Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58




НазваниеМосква «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58
страница1/15
Дата публикации16.08.2013
Размер2.24 Mb.
ТипУрок
5-bal.ru > Спорт > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


С.КОЖЕВНИКОВ



Издание третье, дополненное



МОСКВА

«ИСКУССТВО»

1984

ББК 85.35

К58

Допущено Управлением учебных заведений

и научных учреждений Министерства культуры СССР

в качестве учебного пособия

для учащихся училищ циркового

и эстрадного искусства

К 4909000000-175 112-83

025(01)-84

© Издательство «Искусство». 1984

Глава I

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

ПРИ ЗАНЯТИЯХ АКРОБАТИКОЙ


Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и мето­дически. Только такие занятия могут дать положительные резуль­таты.

Урок — эта общепринятая и наилучшая форма проведения за­нятий — должен строиться и проводиться по определенному плану.

Независимо от того, где проводится тренировка — в кружке ли самодеятельности, в спортивной ли школе или цирке,— инструктор-тренер (преподаватель) должен строить свой урок, учитывая общую цель занятий. Урок, конечно, не может быть стандартным, одина­ковым для любого коллектива занимающихся, но схема его должна явиться общим ориентиром, допускающим частные отклонения и изменения.

Например, в коллективе самодеятельности тренер преследует цель обучить занимающихся элементарным акробатическим упраж­нениям. По освоении их он подготавливает «номер», составляя его на основе этих упражнений. Это одно.

В секциях акробатики учебных заведений или спортивных обществ тренер (преподаватель) ставит своей целью воспитать из занимающихся настоящих мастеров этого вида спорта, которые в дальнейшем будут участвовать в соревнованиях. Это другое.

Но основная задача тренера — воспитать здорового, сильного, ловкого, волевого, закаленного человека, надежного защитника со­циалистической Родины.

Сама техника акробатики невозможна без освоения и развития в себе этих качеств.

При занятиях акробатикой преподаватель обязан требовать от учеников строжайшей дисциплины. Невнимательное отношение к занятиям может привести к ушибам и травмам. Преподаватель дол­жен внимательно следить за исполнением упражнений и сразу же устранять каждую, даже незначительную, ошибку. Не замеченную и не устраненную вовремя ошибку в дальнейшем исправить намного труднее. Преподаватель должен развить в ученике смелость и настойчивость.

Число занимающихся в акробатическом кружке — группе — не должно превышать двенадцати — пятнадцати человек на одного преподавателя. Акробатические упражнения приходится неоднократно повторять с каждым учеником, что занимает много времени. В чрез­мерно большой группе медленнее усваиваются упражнения, и уче­ники теряют интерес к занятиям.

Зимой занятия проводятся в спортивных залах с хорошей венти­ляцией и температурой не ниже 15—18°.

Летом занятия переносятся в парки, сады, на спортплощадки и на специально подготовленные, вскопанные и посыпанные опил­ками акробатические площадки. Женская и мужская группы зани­маются, как правило, отдельно.

При приеме в акробатическую группу учащиеся должны пройти обязательный медицинский осмотр.

Методика уроков при занятиях акробатикой


Правильное планирование работы является залогом успешного хода учебно-тренировочных занятий. Урок должен состоять из четырех частей: вводной — 4—6 минут, подготовительной — 15— 20 минут, основной — 25—30 минут и заключительной — 8—10 ми­нут. Вводная и подготовительная части имеют целью подготовить организм занимающихся к последующей усиленной физической нагрузке основной части.

В основной части нагрузка бывает максимальной. Заключитель­ная часть имеет целью постепенное успокоение деятельности как мышц, так и внутренних органов и нервной системы.

Спортсмены тренируются три раза в неделю, через день. Ар­тисты тренируются ежедневно, делая один раз в неделю (1 день) перерыв для отдыха, так как кроме дневных тренировок они имеют ежедневно вечерние выступления. Общая физическая нагрузка у них очень высокая.

С первых же занятий преподаватель должен придерживаться строгой последовательности упражнений в отношении их трудности.

Некоторые ученики, не считаясь с замечаниями и советами преподавателя, преждевременно, не освоив элементарных упражне­ний, самостоятельно изучают сложные элементы: стойки, сальто и т. п. Такая непоследовательность только вредит делу, она часто приводит к трудноисправимым ошибкам, мешающим росту акроба­тического мастерства. Не переходить к сложным упражнениям, не освоив хорошо простые,— таково непременное условие успешных занятий по акробатике.

Нельзя также изучать новые упражнения, если занимающиеся с напряжением исполняют старые, пройденные упражнения. Реко­мендуется проводить регулярные контрольные занятия. Хорошо успевающих следует выделять в особую группу, с отстающими сле­дует многократно повторять неосвоенные упражнения.

Перед началом каждой части урока преподаватель знакомит занимающихся с предстоящим упражнением, объясняя технику его исполнения. Затем сам преподаватель или лучший ученик демон­стрирует это упражнение, чтобы вся группа имела наглядное пред­ставление об его исполнении.

Замечания о терминологии


Акробатика сравнительно недавно получила признание в общей системе физического воспитания и развития молодого советского поколения, как один из ценных и интересных видов физической культуры и спорта. Акробатические упражнения занимают теперь законное место в комплексе ГТО-1 и ГТО-2. До недавней поры акробатика была уделом чисто профессионального круга цирковых артистов.

Названия акробатических упражнений, употреблявшиеся в этой среде, были непонятны из-за иностранного происхождения и подчас никак не объясняли самой сущности этих упражнений. С развитием акробатики в системе физического воспитания, спорта и самодея­тельности встал вопрос о создании единой русской терминологии.

При составлении программ соревнований по акробатике была частично изменена существующая терминология. Это принесло в некоторой степени положительные результаты, но не решило еще окончательно задачи, так как русские названия иногда даже самых простых упражнений оказались труднопроизносимыми, чересчур длинными и не получили широкого распространения. Это привело к тому, что большинство занимающихся пользуется старыми назва­ниями. Не беря на себя смелость решения этой сложной и серьез­ной задачи, при описании некоторых упражнений мы будем при­держиваться новых названий, оставляя в скобках старые, так как новая терминология не охватывает всех жанров акробатики.

Наряду с объяснением по терминологии необходимо привести разъяснения некоторых слов, часто упоминающихся в этой книге и имеющих большое значение при занятиях акробатикой. Это слова:

  1. пассировка,

  2. темп,

  3. группировка,

  4. стрекассат.

Слово «пассировка» (или «пассировать») имеет два значения.

Первое — страховка. Страховщик (пассировщик) находится око­ло занимающегося с целью страховки последнего от возможных падений. В данной книге мы пользуемся русскими словами «стра­ховать», «страховщик».

Второе — смягчение прихода на ноги, в кисти рук и т. д. с како­го-либо упражнения, которое делается как самим исполнителем, так и партнером, принимающим или ловящим исполнителя. Смягчение достигается незначительным (пружинистым) приседанием с после­дующим выпрямлением ног. Это второе значение будет обозначать­ся в дальнейшем словом «пассировать».

Слово «темп» также имеет два значения.

Первое — сделать какое-нибудь одно упражнение или несколько «в темп» или «в темпе», т. е. сделать его одно или поочередно с другими несколько раз подряд, не останавливаясь, в заданном ритме.

Второе — дать темп, т. е. произвести необходимый толчок нога­ми или руками для облегчения исполнения какого-либо упражне­ния. Например, при входе и отходе на плечи и с плеч, при броске руками, при построении и распаде пирамид.

При броске партнера с плеч применяется обычно так называе­мый двойной темп, состоящий из двух движений: вниз и вверх. Беря партнера на плечи, нижний делает небольшое приседание (движение вниз) с последующим выпрямлением ног (движение вверх). Выбрасывая партнера с плеч, нижний снова делает два дви­жения: приседает (движение вниз) и выпрямляет ноги (вверх).

Группировка. Прежде чем приступить к разучиванию различ­ных акробатических упражнений, необходимо познакомить учени­ка с группировкой, так как правильная группировка необходима для исполнения в дальнейшем почти всех технически сложных прыжков, как, например, различных сальто.

Под группировкой подразумевается такое положение исполни­теля, при котором его корпус и ноги собраны как бы «в комок». Для наглядного представления о группировке занимающийся дол­жен сделать следующее: лечь на спину выпрямившись, руки вытя­нуть за головой; резким движением согнуть ноги в коленях по ширине плеч, плотно прижимая колени руками к груди. Подборо­док также прижимается к груди, спина круглая. Таким образом, тело образует как бы «комок». Это положение называется группи­ровкой.

В дальнейшем в описании различных упражнений встречаются слова: «плотная», «широкая» группировки — это значит, что колени до предела подтягиваются к груди, т. е. плотно, и вместе с тем ко­лени разведены чуть шире головы, пятки и носки вместе, подъем вытянут до отказа. При исполнении различных прыжков группи­ровка считается правильной, когда она взята плотно и широко.

Стрекассированным прыжком, или прыжком-стрекассат, назы­вается такой прыжок, в котором прыгун, сделав заднее сальто, при­ходит впереди той точки, на которой он находился до прыжка, и, наоборот, сделав переднее сальто, оказывается позади этой точки.

Оборудование


Для занятий акробатикой необходимо иметь следующее обору­дование:

  1. Войлочную дорожку, обшитую брезентом. Ширина ее — 1 м 20 см, длина — 8—15 м, толщина — не менее 3 см.

  1. Гимнастический мат.

  1. Ковер.

  2. Ручные лонжи, из расчета одна на троих занимающихся.

  3. Подвесную лонжу одинарную и двойную.

  4. Трамплин деревянный и пружинный.

  5. Фетровые шапочки — 2—4.
Костюмы

Костюм для мужчин и женщин, занимающихся акробатикой, должен быть легок, удобен, не должен стеснять движений. Обыч­ный костюм акробатов состоит из трусов и майки. При исполнении акробатических упражнений как женщины, так и мужчины долж­ны под костюм надевать бандаж, сделанный из резиновых лент или резинового пояса. В период изучения и освоения акробатиче­ских упражнений не рекомендуется заниматься в шароварах, брю­ках, комбинезонах. Эти костюмы стесняют свободу движений и не дают преподавателю возможности наблюдать, правильно ли испол­няются акробатические упражнения.

Для занятий нужны акробатические ботинки, сшитые из пару­сины, брезента или мягкой кожи с выворотной мягкой кожаной по­дошвой. Ботинки (а не туфли) необходимы для предохранения голеностопного сустава от растяжений. Всякая грубая обувь для занятия акробатикой совершенно непригодна, так как она будет царапать руки, шею и плечи партнера.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconСредние таблицы ббк. Ббк. Рабочие таблицы для массовых библиотек....
Риторическая критика, риторические жанры, ораторская речь (ораторика), история ораторского искусства, риторика рекламы

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена...
России, академика рао б. М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2008 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных...

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса
«Изобразительное искусство» и авторской программы «Изобразительное искусство 5-8 классы» В. С. Кузина, С. П. Ломова, Е. В. Шорохова,...

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
«Изобразительное искусство» под редакцией доктора педагогических наук, профессора В. С. Кузина, утвержденной Министерством образования...

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconСобрание сочинений том шестой научное наследство под редакцией М....
Составитель, автор послесловия и комментариев доктор психологических наук, профессор М. Г. Ярошевский

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconСобрание сочинений том шестой научное наследство под редакцией М....
Составитель, автор послесловия и комментариев доктор психологических наук, профессор М. Г. Ярошевский

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconУчебно-методическое пособие аст астрель москва*2005 удк 376 ббк 74. 3
Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconРабочая программа курса «Изобразительное искусство»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы Изобразительное искусство 5-9 классы,Москва, «Дрофа», 2010 год

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconМетодика выполнения дипломных работ москва 2007 удк ббк
Допущено учебным управлением мэи (ТУ) в качестве учебного пособия для студентов различных специальностей со специализациями в области...

Москва «искусство» 1984 ббк 85. 35 К58 iconЛогия 6-е издание Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж...
Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || ||


Учебный материал


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru