Тема урока : Правописание безударных гласных в корне




Скачать 87.17 Kb.
НазваниеТема урока : Правописание безударных гласных в корне
Дата публикации19.09.2013
Размер87.17 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Астрономия > Урок


Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса.

Дата проведения

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне

Цели урока: 1.Продолжить формирование представления о сходстве и различии основ разных форм одного и того же слова и однокоренных слов

2. Формирование опыта правописания слов с безударной гласной в корне и разными способами подбора проверочных слов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Чистописание.

Выпишите следующие слова: землянка, следы, светелка.

Рядом с каждым из них запишите проверочное.

Запись слов на доске: землянка-земли, следы-след, светелка-свет.

Объясните, каким способом подбирали проверочные слова для проверки безударных гласных.

  1. Работа по теме урока.

  1. Сформулируйте тему урока.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Скачет- скак…н; ходит- х…док; кормит- к…рмилец; пляшет- пл…сун; пишет-п…сатель; ловит- л…вец.

-Какое правило использовали при написании пропущенных букв? (Корни родственных слов пишутся одинаково)

3) Прочитайте текст.

По берегу Белого моря живут люди, которые называют себя поморами. Поморы всегда были хорошими рыбаками. Они смело бороздили морские просторы.

Вспомните правила списывания текста. Спишите текст. (Взаимопроверка.) Найдите в тексте однокоренные слова, выпишите их. Первым запишите слово, которое будет являться проверочным.

Запись на доске и в тетрадях.

Море, поморы, морские.

Разберите слова по составу. Сравните основы однокоренных слов.

-Как образовались родственные слова?

4) Упр. 48. Чтение текста. Объяснение пропущенных орфограмм. Комментированная запись текста. Запись однокоренных слов на доске и в тетрадях.

Снег-Снегурочка, лепил-вылепили (лепка), делали-сделали, вели-вывели (вел).

Разберите однокоренные слова по составу, их основы сравните.

  1. Физкультминутка

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова- приседают.

Снег- из снега; снег- снежинка;мороз- заморозки; мороз- морозы; санки- на санках; санки- саночки; катились- скатились; снежный- снежная.

  1. Продолжение работы по теме урока

5) Упр.49 (стр. 131). Устный ответ на вопрос.

6) Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенную букву.

Шерсть- ш…рстяной, шесть- ш…стой, шить- ш…тье, шелест- ш…лестеть, ширь-ш…рина, жить- ж…вой, шепот- ш…птать, шип- ш…пы, жир- ж…реть.

-Назовите пару слов, в которой для проверки безударной гласной изменили форму слова.

-После каких согласных в этих словах стоит безударная гласная?

Не путайте написание гласной после шипящих (жи-ши, ча-ща,чу-щу),с написанием безударной гласной, которую проверяем ударением.

7) Упр.50. Самостоятельная работа на доске и в тетрадях, с последующей проверкой.

8) Упр.52.

9) Упр.53 (стр. 132). Коллективная работа по аналитическому плану упражнений.

Вывод: слова для переноса можно делить не только по слогам, но и по частям слова.

10) Прочитайте.

Сосна, вода, дела, трава-

Слуху вы не доверяйте-

Проверить надо все слова.

Удареньем проверяйте:

Безударный гласный-

Стоп! Писать опасно!

Сосны, воды, травы, дело.

А теперь пишите смело.

-Расскажите, как проверить безударную гласную в корне слова.

6. Домашнее задание

Упр.47 (стр.130-131)

7.Итог урока

Обобщение.

-При помощи каких частей можно образовывать родственные слова?

-Что значит разобрать слово по составу? Как это сделать?

-Что такое корень слова? Что такое окончание? Что такое приставка?

-Дайте определение суффиксу.

-Как проверить безударную гласную в корне слова?




Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Дата проведения: 24.09.09.

Тема урока: Бабочки. Репейница.

Цели урока: 1. Познакомить детей с одной из множества разновидностей бабочек- с бабочкой-репейницей;

2. Развитие выразительных возможностей устной и письменной речи детей.

На уроке использовала:

  1. Учебное пособие «Мир вокруг нас» под редакцией А.Ф. Малышевского, стр.40

  2. Выставка книг о бабочках.

  3. На магнитной доске паровозик, где машинист- бабочка, а в вагоне пассажиры- бабочки.

  4. Растение- репейник.

  5. Ранее нарисованный детьми осенний луг.

  6. Множество бабочек, которые сделали дети из гофрированной бумаги.

  7. Ключевые слова по тексту учебного пособия, написанные учителем на индивидуальной доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного (в форме беседы)

1)Учитель: Для того, чтобы вы вспомнили насекомых луга, с которыми мы познакомились на прошлых уроках, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение.

Мне нравится утром росой умываться;

Босой по траве очень быстро промчаться.

И тихо прилечь, наблюдая сквозь травку,

Как пчелы нектар собирают в охапку.

Как хищник- стрекозка над жертвой хлопочет,

А божья коровка над ними хохочет.

Стрекочет кузнечик. Все вдруг замирает!..

А ветер легонько весь луг обнимает.

Вопрос: Где это происходит?

Ответ: На лугу.

В. О ком идет речь?

О. О насекомых. (Требую ответы полными предложениями)

Задание .Запишите названия этих насекомых в тетрадь.

  1. Учитель: Отгадайте загадку

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

-Кто это?

Ответ: Это бабочка.

Учитель: Допишите в тетрадь. Прочитайте, каких насекомых вы записали.

(пчела, стрекоза, божья коровка, кузнечик, бабочка)

Вопрос: О какой бабочке мы читали на прошлом уроке?

Ответ: О бабочке- голубянке.

Учитель: Откроем стр.38, найдем в тексте, какая она- бабочка-голубянка. (Читают два ученика).

Прочтите, что вы записали о ней дома в своих тетрадях.

Дети читают и показывают нарисованные ими бабочки. Каждый получает за эту работу оценку. На грудь отвечающего прикрепляю бабочку, которую дети сделали на прошлом уроке.

  1. Учитель: Вы изучаете тему «Бабочки» в 3 классе. Но эта тема интересна и старшеклассникам, и взрослым людям, и даже ученым.( Показываю толстую книгу «Все о насекомых» ). Вот интересные сведения о бабочке- голубянке:

Эта бабочка сейчас встречается настолько редко, ЧТО ОНА ЗАНЕСЕНА В «КРАСНУЮ КНИГУ». У ее гусениц интересная жизнь! Они «дружат» с муравьями. Живут в муравейниках, едят здесь тлей и даже муравьиные яйца. А муравьи «доят» этих гусениц: щекочут усиками и получают сладкую капельку из особой железки на их спинах.

  1. Изучение новой темы.

  1. К настоящему времени в мире известно около 170 видов бабочек. Сегодня мы познакомимся еще с одним видом бабочек. Название вы отгадаете сами.

(СЛЫШИТСЯ ГУДОК ПАРОВОЗА)

(Открываю магнитную доску)

Учитель: Кто к нам в гости мчится?

Дети: Целый состав…поезд.

Учитель: Кто управляет поездом?

Дети: Бабочка-машинист.

Учитель: А кто пассажиры?

Дети: Пассажиры тоже бабочки.

Учитель: Ребята, а мы пока не можем их принять, так как на прошлом уроке мы пытались изобразить для наших гостей летний луг, но он у нас получился осенний. Почему осенний?

Дети: Мы использовали краски осени.

На таком лугу бабочкам будет неуютно, плохо.

Бабочки любят летние, яркие цветы, сочную траву и яркое солнце.

Учитель: Что же будем делать?

Дети: Мы сейчас нарисуем летний луг. (Рисуют на листе ватмана)

Учитель: Чем можно «оживить» луг?

Дети: Цветами. (Рисуют)

Учитель: А кем можно «оживить» этот луг?

Дети: «Оживим» луг теми насекомыми, которых мы записали в начале урока в тетради.

Поместим на луг наших гостей- бабочек.

Луг получился великолепный.

Учитель: Вы пришли на такой луг. Светит яркое солнце. Кругом высокая сочная трава, много цветов и, конечно, много насекомых. Ваше первое желание?

Дети: -Босиком пробежаться по лугу.

-Броситься в траву, лечь и рассматривать облака. Вижу облако, похожее на бабочку.

-Нарву небольшой букетик цветов маме.

-Возьму сачок, поймаю бабочку и рассмотрю ее поближе.

2) Учитель: На что похожа бабочка, когда она сидит на травинке?

Дети: Она похожа на яркий цветок.

Учитель: Бабочек в народе называют «летние цветы». Сегодня мы прочитаем еще об одной бабочке. Откройте в учебнике стр.40. (Дети читают текст о бабочке-репейнице.

Задание. Выписать в первый столбик прилагательные (какая бабочка?), во второй- глаголы.

Далее текст прочитывается вслух. Дети подписывают к прилагательным существительные, к глаголам- зависимые слова. Получают словосочетания.

-Выпишите из текста название страны; (Африка)

-название растения. (Репейник)

(Открываю мною записанные эти ключевые слова. Дети проверяют правильность написанного. Там, где стоит звездочка, дети объясняют значения этих слов. Дописывают внизу название бабочки.)

Репейница

На доске:

Простая улетает осенью

*Невзрачная зимует в Африке

Серенькая возвращается весной

*Неприметная увидеть на цветках репейника

*Неутомимая

Перелетная

  1. Закрепление изученного

  1. Читаем еще раз текст на стр.40; читаем ключевые слова из своей тетради.

Используя ключевые слова, дети пересказывают текст своими словами.

  1. Представим себе, что это не класс, а луг; мы все- цветы. На каждом «цветочке»- бабочка. Бабочка каждому из вас что-то нашептала. Расскажите о том, что поведала вам ваша бабочка. (Дети рассказывают о приключениях своих бабочек). Некоторые из них:

«Жили две бабочки. Одна была добрая, другая- злая, у доброй бабочки было много друзей. Когда с бабочками приключилась беда, добрую бабочку выручили друзья. А злой бабочке никто не помог. Вывод: будешь сам делать добро, и тебе ответят добром.»

«Осенью я нашел, казалось бы неживой комочек, положил его в спичечный коробок и забыл о нем. Весной, сидя за столом, услышал какой-то шорох. Я вспомнил о своей находке. Когда открыл коробок, оттуда вылетела бабочка.»

  1. Учитель: Итак, у нас с вами луг в разное время года. (Ставлю обе картины рядом)

В чем их отличие? (ответы детей)

Осенний луг Летний луг

Не очень красивый красивый

Холодный теплый

Почти нет насекомых много насекомых

Нет цветов много ярких цветов

(На стол ставлю вазу, в ней репейник.)

Учитель: Что это?

Дети: Репейник- любимое растение бабочки репейницы. Бабочка любит цветы репейника.

Учитель: А сейчас на репейнике есть цветы?

Дети: Нет. Это плоды репейника с семенами. На эти колючки бабочки не садятся, так как они прилипнут к колючкам, а когда попытаются взлететь, могут поранить свои крылышки.

Учитель: А цветы репейника какого цвета?

Дети: Розовато-голубые.

Учитель: Вот их-то и любит бабочка- репейница.

А сейчас мы превратим наш класс в «царство бабочек». (Дети из картонного домика высыпают бабочек и развешивают по всему классу.

  1. Домашнее задание: Нарисовать в тетради бабочку- репейницу, написать о ней по выбору уч-ся сочинение, сказку или стихотворение.

  2. Итог урока

Обобщение



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне iconУрок русского языка 3 класс Тема: Правописание безударных гласных...
Задачи: 1 обобщить знания о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корне слова

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне iconУрок по русскому языку в 5 классе. Тема урока: «Упражнение в правописании...
Закрепить умения проверки написания безударных гласных; формировать представления об орфограмме, как о возможном представлении и...

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне iconУрока. Тема: Правописание безударных гласных в корне слова. В. Приходько «Капельные часы»
Цель: учить видеть орфограмму – безударную гласную в корне слова, объяснять ее написание, проводить самопроверку; закрепить ранее...

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне iconТема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слов
Тема: Слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, в корне слова (словарные слова)

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне iconУрока Тема урока К/ч
Правописание безуд гласных в корне, проверяемых согласн,гласных после шипящих § 8-9-10

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне iconУрок. Урок-сказка. Тема: Проверка парных согласных и безударных гласных в корне слова. Цели
Цели: закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых парных согласных и безударных гласных в корне слова

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне iconУрок путешествие 2 класс Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне icon«Н. Некрасов «Мороз – воевода» Правописание безударных гласных в корне слова. (повторение)»
Оборудование: учебник чтения, иллюстрация зимнего пейзажа, запись на доске, портрет автора Некрасова

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне iconУроков» Тема : «Правописание безударных гласных в корне слова» (2 класс)
Интегрированный урок-путешествие (внеклассное чтение + русский язык) в страну невыученных уроков по произведению Лии Гераскиной «В...

Тема урока : Правописание безударных гласных в корне iconУрок тема урока. Правило проверки безударных гласных в корне слова
Оборудование: таблица «Безударные гласные, проверяемые ударением», перфокарты, слайды


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru