Урока: учащиеся должны знать




Скачать 56.76 Kb.
НазваниеУрока: учащиеся должны знать
Дата публикации31.08.2013
Размер56.76 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Биология > Урок
Урок- смотр знаний по теме «Кровь и кровеносная система».
Цели урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов: движение крови по кругам кровообращения, работа сердца (сердечный цикл), образование тромба, формирование иммунитета;

быть знакомы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и их профилактикой, осознавать вред никотина, алкоголя, наркотиков для работы органов системы кровообращения, понимать необходимость здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы;

уметь оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения, знать приемы проведения непрямого массажа сердца.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри. Учащиеся занимают места за игровыми столами (класс делится на 4 команды).

II.Проверка знаний учащихся.
Конкурс «Термины».

Учитель раздает карточки с определениями, по одному участнику от каждой команды выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ. Жюри исправ-ляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса.

Задания:

1.Движение крови по кровеносным сосудам (Кровообращение)

2.Самый крупный сосуд (Аорта)

3.Красные кровяные клетки (Эритроциты)

4.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (Фагоцитоз)

5.Кровь, насыщенная углекислым газом (Венозная)

6.Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (Гемофилия)

7.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия (Большой круг кровообращения)

8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (Вакцина)

9. Белые кровяные клетки (Лейкоциты)

10.Способность организма защищаться от инфекционного воздействия (Иммунитет)

11.Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (Вены)

12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (Донор)

13.Вещество, входящее в состав эритроцитов (Гемоглобин)

14. Жидкая часть крови (Плазма)

15.Группа крови универсального донора (1 или 00)

16.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродном белок или организм (Антитело)

17.Кровь, насыщенная кислородом (артериальная)

18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменением давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца (Пульс)

19.Путь крови от правого желудочка до левого предсердия (Малый круг кровообращения)

20.Сосуды, несущие кровь от сердца (Артерии)
Конкурс «С точностью до…».
Баллы набирают те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

1. 90% (количество воды в крови)

2. 300 г. (масса сердца)

3. 60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений)

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

5 .0,8 сек. (длительность сердечного цикла)

6. 0,9% (количество NaCl в крови)

7. 5 млн/ мм3 (количество эритроцитов)

8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах)

9. 120/80 мм.рт.ст. (нормальное артериальное давление крови)

10. 6-9 тыс/мм3 (количество лейкоцитов)

11.30-50 см/с (скорость тока крови в аорте)

12.2,5 см (диаметр аорты)
Конкурс «Модели» (домашнее задание).
Команды разыгрывают модели (сценки) физиологических процессов: «Работа сердца», «Круги кровообращения», «Образование тромба», «Формирование иммунитета».

Конкурс «Найди ошибку».
Команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок зачитывает тексты и комментирует ошибки.

Тексты к конкурсу «Найди ошибку»

  1. «Эритроциты»

«Эритроциты-красные кровяные клетки. Они очень малы.В 1мм3 их 10 млн. (5 млн). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутой) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединении белка и (железа). Эритроциты зарождаются в селезенкекрасном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге(селезенке). Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ(газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровие).

  1. «Лейкоциты»

«Лейкоциты-белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом(фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки(вещества), способные нейтрализовать любую(специфическую)инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов(И.И.Мечников)».

  1. «Лимфатическая система».

«Лимфатическая система – дополнительная к артериальной(венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь(лимфа) движется по ним в двух(одном )направлениях. Лимфатическая система – посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами(освобождает от продуктов распада).Лимфатические сосуды не имеют(имеют) клапанов. Особые образования – лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты(лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен(различен)».

  1. «Сердце».

«Сердце–двигатель крови в организме.Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной(грудной) полости. Масса сердца около 1 кг(300г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием(снаружи – соединительная ткань).Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной(полной перегородкой), и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются(не смешиваюится). Самая крупная вена(артерия), несущая кровь от сердца – аорта - начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек)».
Конкурс «Прием в травмпункте».

Учащиеся должны оказать ПМП «пострадавшему (задания выбирают жеребьев-

кой)».

Задания:

1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье,

кровь идет толками, цвет крови – алый.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду, чтобы не повредить кожу, выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2 часов, чтобы не вызвать некроза. На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

2.У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в минуту, массаж сердца – с частотой 60-70 раз в минуту.

3.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное,

кость не повреждена.

Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить круговую повязку. Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

4.У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана не загрязнена.

Ответ. Рану промыть перекисью водорода, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем.
Конкурс «Сообщения».

Выступают участники команд, подготовившие сообщения(регламент з мин.)

Темы сообщений:

1.Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.

2.Влияние алкоголя, табака и наркотиков на работу ССС.

3.Значение физических упражнений для укрепления ССС.

4.Зачем нужны прививки.
III. Подведение итогов.

1.Выставление оценок за термины

2.Выставление оценок за конкурсы

3.Общие итоги и выводы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: учащиеся должны знать iconУчащиеся должны знать и уметь
...

Урока: учащиеся должны знать iconДействие жидкости и газа на
Цель урока: Учащиеся должны усвоить понятие «выталкивающая сила», получить первое представление о ней, учащиеся должны узнать о способах...

Урока: учащиеся должны знать iconТема: «Сила как мера взаимодействия тел»
Академические: учащиеся должны знать и уметь применять зависимости силы тяжести от массы тела, силы упругости от деформации; уметь...

Урока: учащиеся должны знать iconТема урока. Импульс. Закон сохранения импульса
Цель урока: учащиеся должны четко понимать, что такое импульс тела, осмысливать суть закона сохранения импульса и знать границы применимости...

Урока: учащиеся должны знать iconТема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества
Учащиеся должны понимать значение понятий «количе­ство вещества», «молярная масса» и знать, как применяются дан­ные величины в расчетных...

Урока: учащиеся должны знать iconУрок педагогов Ковиной Тамары Вениаминовны
Ожидаемый результат: учащиеся должны знать типы почв Московской области, уметь делать вытяжку почвы, при этом исследовать ph почвы...

Урока: учащиеся должны знать iconУрок природоведения 5 класс. Тема урока : Водная среда. Приспособленность...
Задачи: учащиеся должны знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной; водных животных, особенности их строения...

Урока: учащиеся должны знать iconУрок немецкого языка по теме «Школа мечты»
Учащиеся должны знать материал темы в основных видах речевой деятельности аудировании, чтении, говорении, письме

Урока: учащиеся должны знать iconУрок независимое расследование по теме «Галогены»
К этому уроку учащиеся должны знать положения галогенов в периодической системе химических элементов, особенности строения их атомов,...

Урока: учащиеся должны знать iconУчебнику «Физика -11» для классов с углубленным изучением физики...
При изучении темы: «Электромагнитные колебания» учащиеся должны знать следующие определения


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru