Урок по теме: «Классификация цветковых растений»




Скачать 134.95 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Классификация цветковых растений»
Дата публикации15.10.2014
Размер134.95 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Туризм > Урок
Урок
по теме:
«Классификация цветковых растений».
( 7 класс)
Учитель биологии ГБОУ СОШ №386

Сорокина О.Н.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013-2014УЧЕБНЫЙ ГОД.


Цель: Проверить уровень усвоения знаний по теме: « Классификация цветковых растений».

Задачи:

1.Закрепление умения осуществлять взаимоконтроль (при взаимопроверке).

2.Продолжить развитие навыков учебной деятельности (обобщения, классификации,объяснения,сравнения,самостоятельнойработы). 3.Воспитывать у ребят бережного отношения к природе.

Тип урока: Урок проверки и оценки знаний, умений, навыков.

Приемы деятельности учителя: демонстрация, эвристическая беседа, лабораторная работа, стимулирование занимательным содержанием, использование игровых форм, проблемные ситуации, тестирование.

Педагогические технологии обучения: игровые, проблемные, творческие, информационные (компьютерные), сотрудничества, система малых групп, технология эмоционального состояния учащихся.

Оборудование:

1.показ презентации ПК

2.гербарии

3.наглядный материал (овощи, фрукты, крупы)

4.выставка дополнительной литературы

5.приложения на каждую группу

6.магнитофон с дисками

7.выставка детских рисунков

8.жетоны

9.4 схемы цветов и лепестки трех цветов (голубой, коричневый, черный).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

3.Проверка знаний:

А. игра «Разминка».

Б. Работа в группах: (лабораторная работа, заполнение таблицы и взаимопроверка).

4.Фронтальный опрос с элементами игры.

5.Физкультминута.

6.Итоговое тестирование (с элементами самопроверки и самооценки знаний).

7.Сообщения ребят с элементами инсценирования.

8.Игра для развития логического мышления.

9.Работа в группах по обсуждению проблемной ситуации с элементами инсценирования.

10.Сообщения ребят. Рассказы о прекрасном мире цветов (опережающее творческое задание).

11.Выводы. Выставление оценок.

12.Задание на дом.

13.Технология эмоционального состояния учащихся.

14.Ознакомление с доп. литературой.

1.Организайионный момент.

Звучит музыка « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» или «Времена года» П. И. Чайковского, слайд №1.

Учитель выступает в роли Хозяюшки-Забавушка, помощница ученица из 9-10 класса, класс делится на 4 группы, которые располагается за столами.

На экране слайд №2.

Я, Хозяюшка - Забавушка цветковых растений, очень рада нашей встречи. Познакомьтесь с моими друзьями, которые мне будут помогать это моя давняя подруга Флорена и мой волшебный колокольчик.

( звенит колокольчик выходят экологи).

2.Актуализация знаний учащихся.

Хозяюшка-Забавушка: - Что случилось дорогой колокольчик?- К нам в гости пришли друзья - экологи.- Здравствуйте, мои друзья экологи! Что вы нам хотите поведать в этот раз.

Экологи:1. Замечательные строки, которые должны остаться в сердце каждого.

Русская природа волнует каждого человека. Наши бесконечные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши. В нашей природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое. Что-то такое, что кровно отзывается в сердце.

2.На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются.

3. Слайд №3. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться или вспоминать о чем-то своем.

4. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле Цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты.

Хозяюшка-Забавушка: Спасибо вам за эти прекрасные слова! Ребята, я не сомневаюсь, что вы любите, оберегаете, охраняете родную природу. На нашей встречи мы поиграем, а вы поведаете нам о том, что узнали о цветковых растениях, послушаем музыку, стихи, легенды,

3.Проверка знаний:

А. игра «Разминка».

Хозяюшка-Забавушка: Давайте поиграем (Разминка). Моя помощница за правильные ответы на нашей встречи будет давать жетон, а в конце нашей встречи каждый по количеству жетонов получит от меня поощрение.

Слайд 4. Назвать основные систематические группы (Царство, отдел, класс, семейство, род, вид), слайд 5

Слайд 6. Назвать категорию, объединяющая виды (род).

Слайд 7. Выберите наиболее крупную систематическую единицу (царство).

Слайд 8. Выберите наименьшую систематическую единицу (вид).

Слайд 9. Определите правильную последовательность систематических единиц (2).

Слайд 10. Вставьте пропущенные слова (вид, род, семейство, класс, однодольные, двудольные) слайд 11.

Б. Работа в группах: (лабораторная работа, заполнение таблицы и взаимопроверка).

(Звонок колокольчика Флорена приносит письмо).

Хозяюшка-Забавушка: слайд№12 Ребята это письмо от Степы-Недотёпы.

Хозяюшка - Забавушка, я попал в беду, меня захватил Леший и сказал, что я буду жить у него 3 года 3 месяца и 3 дня, если не выполню все его задания, а я с этим справиться не смогу, т. к. эту тему проболел. Помогите. Высылаю вам задания (Флорена раздает по группам 4 приложения и по 2 гербария).

Ребята, давайте поможем Степе-Недотепе.

Лабораторная работа:1. Определить по гербариям – растения, дать им систематику (приложение №1)

Гербарий семейств: 1.Крестоцветные – Пастушья сумка.

2.Розоцветные – Земляника лесная.

3.Бобовые – Донник лекарственный.

4.Пасленовые – Петуния гибридная.

5.Сложноцветные – Чертополох обыкновенный.

6.Лилейные – Ландыш майский.

7.Злаковые – Мятлик луговой.

2.Заполним таблицу: Выявить признаки класса однодольных и двудольных.


Признаки

однодольные

двудольные

количество семядолей







корневая система







стебель







жилкование







цветок








Ребята поменялись работами по группам (взаимопроверка)

Проверим по слайду13, ошибки зачеркнем и вынесем на поля приложения.

4.Фронтальный опрос с элементами игры.

Хозяюшка-Забавушка: (звенит колокольчик). Мой давний друг Мудрец-Огурец прислал корзинку да не простую, в ней гостинцы с заданием. Я буду показывать. А вы будите называть семейство и основные признаки (в корзине: капуста, яблоко, горох, семечки подсолнуха, картофель, чеснок, кукуруза).

Слайд14. Капуста, слайд 15(семейство крестоцветные, однолетние и многолетние травы, плод стручок, стручочек, формула цветка-Ч4Л4Т4+2П1).

Слайд 16. Яблоко ( семейство розоцветные, слайд 17 плод - костянка, орешки, многоорешки, формула цветка Ч5Л5Т~ П~).

Слайд 18. горох (семейство бобовые, плод боб, клубеньки на корнях, формула цветка-Ч(5)Л(2)2,1Т(9)+1П1).Слайд 19.

Слайд 20. картофель (семейство пасленовые, плод коробочка, ягода, образуют клубни, формула цветка-Ч(5)Л(5)Т5П1).Слайд21

Слайд 22. подсолнечник (семейство сложноцветные, соцветие корзинка, цветки бывают трубчатые, язычковые, воронковидные, ложноязычковые, плод семянка, формула цветка-Ч5Л(5)Т5П1) слайд 23.

Слайд 24. кукуруза (слайд25 семейство злаковые, плод зерновка, мочковатая корневая система, жилкование параллельное, формула цветка-О(2)+2Т3П1).

Слайд 26. чеснок (семейство лилейные, плод коробочка, формула цветка-О3+3Т3+3П1) слайд 27.

Хозяюшка-Забавушка: мы хорошо потрудились, настала минута отдыха.

5.Физкультминутка (музыка)

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.

6.Итоговое тестирование (с элементами самопроверки и самооценки знаний).

Звенит Колокольчик.

Хозяюшка-Забавушка: Ребята, мы еще не до конца выполнили просьбу Степы - Недотепы, у нас осталось 3 задание Лешего (каждый ученик выполняет на листочке) слайд 28, 29.

ТЕСТ:

1.Отличие класса однодольных от класса двудольных.

А. эндосперм

В. образует плоды

С. число частей цветка кратное трем

Д. имеют завязь

2. Какое количество семядолей имеют покрытосеменные.

А. 2

В. 2 или 1

С. 1

Д. много

3. Какой орган впервые появился у покрытосеменных.

А. цветок

В. Семя

С. Стебель

Д. лист

4. Из завязи развивается.

А. плод

В. Эндосперм

С. Семядоли

Д. молодой побег

5. К двудольным растениям относится.

А. кукуруза

В. Томат

С. Тюльпан

Д. все эти растения

6. К однодольным растениям относится.

А. чеснок

В. спаржа

С. алоэ

Д. все эти растения

7. Число частей цветка у однодольных в каждом круге кратно.

А. 2

В. 3

С. 5

Д. 7

Ответы:1с, 2в, 3а, 4а, 5в, 6д, 7в.

Хозяюшка-Забавушка: слайд №30 Ребята, а теперь вы каждый в роле учителя проверите тест и поставите оценку (самопроверка по слайду) 0-5,1-4, 2-3, больше 3 ошибок- 2.Флорена собери работы, запечатай в конверт и отошли Степе – Недотепе.

7.Сообщения ребят с элементами инсценирования.

Хозяюшка-Забавушка: слайд №31 (стук в дверь и входит садовник, проходит в виде сценки). Ребята пришел мой друг садовник, - Что с тобой? Я болен, меня мучает кашель и насморк, болит горло, высокая температура. Лекарство нынче дорого стоит, да и аптека далеко. Может быть, посоветуете вы мне для лечения какое - ни будь народное средство?

Ну что ребята поможем?

Ребята расскажут несколько рецептов приготовления народных средств для лечения простудных заболеваний, т.е. от повышенной температуры, боли горла, кашля, насморка. А ты Садовник выберешь, какой рецепт тебе подойдёт (сообщение делают ребята из каждой группы).
1.Хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли две чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3-4 раза в день до еды.

2.При простудных заболеваниях хорошим средством считается сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 10 – 15 минут и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

3.Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

4.Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке.

Садовник: Спасибо ребята! Все рецепты очень полезны, возьму, пожалуй, все.

(ребята отдают рецепты и Садовник уходит).

8.Игра для развития логического мышления.

Флорена: Хозяюшка, что-то ребята заскучали, может быть, поиграем, « от общего к частному».

Хозяюшка-Забавушка: Ребята, расположите понятия так, чтобы слева располагались общие понятие, в середине - промежуточное, а справа – частное. Пример, «Низшие растения – водоросли – улотрикс».

Название слов указаны на слайде.
Слайд 32- От общего к частному.

1.Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные (двудольные, крестоцветные, ярутка полевая).

2.Лесное растение, дуб, дерево (лесное растение, дерево, дуб).

3.Крыжовник, цветковое растение, кустарник (цветковое растение, кустарник, крыжовник)

4.Ландыш майский, однодольные, лилейные (однодольные, лилейные, ландыш майский).

9.Работа в группах по обсуждению проблемной ситуации с элементами инсценирования.

( вбегает поваренок с крупами)

Поваренок: Ой! Ой! У меня на хозяйской кухне переполох. Принцесса Роза мне велела приготовить кашу из овса. Но вечером кто- то решил на до мной пошутить и поменял этикетки на баночках. А я забыл, какая каша будет из овса. Ребята, выручайте! (раздает 4 баночки с крупами по группам).

Хозяюшка-Забавушка: Ребята помогите поваренку восстановить этикетки на банках (ребята в группах обсуждают ситуацию, самостоятельно находят правильный ответ, делают новые этикетки и зачитывают) слайд №33.

Манная каша-из пшеницы.

Перловая каша - из ячменя.

Геркулесовая каша - из овса.

Пшенная каша - из проса.

Поваренок: Вот спасибо ребята! Выручили! Принцесса Роза будет мной довольна (уходит).

10.Сообщения ребят. Рассказы о прекрасном мире цветов (опережающее творческое задание).

Флорена: Ребята, Хозяюшка-Забавушка очень любит слушать легенды о цветах. Кто - ни будь, может ее порадовать?

(на экране слайды цветов, ученики рассказывают о цветах, легенды о них, под тихую музыку).
Слайды №34, 35, 36, 37 – Прекрасный мир цветов.
Легенда о нарциссах.

Согласно древнегреческой легенде, прекрасному юноше Нарциссу было предсказано, что он будет жить до тех пор, пока не увидит себя. Беспечный Нарцисс охотился в лесах, предавался развлечениям. Красивого юношу полюбила нимфа Эхо, но он отверг ее любовь. Тогда обиженная нимфа обратилась с просьбой к богам, чтобы они наказали человека с черствым сердцем. В жаркий день молодой охотник прилег на берегу ручья и в чистых струях вдруг увидел собственное отражение. Юноша так влюбился в него, что ни голод, ни усталость не могли заставить его покинуть это место. От любви к самому себе Нарцисс зачах и умер. А на берегу ручья появился цветок с шафранными лепестками-нарцисс.

Легенда о лилии.

Белые цветы лилий вызывают целый рой образов. Лилии получили свое название от древнегальского слово «ли-ли» - «белый – белый». Столица древней Персии называется Суза – город лилий. Особое место занимали лилии в истории Франции. Король франков Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии. Возвращаясь с поля битвы, солдаты украсили свои шлемы и щиты этими цветами. С тех пор знамена Франции украшают три лилии. 300 лет назад были вычеканены монеты «Золотые и серебряные лилии». Цветы лилии заполняли сады, и Францию называли королевством лилий.

Легенда о розе.

У роз особый аромат, то сильный, то нежный, чуть веющий.

В древней Греции поэты называли розу царицей цветов. Сказания древней Индии говорят о том, что богиня Красоты и Любви Лакшими родилась из бутона розы. Персия, где издавна любили розы, носит название «Гюлистан» - «Сад роз». В Англии 500 лет назад в течение тридцати лет не прекращалась «Война Алой и Белой роз». На знаменах и гербах воюющих сторон изображены розы. Много легенд и событий связано с этим прекрасным цветком. Поэты воспевают красоту и в наши дни. Ни одному цветку не посвящено столько стихов, романов и сказок.

Легенда об анютиных глазках.

Нежные бархатистые цветы. У них 5 лепестков – белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветах существовала легенда. Будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, которые подглядывали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась.

Хозяюшка-Забавушка: Большое спасибо! Ребята, я получила столько удовольствия от общения с вами.

11.Выводы, выставление оценок (ребята в группах пишут состав и напротив каждой фамилии, подписывают количество заработанных жетонов и отдают хозяйке). Хозяюшка-Забавушка: Ребята, вот и подошла к концу наша встреча. Вы показали свои знания по теме цветковые растения, умения работать самостоятельно как в группах, так и индивидуально, свои творческие, игровые, сценические способности. У вас хорошо развито чувство долга и ответственности за друзей.

12.Задание на дом: слайд № 38 подготовить стихи, загадки, рисунки о любом растении отдела покрытосеменные.

13.Технология эмоционального состояния учащихся.

Хозяюшка-Забавушка: Ребята, сейчас Флорена каждой группе даст цветок и лепестки трех цветов. Голубой - наша встреча принесла добро, радость, тепло, мир, гармонию. Коричневый – безразличие, уныние, тоску. Черный цвет – отрицательное отношение к окружающему. И вы покажите свое эмоциональное состояние нашей встречи.

14.Ознакомление с дополнительной литературой.

Хозяюшка-Забавушка: Ребята, вы очень много знаете о цветковых растениях. У меня в библиотеке есть, много новых книг приходите, читайте, буду рада вас видеть (выставка книг).

Литература:

1.Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В. Б. Захаров, Н. И. Сонин.- М.:2007.

2. Рабочая тетрадь.7 класс. В. Б. Захарова Н. И., Сонин.- М.:2010.

3. Диагностические работы. Г. Н. Панина.- СПб.:2005.

4. Внеклассная работа по биологии. Н. А. Касаткина. - Волгоград:2004.

5. Предметные недели в школе: биология, экология. В. В. Балабанова.- Волгоград: 2003.

6.Тесты по биологии. А.В. Панова.- СПб.:2007.

7.Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. Л.В.Сорокина. - М.: 2003.

8. Сборник стихотворений о природе.- М.:1998.

Приложение№1.
Лабораторная работа:1. Определить по гербариям – растения, дать им систематику.


Отдел:







Класс:







Семейство:







Род:







Вид:







2.Заполнить таблицу.


Признаки

однодольные

двудольные

количество семядолей







корневая система







стебель







жилкование







цветок








3.Итоговая проверка знаний.
ТЕСТ:

1.Отличие класса однодольных от класса двудольных.

А. эндосперм

В. образует плоды

С. число частей цветка кратное трем

Д. имеют завязь

2. Какое количество семядолей имеют покрытосеменные.

А. 2

В. 2 или 1

С. 1

Д. много

3. Какой орган впервые появился у покрытосеменных.

А. цветок

В. Семя

С. Стебель

Д. лист

4. Из завязи развивается.

А. плод

В. Эндосперм

С. Семядоли

Д. молодой побег

5. К двудольным растениям относится.

А. кукуруза

В. Томат

С. Тюльпан

Д. все эти растения

6. К однодольным растениям относится.

А. чеснок

В. спаржа

С. алоэ

Д. все эти растения

7. Число частей цветка у однодольных в каждом круге кратно.

А. 2

В. 3

С. 5

Д. 7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» iconУрок природоведения в 5 классе Тема урока : «Строение цветковых растений»
Цель урока: изучить строение цветковых растений; расширить представления учащихся об органах цветковых растений, выявить их функции;...

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» iconУрока Классификация отдела Покрытосеменных растений
Познакомить обучающихся с признаками Покрытосеменных растений классов двудольных и однодольных; сформировать понятия о семействах...

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» iconКонспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Отдел цветковые растения....
Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» iconУрок по теме «Вегетативное размножение»
Цель: Ознакомление учащихся со способами вегетативного размножения цветковых растений

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» iconУрок 13-14. Тема: Растения. Строение, жизнедеятельность размножение цветковых растений
Жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений)

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» iconПлан-конспект урока
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений, дать представление о двойном оплодотворении...

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» iconУрок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные...
Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» icon«Выбери один из трех ответов»
Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» iconПояснительная записка Данный урок является десятым в теме «Органы...
Для раскрытия материала выбраны сочетания иллюстративно-объяснительного и частично-поискового методов, так как именно они позволяют...

Урок по теме: «Классификация цветковых растений» iconУрок биологии ( 3 урок по теме) в 7 классе
Познакомить учащихся с многообразием покрытосеменных растений на примере классов Двудольных и Однодольных растений


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru