Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии.




Скачать 467.39 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии.
страница1/4
Дата публикации18.10.2013
Размер467.39 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н.И., В.Б. Захаров и др. VI класс – Живой организм. (Программы для общеобразовательных учреждений. природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009).   

Цели и задачи изучения предмета

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  на ступени основного  общего  образования  в 6 классе направлено  на  достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В результате изучения предмета учащиеся 6 класса должны:

Знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, экосистем, биосферы, растений, животных своего региона;

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии: ткань, орган, система органов, побег, двудольные и однодольные растения, пищеварение, природное сообщество, экосистема, цепи питания, раздражимость, рефлекс, размножение, гамета, оплодотворение, зигота, опыление, самоопыление, споры, репродуктивные органы, среда обитания, экология, экологические факторы, фотосинтез;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, индивидуальное развитие, размножение, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.

Уметь:

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах.

  • Доказывать, что клетка – элементарная частица живого

  • Выделять особенности ядра

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • Называть:

признаки живых организмов, их значение;

царства живой природы;

органы цветкового растений: типы корневых систем, органы вегетативного размножения растений, органы, участвующие в обмене веществ у растений;

роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений;

роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян;

условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках;

органы, участвующие в обмене веществ у животных

особенности строения и функции многоклеточного организма;

особенности строения пищеварительных систем животных;

роль движения;

способы передвижения животных;

структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом;

типы тканей растений; функции тканей растений;

типы тканей; функции тканей животных;

три группы организмов в экосистеме;

виды экологических факторов;

значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных;

значение полового размножения; органы полового размножения растений; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки;

виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных;

органы выделения растений; органы выделения различных животных и узнавать их на таблицах;

органы и системы органов животных; функции органов и систем;

органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, её функции; типы кровеносных систем;

органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; роль эндокринных желёз в регуляции жизнедеятельности позвоночных;

системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных;

системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных;

этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.

  • Наблюдать за: ростом, развитием животных и поведением животных; ростом и развитием растений

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и других источниках информацию:

об органах и системах органов животных; о выделении у растений и животных; о признаках живых организмов; о неорганических веществах, их роли в жизнедеятельности клетки.

  • Объяснять: взаимосвязь организмов и окружающей среды; значение воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле; преимущества полового размножения по сравнению с бесполым.

  • Описывать: многообразие соцветий; строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунка; строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений (двойное оплодотворение); сущность бесполого размножения; сущность биологических процессов: питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, индивидуальное развитие, размножение, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость..

  • Приводить примеры:

взаимосвязей живых организмов;

животных с различными типами скелетов, с разным типом постэмбрионального развития, с разными способами передвижения, с разными типами кровеносных систем, с разными типами нервной системы;

организмов, для которых характерно бесполое отношение;

природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов;

травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов;

факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов.

  • Характеризовать особенности:

дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных; дыхания у растений; роль органов растений в процессе дыхания; обмена веществ у животных; обмена веществ у растений; переноса воды, минеральных веществ в растениях; переноса органических веществ в растениях; процесса выделения у растений и животных; транспорта веществ у животных; роль листа в процессе фотосинтеза.

  • Различать:

типы тканей животных; типы тканей растений; неорганические и органические вещества клетки.

  • Распознавать и описывать:

на таблицах органы движения животных.

на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы

на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов.

органы цветкового растения.

основные части и органоиды клетки животных.

основные части и органоиды клетки растений.

стадии деления клетки

на таблицах части внутреннего скелета.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выращивания домашних животных, ухода за ними;

  • для выращивания культурных растений, ухода за ними;

  • для выращивания комнатных растений, ухода за ними.

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • Интернет – ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion
Содержание образования.

6 класс. Живой организм. Автор Н. И. Сонин. (68 часов, 2 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 1. Строение и свойства живых организмов (22 часа)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2. Химический состав клеток

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Л.Р. Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

Л.Р. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4. Деление клетки

Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

Д. микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5. Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Л.Р. Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов.

Тема 1.6. Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■ Лабораторные и практические работы Изучение органов цветкового растения. Распознавание органов у животных.

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организма (39 часов)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (7 часов)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание (4 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

■ Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4. Выделение (4 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Тема 2.5. Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

■ Лабораторная работа «Разнообразие опорных систем животных».

■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6. Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

■ Лабораторные и практические работы «Движение инфузории туфельки». «Перемещение дождевого червя».

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (6 часов)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8. Размножение (4 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа. Вегетативное размножение комнатных растений*.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9. Рост и развитие (6 часов)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

■ Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.

■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

РАЗДЕЛ 3. Организм и среда (4 часа)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (2 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Тема 3.2. Природные сообщества (2 часа)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Урок-обобщение – 1 час

Итоговая контрольная работа – 1 час

Резервное время — 3 часов.

ИТОГО: 70 часов.

Документы

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон «Об образовании»,

- приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного среднего (полного) общего образования,

- приказ МО и Н РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

- приказа МО и Н РТ от 28.04.2010 № 1743/10 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;

- приказа МО и Н РТ от 28.04.2010 г. № 1746/10 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования»

Тематическое планирование по биологии, 6 класс,

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Дата

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Строение и свойства живых организмов


22

Лабораторная работы № 1 «Определение состава семян».

Лабораторная работы № 2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

Лабораторная работы № 3 «Ткани растительных организмов».

Лабораторная работы № 4 «Ткани животных организмов».

Лабораторная работы № 5 «Изучение органов цветкового растения»

Лабораторная работы № 6 «Распознавание органов у животных»

Обобщающий урок




2.

Питание и пищеварение

7










3.

Дыхание

4




Контрольная работа по темам: «Дыхание» и «Пищеварение»




4.

Передвижение веществ в организме

4

Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»







5.

Выделение

4




Контрольная работа по темам: Передвижению и выделению.




6.

Опорные системы и движение

4

Лабораторная работа №7 «Разнообразие опорных систем животных»

Лабораторная работа №8 «Движение инфузории туфельки»

Лабораторная работа №9 «Перемещение дождевого червя».







7.

Регуляция процессов жизнедеятельности

6




Контрольная работа «Регуляция процессов жизнедеятельности»




8.

Размножение

4

Практическая работа № 2. «Вегетативное размножение комнатных растений»







9.

Рост и развитие

6

Лабораторная работа №10 «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)»

Контрольная работа

«Рост и развитие»




10.

Среда обитания. Факторы среды

2










11.

Природные сообщества

2










12.

Обобщение, Итоговая контрольная работа

3




Итоговая контрольная работа



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2008. Также использована Программа основного общего образования по биологии 6–9 классы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Биология 6-11 классы. М.: Дрофа. 2010 год., соответствующей федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель руководителя по Руководитель мкоу сош

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель руководителя по Руководитель мкоу сош

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. iconПояснительная записка использованные программы
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru