Утверждена




Скачать 374.94 Kb.
НазваниеУтверждена
страница1/5
Дата публикации23.07.2014
Размер374.94 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4   5


ОДОБРЕНА
решением консультативного совета

по инвестиционной политике при

Правительстве Кировской области

от 08.06.2010 № 3


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства

Кировской области

от 15.06.2010 № 191



КОНЦЕПЦИЯ

областной целевой программы

«Развитие физической культуры и спорта в Кировской области» на 2011-2013 годы

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области



Основным направлением государственной политики в сфере развития спорта согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», является создание условий для повышения качества жизни населения, включая развитие человеческого потенциала через системные преобразования, улучшающие качество социальной среды и условия жизни людей.

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта – создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.

Данная цель будет достигнута благодаря развитию системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания и повышению конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

Стратегической целью развития Кировской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее – Стратегия), одобренной постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 «О принятии Стратегии социально – экономического развития Кировской области на период до 2020 года» (с изменением, внесенным постановлением Правительства области от 06.12.2009 № 33/432), является повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.

Приоритетными целями Стратегии являются развитие физической культуры и спорта для обеспечения жителям области гарантий доступности к развитой спортивной инфраструктуре, развитие новых видов спорта, направленных на формирование гармоничной личности, физически и духовно здорового молодого поколения, а также повышение конкурентоспособности спортсменов Кировской области на всероссийском и международном уровне.

При этом реализация государственной политики в сфере спорта должна осуществляться с учетом задач, закрепленных в Стратегии, - формирования зон опережающего развития и опорного каркаса социальной сети. Инфраструктура физической культуры и спорта должна формироваться на основе опорного каркаса социальной сферы Кировской области.

В настоящее время в сфере физической культуры и спорта Кировской области сложилась непростая ситуация, характеризующаяся рядом проблем, в том числе системных, которые составляют основу для разработки задач и мероприятий.

Общее количество спортивных сооружений с 2002 по 2009 год сократилось на 1,7% (до 2511 единиц). При этом высочайшая степень морального и физического износа спортивных сооружений статистикой не учитывается. По оценкам специалистов управления по физической культуре и спорту Кировской области, до 90% спортивных сооружений на сегодняшний день значительно изношены и не соответствуют современным требованиям к оснащенности объектов спортивным инвентарем и проведению соревнований.

Поэтому, несмотря на возросшие к 2009 году на 9,6% относительно уровня 2002 года общие цифры пропускной способности (65185 человек), реальный уровень оказания социальных услуг в сфере физической культуры и спорта постоянно снижается.

Эти проблемы вызваны, в первую очередь, недостаточным финансированием сферы физической культуры и спорта. Несмотря на тенденцию к увеличению бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем бюджетных расходов на сегодняшний день далеки от оптимальных.

Средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на одного жителя Кировской области в год, за последние два года возросла более чем в четыре раза и составила в 2009 году 297,0 рублей. Однако эти показатели минимум в три раза ниже, чем у регионов-лидеров Приволжского федерального округа (далее – ПФО) и более чем в 2,5 раза ниже среднероссийского уровня.

Так, согласно информационно-аналитическому бюллетеню состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации на 01.01.2009 расходы в Республике Татарстан на физическую культуру и спорт составляли 970,7 рубля на человека, в Нижегородской области - 910,9 рубля на человека, а в Республике Марий Эл – 1721,7 рубля на человека. В среднем по России финансирование физической культуры и спорта на одного жителя составляет 820,6 рубля.

Важным является вопрос повышения квалификации кадров в сфере физической культуры и спорта. С учетом снижения численности населения Кировской области снижение показателей обеспеченности населения кадрами некритично. Так, количество штатных физкультурных работников снизилось с 2592 до 2404 человек с 2002 по 2009 год (снижение на 7,2%). При этом на сегодняшний день системная работа по развитию методологии спорта и кадрового потенциала практически не осуществляется, а существующий размер оплаты труда не мотивирует работников на достижение высоких результатов.

81,9% физкультурных работников имеют высшее и среднее специальное физкультурное образование. Свою квалификацию они повышают в государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и на курсах повышения квалификации в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет». В связи с недостаточным финансированием учреждений физкультурные работники не имеют возможности повышать свою квалификацию на факультетах подготовки и переподготовки кадров высших учебных заведений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (далее – Минспорттуризм России), что не позволяет своевременно изучать, осваивать современные спортивные методики подготовки спортсменов на разных этапах спортивной подготовки.

Во многом проблема развития кадрового потенциала связана с несовершенством существующей системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта и низким размером заработной платы.

Указанные проблемы приводят к неудовлетворительным результатам подготовки спортсменов в Кировской области. В частности, с 2002 по 2005 год в среднем в области нормативы мастера спорта сдавали по 50 человек в год. В 2009 году их количество сократилось почти в три раза (18 человек).

Соответствующее количество мастеров спорта международного класса за аналогичный период сократилось ещё значительней – в пять раз. В 2009 году мастером спорта международного класса стал лишь один спортсмен.

Одной из наиболее серьезных проблем, препятствующей развитию спорта в Кировской области, является несовершенство действующей системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта.

Реализация единой государственной политики невозможна в связи с разорванностью вертикальных и горизонтальных связей между управлением по физической культуре и спорту Кировской области, общественными организациями в сфере спорта, учебными заведениями, подведомственными департаменту образования Кировской области, а также органами власти на местном уровне.

На начало 2010 года в Кировской области спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми, подростками и молодежью осуществляют 57 спортивных школ и детско-юношеских клубов по физической подготовке, при этом 52 учреждения подведомственны департаменту образования Кировской области, и лишь 5 – управлению по физической культуре и спорту Кировской области, что создает сложности в реализации единой политики в сфере спорта.

Не разработаны нормативы обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем для объектов спортивной инфраструктуры.

Не ведется системная работа по сотрудничеству с общественными организациями, политическими партиями в вопросах развития физической культуры и спорта.

На сегодняшний день не внедрена необходимая для управления отраслью система мониторинга и контроля деятельности муниципалитетов и подведомственных учреждений в сфере физической культуры и спорта. Финансирование видов спорта на сегодняшний день не находится в строгом соответствии с массовостью и результативностью проводимых мероприятий.

Работа по привлечению частных инвестиций в сферу физической культуры и спорта, так же как и работа по взаимодействию с бизнесом для популяризации спорта, на сегодняшний день осуществляется несистемно.

Одним из ключевых моментов решения указанных проблем должно стать внедрение системы показателей для оценки эффективности деятельности ведомственных и других спортивных организаций, а также спортивных федераций по развитию физической культуры и спорта и использованию спортивных объектов.

Остро стоит проблема низкой информатизации сферы физической культуры и спорта. На сегодняшний день практически не используются компьютерные базы данных для изучения динамики развития спортсменов, отсутствует система электронного документооборота, нет компьютеров и модемов для работы с электронной почтой, мессенджерами и voip-телефонией (Скайп). Степень использования информационных технологий близка к нулю, что отрицательно влияет на оперативность управления.

Другой важной проблемой является низкое число занимающихся спортом в области. Статистика свидетельствует, что в настоящее время Кировская область значительно отстает даже от менее развитых субъектов Российской Федерации. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в области, не превосходит 17%, тогда как в Республике Башкортостан этот показатель равен 30,6%, в Республике Марий Эл – 28,8%, в Чувашской Республике – 23,9%.

При этом рост показателя в последние годы не должен вводить в заблуждение, он достигается исключительно за счет сильной убыли населения и уменьшения общего количества жителей в Кировской области.

В 2009 году лишь половина (51,6%) учащихся общеобразовательных школ были охвачены спортивными секциями и группами оздоровительной направленности, созданными в школах и клубах по месту жительства.

В высших учебных заведениях ситуация аналогична: всего треть (33,9%) студентов высших учебных заведений занимается в спортивных секциях и группах. Постоянно сокращается число занимающихся в клубах по месту жительства, с 2004 по 2009 год их количество уменьшилось на 32,6% (до 17852 человек).

Одной из причин малого количества занимающихся является то, что традиционные виды спорта (лыжные гонки, легкая атлетика) не являются привлекательными для молодежи в силу моды на более современные виды спорта: сноуборд, скейтинг, би-эм-икс, артистик-слалом, спидскейтинг. Однако в области полностью отсутствует соответствующая инфраструктура.

Популяризация занятий физической культурой и спортом также сегодня сталкивается с инфраструктурными ограничениями: в области практически нет спортивных сооружений современного уровня, отсутствуют спортивные залы, оборудованные для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, в большинстве сооружений отсутствует возможность размещения зрителей.

На сегодняшний день в Кировской области есть муниципальные районы, в которых отсутствуют современные плоскостные спортивные сооружения для организации занятий физической культурой. Пожилые люди, дети-сироты и дети из малообеспеченных семей не имеют возможности посещать платные спортивные секции и частные спортивные сооружения, что в отсутствие бесплатной альтернативы фактически лишает их возможности заниматься физической культурой и спортом.

Среди проблем развития спорта высших достижений сегодня можно выделить уже обозначенную ранее проблему нехватки спортивной инфраструктуры соответствующего уровня, отсутствие современной методологической базы и современного медицинского обслуживания, неразвитость системы отбора и подготовки спортивного резерва, а также несовершенство системы проведения областных соревнований, которые сегодня, как правило, проводятся не в виде регулярных чемпионатов, а в виде разовых мероприятий.

Развитие массового спорта, в свою очередь, требует решения проблемы низкого количества занимающихся спортом, отсутствия массовых программ физкультурно-оздоровительных занятий для граждан старшего возраста, недостаточной популярности среди молодежи идеи о необходимости занятий физической культурой и спортом и ведения здорового образа жизни, а также отстраненности государственной политики от современных популярных у молодежи экстремальных видов спорта.

Так, в 2009 году было проведено 220 спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе 165 чемпионатов и первенств области по 49 видам спорта, однако количество зрителей и болельщиков было недостаточным для решения задачи популяризации. Необходимо значительно повышать уровень и зрелищность проводимых мероприятий, чтобы они стали инструментом пропаганды спорта.

Отсутствие для большинства граждан возможности систематически заниматься физической культурой и спортом стало одной из причин серьезного ухудшения здоровья населения, когда не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья. В Кировской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом привлечены лишь 16,8% от населения области.

Состояние здоровья населения Кировской области на сегодняшний день является серьезным сдерживающим фактором регионального развития и развития человеческого потенциала, снижает возможности самореализации человека и конкурентоспособность области в межрегиональном пространстве.

Согласно стратегическому видению к 2020 году сфера физической культуры и спорта области будет представлять территориально распределенный комплекс качественных оздоровительных услуг, позволяющих каждому жителю области реализовать свои интересы и выбрать наиболее удобную ему форму физического развития и поддержания активного долголетия.

Развитие инфраструктуры вместе с доступностью услуг в сфере физической культуры и спорта безусловно отразится на повышении качества жизни населения области и окажет значительный социальный эффект.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждена iconПрограмма «юные судьи туристских соревнований» Педагог дополнительного...
Центра детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России (типовая программа утверждена решением Исполкома Международного...

Утверждена iconПрограмма курса «Контрастивная лингвистика» для студентов-бакалавров...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка и общего языкознания ( № протокола заседания кафедры, дата проведения,...

Утверждена iconИнструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве...
Утверждена членом Правления ОАО рао "еэс россии" Техническим директором Б. Ф. Вайнзихером 21. 06. 2007 г

Утверждена iconПояснительная записка Специальность 070102 Инструментальное исполнительство...
Оркестровые струнные инструменты утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 07. 2001г., №2572 «Об утверждении...

Утверждена iconУтверждена постановлением

Утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена

Утверждена iconРабочая программа 8 класс Утверждена на заседании педагогического...
...

Утверждена iconРабочая программа 10 класс Утверждена на заседании педагогического...
...

Утверждена iconМетодика проведения экспертизы проектов муниципальных программ города...
Утверждена Коллегией Контрольно-счетной палаты города-курорта Сочи (решение от 04 декабря 2012 №68)

Утверждена iconУтверждена
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №28


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru