут учитываться следующие условия:

1. В учебной работе ЭВМ будет использоваться учителем как компьютерная поддержка.

2. При подготовке домашнего задания будут использоваться компьютерные программы (энциклопедии, обучающие программы и т.д.), Интернет.

3. Работая на ЭВМ, полученные знания учащихся будут закреплены и будет проверена степень их усвоения.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены

следующие задачи:

1.Изучить достижения педагогической, психологической и методической литературы по применению информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе.

2.Определить возможность применения информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе.

3. Экспериментально проверить разработанную методику в целях оценки ее эффективности и применения на практике.

Для реализации указанных задач применялись следующие методы:

Теоретический: изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, теории и методике обучения биологии по использованию информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе.

Методы экспериментального исследования:

1.Педагогическое наблюдение учебно–воспитательного процесса.

2.Проведение различных работ с применением ЭВМ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика использования информационно – коммуникационных технологий на уроках биологии в разделе «Животные».

Апробация работы проведена в ходе эксперимента, проведенном в МОУ Неплюевская СОШ Карталинского района Челябинской области.

Цель и задачи исследования определили структуру моей работы.
1.Теоретические основы использования информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии в школе .
1.1. Информатизация системы российского образования. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Информационные технологии обучения.
Информатизация образования – часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва с середины ХХ века, что дает основание, по мнению П.И. Пидкасистого, характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информатизация образования - это комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции, средств, технологий. Информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств в обучении, а как новый подход к организации обучения и как направление в науке.

В настоящее время в России разработана Концепция информатизации образования. В ней определены основные направления научной и практической работы:

- освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием;

- формирование информационной культуры школьников;

- изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационных технологий;

- подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационный педагогический опыт iconМой инновационный педагогический опыт
«Организация самостоятельной деятельности обучающегося, направленной на развитие их творческого потенциала»

Инновационный педагогический опыт iconРекомендации по обобщению педагогического опыта Передовой педагогический опыт
Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью,...

Инновационный педагогический опыт iconИнновационный опыт «Нетрадиционные формы в преподавании истории и обществознания»

Инновационный педагогический опыт iconДоклад на тему: Мой инновационный педагогический опыт «Организация...
«Организация самостоятельной деятельности обучающегося, направленной на развитие их творческого потенциала»

Инновационный педагогический опыт iconОбобщение передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при...

Инновационный педагогический опыт iconМетодический бюллетень обобщение передового педагогическоео опыта
Передовой педагогический опыт это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при...

Инновационный педагогический опыт iconИнновационный опыт деятельности городских экспериментальных площадок...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №185»

Инновационный педагогический опыт iconПсихолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными...
В статье излагается инновационный опыт и основные результаты внедрения системы инклюзивного образования в вузе

Инновационный педагогический опыт iconПедагогический коллектив – главный инновационный ресурс совершенствования...
В работе конференции могут принять участие директора, заместители директоров по научно-методической работе и учителя-предметники

Инновационный педагогический опыт icon1 Инновационный процесс: его сущность и цели, принципы управления....
И. Ю. Евграфова, Е. О. Красникова Инновационный менеджмент. Шпаргалка – Спб.: Юнити, 2008 6


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru