Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе




Скачать 357.35 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
страница1/3
Дата публикации07.10.2013
Размер357.35 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

  • Примерной программы основного общего образования по биологии (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предмета федерального базисного учебного плана»)

  • Учебного плана МБОУ «Аксубаевская СОШ №3», утвержденного приказом № _47/10_ от _1 сентября_2011г.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ от 24 декабря 2010 года № 2080;

Преподавание данного курса ведется по учебнику авторов Д. И. Трайтака и С.В. Суматохина, рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Мнемозина, Москва - 2009

Настоящая программа раскрывает содержание обучения биологии учащихся в 7 классах. Она рассчитана на 70  ч/год (2 ч/нед.). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.

Программой предусмотрено проведение:

Тестовых работ - 14

Административных контрольных работ – 2

Лабораторных работ - 11

Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

Изучение биологии в 7 классе по учебнику Д. И. Трайтака и С.В.Суматохина может быть направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;

- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, в ходе работы с различными источниками информации;

- усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;

- пропедевтика понятий основного курса биологии;

- формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- использование приобретенных знаний и умений учащимися в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний;

- развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

В основу курса биологии для 7 класса положены следующие идеи:

  1. биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности, разнообразия уровня организации жизни, особенностей разных сред жизни;

  2. целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии;

  3. обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;

  4. научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  5. практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ и проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

  6. развивающее обучение, ориентированное не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.


В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают роль животных в природе и жизни человека, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Для приобретения практических умений и навыков и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Перечень лабораторных работ

Определение возраста двустворчатых моллюсков по их раковинам

Изучение внешнего строения речного рака

Изучение внешнего строения насекомых

Внешнее строение ланцетника

Внешнее строение рыбы

Изучение формы тела и окраски рыбы

Внутреннее строение рыбы

Боковая линия рыб

Внешнее строение лягушки

Строение скелета лягушки

Строение перьев

При преподавании используются:

·        Классноурочная система

·        Лабораторные и практические занятия.

·        Применение мультимедийного материала.
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

- урок изучения нового материала УИНМ

- урок применения знаний, умений, навыков УПЗУН

- урок закрепления знаний УЗЗ

- урок обобщения и систематизации знаний УОИСЗ

- урок контроля и коррекции знаний УКИКЗ

- комбинированный урок КУ

Используемые технологии:

Элементы технологии объяснительно-иллюстративного обучения,

Элементы личностно-ориентированные технологии обучения

Элементы технологии развивающего обучения

Элементы технологии модульного обучения

Элементы здоровьесберегающих технологий

Элементы технологии проблемного обучения

Элементы технологии информационно-коммуникационного обучения

Содержание образовательной программы
Введение Значение и разнообразие животного мира. Что изучает зоология ( 2 часа)

Основные понятия и термины:

Автотрофы, гетеротрофы, миграция

Ботаника, зоология, морфология, анатомия, систематика, зоогеография, этология, флора, фауна

Демонстрации:

Коллекции насекомых, таблицы с изображением животных

Табл. «Пищевые связи в экосистемах»
Тема I. Одноклеточные животные (простейшие) ( 5 часов)

Основные понятия и термины:

Простейшие, органоиды, таксис, циста

Ложноножки (псевдоподии), пищеварительная вакуоль, чередование поколений

Жгутики, пандорина, эвдорина, вольвокс

Раздражимость, порошица, трихоцисты

Малярийный плазмодий, малярия, кокцидиоз, дизентерийная амеба, лямблии

Демонстрации:

Табл. «Тип простейшие»

Табл. «Тип простейшие»

Табл. «Тип простейшие»

Табл. «Тип простейшие»

Рисунки учебника, табл. «Тип простейшие»

Тема II. Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные ( 3 часа)

Основные понятия и термины:

Многоклеточные животные

Эктодерма, энтодерма, мезоглея, симметрия тела, стрекательные клетки, рефлекс, гермафродиты, регенерация

Атоллы, гидроидные, сцифоидные медузы, коралловые полипы

Демонстрации:

Таблицы с изображением многоклеточных животных

Табл. «Гидра»

Влажный препарат медузы, иллюстрации

Тема III. Черви ( 4 часа)

Основные понятия и термины:

Кожно-мускульный мешок, паренхима, нервный узел

Печеночный сосальщик, окончательный хозяин, промежуточный хозяин, фасциолез, бычий цепень, финны, гельминты

Нематоды, аскарида, кутикула

Целом, щетинки, капилляры, нереида

Демонстрации:

Табл. «Плоские черви», влажный препарат

Табл. «Развитие печеночного сосальщика»

Табл. «Круглые черви», влажный препарат человеческой аскариды

Табл. «Дождевой червь»
Тема IV. Моллюски ( 4 часа)

Основные понятия и термины:

Мантия, терка

Виноградная улитка, слизень

Беззубка, мидии, устрицы, глохидий

Аммониты, белемниты, каракатицы, кальмары, осьминоги

Демонстрации:

Табл. «Тип моллюски»

Табл. «Брюхоногие моллюски», раковины обыкновенного прудовика

Табл. «Двустворчатые моллюски», раковины беззубки и морских моллюсков

Табл. «Головоногие моллюски»

Практические работы:

Определение возраста двустворчатых моллюсков по их раковинам
Тема V. Тип членистоногие ( 12 часов)

Основные понятия и термины:

Голова, грудь, брюшко, трахеи, фасеточные глаза, инстинкт, рефлекс

Линька, оплодотворение, личинка, куколка, развитие с полным и неполным превращением

Панцирь, клешни, зеленые железы

Паутинные железы, кокон, энцефалит, чесотка

Типы ротовых аппаратов

Метаморфоз, полное и неполное превращение

Дыхальца

Тутовый шелкопряд, шелководство, коконы, грена

Матка, трутни, рабочие пчелы, роение, пчеловодство

Рыжий муравей, домовой муравей

Медведка, капустная белянка, долгоносик, наездники, божья коровка

Вши, клопы, блохи, педикулез

Демонстрации:

Коллекции раков, жуков, пауков, бабочек

Коллекции «Развитие насекомых»

Табл. «Речной рак», коллекции членистоногих

Табл. «Пауки»

Табл. «Майский жук», коллекции насекомых

Коллекции «Развитие насекомых»

Табл.»Майский жук», коллекции насекомых

Коллекции бабочек и тутового шелкопряда

Коллекции насекомых, дем. таблицы

Табл. «Муравьи»

Коллекции насекомых-вредителей

Таблицы с изображением насекомых – паразитов

Практические работы:

Изучение внешнего строения речного рака

Изучение внешнего строения насекомых
Тема VI. Тип хордовые животные ( 36 часов)

Основные понятия и термины:

Хорда, нервная трубка, жаберные щели

Ланцет, яичники, семенники

Пресноводные, проходные, солоноватые, морские рыбы, чешуя, плавники, боковая линия

Покровительственная окраска

Череп, позвоночник, плавательный пузырь, жабры, артерии, вены

Головной и спинной мозг, боковая линия

Нерест, мальки, миграции

Латимерия, хрящевые, костные рыбы

Рыбоводство, рыболовство, промысловые рыбы

Земноводные (амфибии), барабанная перепонка, шейный отдел, слюна

Клоака, легкие, круги кровообращения

Головастик, развитие с метаморфозом

Отряды Бесхвостые, Хвостатые, Безногие

Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы, роговые чешуйки, регенерация

Внутреннее оплодотворение, стегоцефалы

Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы

Теплокровность, клюв, крылья, перо, линька

Киль, крестец, копчиковая кость, цевка

Зоб, воздушные мешки, яйцо

Токование, гнезда, птенцовые и выводковые птицы, оседлые, кочующие, перелетные птицы

Археоптерикс

Птицы леса, водоплавающие птицы, птицы открытых пространств, хищные птицы

Охрана птиц, значение птиц

Порода, инкубаторы

Звери, вибриссы, железы, когти, копыта

Дифференцированные зубы, расчлененность позвоночника на отделы, диафрагма

Слюна, 12-типерстная кишка, легкие

Матка, плацента, пуповина, плод

Первозвери, Настоящие звери

Лесные звери, звери открытых пространств, подземные звери

Летучие мыши, киты, моржи, тюлени, ластоногие, рукокрылые

Породы домашних животных

Систематические группы животных

Демонстрации:

Карточки для самостоятельной работы учащихся

Табл. «Ланцетник»

Табл. «Речной окунь», влажный препарат, презентация

Презентация

Табл. «Речной окунь»

Табл. «Речной окунь»

Влажные препараты «Развитие рыб», дем. табл.

Дем. табл.

Дем. табл.

Табл. «Травяная лягушка»

Табл. «Травяная лягушка», скелет лягушки

Влажный препарат «Развитие лягушки»

Табл. «Многообразие земноводных»

Табл. «Прыткая ящерица»

Влажный препарат ящерицы

Скелет ужа, влажный препарат ящерицы

Табл. «Сизый голубь», презентация

Скелет голубя, презентация

Табл. «Сизый голубь», презентация

Презентация

Табл. «Происхождение птиц»

Табл. «Хищные птицы», «Птицы леса», чучело ястреба-перепелятника

Иллюстрации с изображением птиц

Табл. «Домашние птицы»

Табл. «Собака домашняя»

Табл. «Собака домашняя», скелет крота

Табл. «Собака домашняя»

Табл. «Нервная система»

Презентация

Иллюстрации с изображением млекопитающих

Иллюстрации с изображением млекопитающих

Табл. «Домашние животные»
Практические работы:
Внешнее строение ланцетника

Внешнее строение рыбы

Изучение формы тела и окраски рыбы

Внутреннее строение рыбы

Боковая линия рыб

Внешнее строение лягушки

Строение скелета лягушки

Строение перьев


Требования к уровню подготовки

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных; растений, животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания,

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить: в тексте учебника – отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках –значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, укусах животных;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.





Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планир. рез-ты освоения материала

Хар-ка деят-ти уч-ся или виды учебной деят-ти

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Значение и разнообразие животного мира

1

УИНМ

Автотрофы, гетеротрофы, миграция

Работа с илюстрациями учебника и таблицами

Тек. (ф.о)

§ 1, выучить определения, разобрать рисунки







2

Что изучает зоология

1

УИНМ

Ботаника, зоология, морфология, анатомия, систематика, зоогеография, этология, флора, фауна

Работа с илюстрациями учебника и таблицами

Тек. (и.о)

§ 2, составить схему питания животных










I. Одноклеточные животные (простейшие)

5



















3

Общая характеристика одноклеточных, или простейших, животных

1

КУ

Простейшие, органоиды, таксис, циста

Рассказ, беседа, работа с илюстрац. учебника, сам. работа по карточкам

Промеж. (сам. раб)

§ 3, подготовить сообщение об амебах







4

Тип Корненожки и Фораминиферы

1

КУ

Ложноножки (псевдоподии), пищеварительная вакуоль, чередование поколений

Рассказ, беседа, самост. работа с учебником

Тек. (и.о)

§ 4, изготовить модель амебы







5

Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы

1

КУ

Жгутики, пандорина, эвдорина, вольвокс

Рассказ, беседа, игра

Тек. (и.о)

§ 5, индивид. задания







6

Тип Инфузории

1

КУ

Раздражимость, порошица, трихоцисты

Работа с илюстрациями учебника и таблицами

Тек. (и.о)

§ 6, подгот. сообщение о простейших-паразитах







7

Паразитические простейшие

1

УОИСЗ

Малярийный плазмодий, малярия, кокцидиоз, дизентерийная амеба, лямблии

Работа с илюстрациями учебника и таблицами

Тек. (биол. диктант)

§ 7, повторить

§ 3 – 6










II. Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

3



















8

Общая характеристика многоклеточных животных

1

КУ

Многоклеточные животные

Работа с тестами, рисунками учебника

Промеж. (тест)

§ 8, конспект







9

Тип кишечнополостные. Гидра – пресноводный полип

1

УИНМ

Эктодерма, энтодерма, мезоглея, симметрия тела, стрекательные клетки, рефлекс, гермафродиты, регенерация

Восприятие, осмысление, запоминание информации, работа с иллюстрац. учебника и таблицами

Тек. (ф.о)

§ 9, заполнить таблицу







10

Медузы. Коралловые полипы

1

КУ

Атоллы, гидроидные, сцифоидные медузы, коралловые полипы

Восприятие, осмысление, запоминание информации, работа с иллюстрац. учебника и таблицами

Тек. (биол. диктант)

§ 10, повторить тему «Тип Кишечнополостные»










III. Черви

4



















11

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

1

КУ

Кожно-мускульный мешок, паренхима, нервный узел

Работа с тестами, рисунками учебника, восприятие, осмысление, запоминание информации

Промеж. (сам. раб)

§ 11, индив. задания по карточкам







12

Паразитические плоские черви

1

КУ

Печеночный сосальщик, окончательный хозяин, промежуточный хозяин, фасциолез, бычий цепень, финны, гельминты

Восприятие, осмысление, запоминание информации, работа с иллюстрац. учебника и таблицами

Тек. (ф.о)

§ 12, разобрать схему







13

Тип Круглые черви

1

КУ

Нематоды, аскарида, кутикула

Рассказ, беседа, самост. работа с учебником

Тек. (и.о)

§ 13, зарисовать чел. аскариду







14

Кольчатые черви

1

УОИСЗ

Целом, щетинки, капилляры, нереида

Рассказ, беседа, самост. работа с учебником

Тек. (и.о)

§ 14, повторить § 11 – 13










IV. Моллюски

4



















15

Общая характеристика моллюсков

1

КУ

Мантия, терка

Работа с тестами, рисунками учебника, восприятие, осмысление, запоминание информации

Промеж. (сам. раб)

§ 15, индив. задания







16

Класс Брюхоногие моллюски, или Улитки

1

КУ

Виноградная улитка, слизень

Рассказ, беседа, самост. работа с учебником

Тек. (ф.о)

§ 16, заполнить таблицу







17

Класс Двустворчатые моллюски

1

КУ

Беззубка, мидии, устрицы, глохидий

«Определе-ние возраста двуствор-чатых моллюсков по их раковинам»

Тек. (и.о)

§ 17, заполнить таблицу , подготовить сообщение о кальмарах и осьминогах







18

Класс Головоногие моллюски

1

УОИСЗ

Аммониты, белемниты, каракатицы, кальмары, осьминоги

Рассказ, беседа, самост. работа с учебником

Тек. (и.о)

§ 18, повторить § 15 – 17






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка 8 класс рабочая программа по технологии составлена на основе
Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии, 2004 г., соответствующей...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом и на основе примерной программы среднего...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по математике составлена...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10класса и реализуется на основе следующих документов

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
В основе содержания и структуры программы лежит концентрический вариант построения курса на хронологической основе с выходом на «линейное»...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по русской...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 -ого класса и реализуется на основе следующих документов

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка Данная программа адресована учащимся 7 класса...
Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т. С. Сухова, В. И. Строганов Москва, изд центр «Вентана...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа 1А класса Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку в 1 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по информатике и икт для 7 классов Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru