Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности




Скачать 118.76 Kb.
НазваниеУчебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Дата публикации14.10.2013
Размер118.76 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Военное дело > Документы
Реализация учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся

в урочной и внеурочной деятельности

Ремезова Мария Евгеньевна, учитель математики высшей категории
Долгое время традиционная школа была ориентирована на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть упор делается на функциональные, деятельностные качества.

C 2011 года меняется парадигма, и вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности.

Личностное развитие развитие индивидуальных ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции

Социальное развитиевоспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик, умения принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, а также формирование способности и готовности к сотрудничеству, к свободному общению русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Общекультурное развитие освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры. (голубое НА СЛАЙД)
Мы с Вами, уважаемые коллеги, лучше других знаем, что достигнуть результата можно только при системном подходе и методической, планомерной работе над поставленной задачей. Выбор традиционных и инновационных технологий обучения, их разумное сочетание, дополнение друг друга позволят выполнить задачи, поставленные перед современной школой.
Инновационные технологии.

В последнее время пристальное внимание привлекает учебно-исследовательская и научно-исследовательская образовательные технологии. Важно понять, что считать научным исследованием, а что учебно-исследовательской деятельностью учащихся, не смешивая два этих понятия.

Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под ним он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода - эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. Педагог Вахтеров В.П. говорил: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания». Это высказывание может стать новым девизом для современного учителя, руководством к действию. Метод исследования или открытия лежит в основе методики творческого обучения - обучения «без образца».

Чтобы понять, что же такое учебно-исследовательская технология, ответим на следующие вопросы:

  • Что такое исследование?

  • Функции исследования.

  • Каковы некоторые приемы и методы организации исследовательской работы на уроке и во внеурочное время.

  • Что даёт ученику погружение в исследование?

  • Что даёт учителю применение им исследовательских технологий?


Учебное исследование – это не только познавательная деятельность учащихся под руководством учителя, но и метод обучения самой исследовательской деятельности. Эта деятельность связана с решением учащимися творческой, поисковой задачи с заранее неизвестным решением.

Функции исследования:

  • организация творческого поиска,

  • применение ранее полученных знаний,

  • обеспечение овладением методами научного познания в процессе деятельности по поиску,

  • формирования интереса, потребности в творческой деятельности,

  • развитие навыков самообразования и системной деятельности.


Исследовательская работа на уроках и вне урока позволяет решать следующие задачи:
1.Расширение возможностей разноплановой практической деятельности учащихся.

2.Формирование у школьников положительной мотивации к учебе.

3.Выявление и развитие задатков, способностей и талантов детей.

4.Самообразование и самосовершенствование учителей в личностном плане.
Обязательный структурный компонент урока-исследования – создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы.

(Проблем у современного ребёнка и так много. Зачем ему ещё новые?)

Тут мы, как раз подошли к понятию проблемной ситуации, как одной из форм проведения урока. (слайд «приемы исследовательской работы на уроках математики)

В школьных учебниках, как правило, излагаются соответствующие программе фрагменты математических теорий (алгебры, геометрии, математического анализа), т.е. готовые системы знаний. Проблема состоит в том, чтобы в процессе обучения смоделировать потенциальную исследовательскую деятельность, результатом которой являются эти знания. Разумеется, к одним и тем же знаниям можно прийти в ходе различных исследований, причем неэквивалентных как с логической, так и с дидактической точки зрения. Сравним структуру типовой и проблемной задач. (по слайду)

Весь фокус в том, что решив проблемную задачу, ученик переводит её в разряд типовых.

Структура детской исследовательской работы


Изучение объекта в математике целесообразно вести в такой последовательности (слайд )

  • определение;

  • элементы (основные и дополнительные);

  • свойства;

  • признаки (в математике признак - это необходимые и достаточные условия существования объекта);

  • применение.

Эта система осваивается нашими учениками с 5-го класса, на ней базируется вся работа в среднем и старшем звене.

Параллельно идет освоение различных этапов учебной исследовательской работы:

  • сбора информации и его анализа;

  • построения и применения моделей,

  • представления и внедрения результатов исследования.

Вы спросите, где здесь исследование? В способе получения информации (см. предыдущий слайд)

Первый прием, первое умение, которому надо научить потенциального «исследователя» - это умение создать себе проблему. Т.е задать вопрос.

Вопросы обычно задает учитель, причем не потому, что не знает ответа, а потому, что хочет выяснить, знает ли его ученик. Поставим ученика на место учителя. Один задает вопросы другому. Установка – не задавать вопросы из учебника, сформулировать так, как не спрашивал учитель и т.д. Порой здесь начинается путь «к открытию». Так, однажды в 5 классе вместо стандартного вопроса «назови наименьшее натуральное число» ученик спросил «Почему один – самое маленькое число?». Тут же ему было предложено провести исследование вопроса из истории возникновения и развития чисел, числовых множеств. Хорошо стимулируют поисковые способности задания, начинающиеся не со слов «найти, решить, доказать…», а задачи, в которых спрашивают «верно ли, что… существует ли…, когда существует…, уточните условие…, проверьте справедливость обратного утверждения».

Второй прием: после заданного вопроса, нужно уметь четко сформулировать задачу. (слайд 3). Школьников постоянно просят решить то или иное задание и достаточно редко – придумать свой пример, задачу, нестандартное задание. Такие задания проверяют понимание изучаемой темы, тренируют «конструкторские способности. Я достаточно часто записываю на уроке задание (равенство, неравенство, геометрический чертеж), не формулируя задания. Через несколько секунд осмысления спрашиваю: «Как вы думаете, что нужно сделать?» В зависимости от полученных ответов и задач урока дальнейшая работа может строиться по-разному. Можно подвести учащихся к одной поставленной проблеме и решать ее (может быть разными путями) или поделить учеников на группы (варианты), которые охватят возможно большее число задач по исходным данным.

Третий прием: постановка и осуществление эксперимента. Здесь целесоообразно сначала рассмотреть

Примерную инструкцию по проведению исследовательских работ на выявление свойств математических объектов. (слайд 4)

1.Собрать первичный фонд информации. 2. Проанализировать собранные сведения. 3.Составить модели для исследования. 4. Собрать дополнительную информация для того, чтобы можно было исследовать все виды моделей. 5. Исследовать полученные модели (по заданному вопросу). 6. Сформулировать гипотезу. 7. Проверить гипотезу по дополнительным данным (привести примеры и, если есть - контрпримеры). 8.Сформулировать гипотезу в виде теоремы (если… то…). . 9. Доказать теорему в общем виде. 10.Выбрать дальнейший путь исследований. 11. Применить новую модель. 11.Представить результаты исследования. ВЫВОД: Это и есть основной момент в формировании системно-аналитической деятельности учащихся.

Рассмотрим пример действия по инструкции 5-6 класс. Начальное знакомство с геометрией.

Эксперимент.

На партах раскладываются «окружности» - по возможности разнообразные предметы круглой формы (часы, транспортир, блюдце, обруч).

Каждый ученик с помощью нити измеряет длину своей окружности, с помощью линейки длину диаметра этой же окружности. По просьбе учителя делит (на микрокалькуляторе) первое число на второе. Эта же работа производится учеником на доске. Все результаты с точностью до сотых записываются. При этом ученики следят за комментариями учителя: «4,55 – плохо, 3,65 – лучше, 6,32 – очень плохо, 3,18 – хорошо». Это стимулирует догадку. Ученики пытаются сообразить, какого результата ждёт учитель. Опыт, полученный в результате такого исследования, предшествует проблемной ситуации. Сбор фактов дал основание для выдвижения различных гипотез: ответ должен быть определённым числом; чем больше диаметр окружности, тем больше получается это число; ответ должен приближаться к числу 3; результат не зависит от размеров окружности.

Далее, на этапе поиска решения проблемы, происходит обсуждение каждой из гипотез, дополнительная проверка фактов, что ведёт к формулированию выводов о числе π. Здесь применён принцип Шерлока Холмса - от частного к общему. Затем даётся формула вычисления длины окружности. Её применение на практике происходит в виде составления заданий на использование нового знания. Примеры придуманных детьми задач:

1. вычислить длину бордюра клумбы в виде круга, которая находится в парке;

2. вычислить диаметр Земли, уточнив на уроке географии длину экватора.
И, наконец, пришло время решить проблему, поставленную в начале урока о вычислении длины окружности. В заключении можно решить, а затем проверит на практике задачу о нахождении длины материала, свернутого в рулон. Достаточно измерить диаметр окружности, лежащей в основании рулона, затем по формуле С=πd вычислить длину этой окружности и умножить её на их количество витков.
Аналогичную работу можно провести по открытию свойств прямоугольного параллелепипеда, теорем о параллельных и перпендикулярных прямых в 6 классе.

Вернемся к слову «гипотеза». Я считаю, что умение выдвинуть гипотезу можно рассматривать как отдельный четвертый прием исследовательской деятельности.

Ученикам 5-7 класса нравится само звучание слов: выдвинуть и доказать гипотезу. Веет такой «большой научностью»… Чем старше, тем дети осмысленнее подходят к этому. Данный прием хорошо срабатывает при изучении свойств геометрических фигур. Сначала увидеть, а потом доказать (часто самостоятельно) свойство фигуры. Например, равенство диагоналей прямоугольника, свойство сторон описанного четырехугольника и т.д.
Вершиной исследования следует считать проект, самостоятельную творческую или научно-исследовательскую работу. Но об этом чуть позже. Сейчас по плану: что в результате получает от этой работы ученик и учитель?

Применение методов и приёмов учебно-исследовательской технологии способствует формированию и овладению учащимися универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Универсальные учебные действия

  • способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

  • совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Как я понимаю, что такое универсальные учебные действия на 1 ступени форирования? ЭТО:

    • планирование своей деятельности (в последствии - не только учебной)

    • анализ имеющейся информации

    • умение логически выстраивать ход рассуждений

    • овладение навыками аргументировано выстраивать доказательную базу

    • понимание и осуществление практической направленности своей деятельности.

Универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Всё перечисленное, вырастая из понятия учебные действия, переносится в сферу социальной жизни будущего гражданина.

Растёт познавательная активность личности, его информационная и коммуникативная компетентность, развивается самостоятельная личность. Обратите внимание, я делаю ударение на слове личность, а не ребёнок или ученик. Ведь, в конечном счете, из школы должны выходить не «люди», «народ», «электорат», а именно ЛИЧНОСТИ.

Учебно-исследовательская деятельность школьников – часть технологии развивающего обучения. Учителя она развивает не в меньшей степени, чем ученика.

Учителю нужно знать:

Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП. (Вместе с завучем)

Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с завучем)

Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?

Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?

Как разработать учебный проект или исследование?

Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?

Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?

С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным исследованием или проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Одна из форм проектной деятельности – это подготовка и участие в научно-практической конференции. В нашей школе конференции проходят уже 12 лет. Об общем порядке их проведения вам подробнее расскажут завтра. Я могу сказать о себе. Я руковожу поисковой и творческой работой ребят в течение 6 лет. И с каждым годом МНЕ становится всё интереснее. Я просто чувствую, как развиваются мои информационные и коммуникативные компетенции, растёт мотивация и стремление к самообразованию.

Мой интерес подкрепляется успехами учеников. От года к году наблюдается их рост и мастерство. Сейчас перед вами выступят учащиеся 9 класса Тихомирова Светлана и Быков Кирилл.
Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором является то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В том возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для старшеклассников большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. Для успешной работы по развитию системно-аналитической деятельности важно совпадение морально-ценностных ориентаций педагогов и учащихся, их общая заинтересованность в решении вопроса исследования, желание научиться и научить.

Ведь «для того, чтобы научиться кататься на велосипеде, надо кататься на велосипеде», - сказал когда-то Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Учебно-исследовательская образовательная технология позволяет и ученику и учителю научится добывать, систематизировать и анализировать информацию самостоятельно, превращая её в исследование, формируя все основные ключевые компетентности личности.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconПлан внеурочной деятельности как механизм реализации основной образовательной...
Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью...

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconСетевые конкурсы портала "Образование 0" как одно из эффективных...
И для этого имеется немало эффективных технологий. Одна из них – интеграция (объединение) урочной и внеурочной деятельности. Я преподаю...

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconРезультаты учебно-исследовательской деятельности (уид)
Особенности подачи средств психолого-дидактического сопровождения развития учебно-исследовательской деятельности учащихся

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconОрганизация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках...

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconЗадачами
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологии для организации урочной и внеурочной деятельности...

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconАналитическая справка о результатах профессиональной деятельности в 2007-2010 годах
Развитие творческих способностей учащихся в урочной и во внеурочной деятельности

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconПрограмма “Я исследователь” интеллектуальной направленности. Она...
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconНа уроках истории и во внеурочной деятельности
Брошюра содержит обобщение опыта учителя. Может быть использована учителями в 6-9 классах в урочной и внеурочной деятельности

Учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников в условиях...
Их формирование может осуществляться в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru