Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения




НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
страница1/25
Дата публикации26.06.2015
Размер3.52 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
5-bal.ru > Военное дело > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Утверждена Утверждена

Педагогическим советом приказом директора школы

протокол от 28.08. 2012г. №1 от 31.08.2012г. № 281

Основная образовательная программа

начального общего образования

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2»


г. Первоуральск

Содержание


№ раздела

Название

Номера

страниц

1.

Целевой раздел




1.1

Пояснительная записка

1-6

1.2

Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего

образования

8 - 23

1.3

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


24 - 38

2.

Содержательный раздел




2.1

Программа формирования универсальных

учебных действий у обучающихся на ступени

начального общего образования.


39 - 67

2.2

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

67 - 94

2.3

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

95 - 108

2.4

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

109 - 118

2.5

Программа коррекционной работы

118 - 125

3.

Организационный раздел




3.1

Учебный план начального общего образования

125- 147

3.2

План внеурочной деятельности

129-131

3.3

Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

132 - 139


Раздел 1.
1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования – это нормативный документ, разработанный в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы. Определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающий социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009);

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189);

  • Устав общеобразовательного учреждения.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с

учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и

рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи программы:

- обеспечить достижение учащимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освое­ния основной образовательной программы;

- обеспечить формирование универсальных учебных действий, как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способ­ность к организации самостоятельной деятельности учащегося;

- обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готов­ность и способность к сотрудничеству и совместной деятель­ности ученика с учителем, одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения;

- обеспечить возможности для продолжения социально-лич­ностного развития ребёнка, появления осознанных представ­лений об окружающем мире, о себе, о нравственно-этических нормах общества;

- сформировать готовность и способность учащихся к реф­лексии — важнейшему качеству, определяющему направлен­ность на саморазвитие и реализацию творческого потенциала

Основная образовательная программа учитывает тре­бования к образованию, которые предъявляют стандарты вто­рого поколения. Принципиальным подходом к формированию основной образовательной программы начального общего образования стал учёт изменения со­циальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет устано­вить баланс теоретической и практической составляющих со­держания обучения. Определение в программе содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружаю­щего мира.

Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

Сокращения, используемые в программе: НОО — начальное общее образование; ОУ — образовательное учреждение; ООП — основная образовательная программа; ООПНОО — основная образовательная программа начального общего образования; ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП — базисный учебный план; УМК — учебно-методический комплект.

Программа адресована:

учащимся и родителям (законным представителям):

- для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности общеобразовательного учреждения по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

- для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей их взаимодействия;

учителям:

- для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;

администрации:

- для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы;

- для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации);

учредителю:
- для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом;

- для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

ООПНОО обеспечивает: гарантию прав учащихся на образо­вание (доступное и качественное), оптимизацию образо­вательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, твор­ческой, художественно-эстетической и коммуникативной дея­тельности), эффективное использование современных тех­нологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и сохранения здоровья учащих­ся, использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через

систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (города, области) для приобретения опыта реального управления и действия.

Характеристика программы обучения.

Обучение в начальной школе осуществляется по Учебно – методическому комплекту (далее УМК) «Школа 2100». Главная задача УМК «Школа 2100» - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

В данном УМК заложен деятельностный подход через ряд деятельностно- ориентированных принципов.

а) Принцип обучения деятельности.

Основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися.

Все учебники этого комплекта сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера. Так, например, читательские умения, приобретённые в курсе литературного чтения, эффективно используется в параллельных содержательных курсах УМК (математики, окружающего мира), а также в проектной деятельности. Также эффективно развивается самостоятельная читательская деятельность детей с использованием приемов работы с текстом, которые учащиеся осваивают на уроках. Совместная деятельность учителя и детей в этом направлении организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения.

Работа по УМК «Школа 2100» предполагает использование нескольких

образовательных технологий: технологии проблемного диалога, технологии продуктивного чтения и технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов), а также проектной технологии.


Название технологии

Характеристика

Технология проблемно – диалогического обучения

Обеспечивает творческое усвоение знаний посредством специально организованного учителем диалога.

При изучении нового материала на уроке реализуются две задачи: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап открытия и формулирования нового знания.

Технология продуктивного чтения

Технология ориентирована на формирование типа правильной читательской деятельности и включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап – работа с текстом до чтения;

II этап – работа с текстом во время чтения;

III этап – работа с текстом после чтения.


Технологии оценивания образовательных достижений

Это технология действия в ситуациях оценивания.

Основные составляющие:

- развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки;

-фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований;

- дифференциация оценки по специальной шкале уровневой успешности.

Проектная технология

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. В основе данной технологии лежат идеи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной деятельности. Целью является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Каждый ученик получает возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.


Технологии, предлагаемые «Школой 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников. Таким образом, сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, в условиях которой максимально развиваются и формируются познавательные потребности и способности каждого обучающегося, обеспечивается воспитание свободной личности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, защиты проектов.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, внеурочная деятельность осуществляется через:

- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса;

- дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продлённого дня;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога);

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

При организации внеурочной деятельности используется модель дополнительного образования. Акцент делается на преимущественном использовании потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают различные школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, факультативные и элективные курсы по выбору.

Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время обеспечивают достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Зования мбоу «Большезетымская оош» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования...

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Ос «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности,...

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «сош №42»на 2013-2014 учебный год


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru